ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-22000/2012
г. Москва Дело № А40-43001/12-120-404
28 августа 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьиЗахарова С.Л.
судей:Свиридова В.А., Москвиной Л.А.
при ведении протоколасекретарем судебного заседания ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу
ИП ФИО2
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2012 по делу №А40-43001/12-120-404, принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ИП ФИО2 (ОГРН <***>)
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения
третьи лица: 1) ООО «Мегаполис Краснодар», 2) ЗАО «Торговая Компания Мегаполис»
при участии:
от заявителя:ФИО3, по дов. от 25.02.2011;
от ответчика:ФИО4 по дов. от 03.04.2012,
ФИО5 по дов. от26.04.2012;
от третьих лиц:1) ФИО6 по дов. от 10.04.2012;
2) ФИО7 по дов. от10.01.2012
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2012 отказано в удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – заявитель) о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 20.12.2011 № 1 10/149-1.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что суд первой инстанции проигнорировал доводы ИП ФИО8 и не выяснил существенные для рассмотрения дела обстоятельства; антимонопольный орган должен был привлечь ЗАО «ТК Мегаполис» в качестве ответчика, а не заинтересованного лица; заявитель была введена ФАС России в заблуждение о якобы имевшем место факте переноса даты рассмотрения дела, и тем самым было допущено нарушение её прав.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители ООО «Мегаполис Краснодар» и ЗАО «Торговая Компания Мегаполис» поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела № 1 10/149-11 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обращение ИП ФИО2 (вх № 1380 от 01.03.2011), по вопросу соответствия действий группы компаний «Мегаполис» и ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» антимонопольному законодательству.
20.12.2011 в связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом производство по делу № 1 10/149-11 прекращено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
ЗАО «Торговая компания «МЕГАПОЛИС» и ООО «Мегаполис Краснодар» входят в одну группу компаний, которая на основании приказа ФАС России № 222 от 29.03.2011 включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке, в связи с тем, что доля рынка оптовой торговли сигаретами, занимаемая данной группой, в географических границах Российской Федерации более 50%.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Заявитель утверждает, что принятая коммерческая политика после включения ЗАО «ТК «МЕГАПОЛИС» и ООО «Мегаполис Краснодар» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке, пришло в противоречие с Федеральным Законом «О защите конкуренции».
Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа и подтверждается материалами дела, между ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и ИП ФИО2 11.01.2010 был заключен договор поставки (табачных изделий) №ЗДП-23/1.
В связи с истечением срока Договора поставки, ИП ФИО2 в письме от 11.12.2010 (исх. № б-б) предложила ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» заключить соответствующий договор на 2011 год, приложив к данному письму его проект.
ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в ответном письме (вх. № б/н от 24.01.2011), предложило продлить срок действующего Договора на аналогичных условиях.
Таким образом, 01.11.2011 было заключено Дополнительное соглашение № 1 к Договору поставки от 11.01.2010 № ЗДП-23/1 о продлении срока действия данного договора до 31.12.2011.
Вместе с данным письмом ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» направил ИП ФИО2 для ознакомления и подписания дополнительные соглашения от 31.12.2010 № JTI, № PMI, № ITG к Договору поставки № ЗДП-23/1 от 11.01.2010.
В ответ ИП ФИО2, письмом от 24.01.2011 № 1в, направила протоколы разногласий к дополнительным соглашениям для принятия мер по выдвинутым условиям. В соответствии с данными протоколами ИП ФИО2 предлагала внести изменения в части уменьшения установленных объемов реализации, достижение которых является основанием для получения соответствующей премии.
ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в ответ на письмо ИП ФИО2 (исх. № 1в от 24.01.2011), сообщило об отказе в заключении с ИП ФИО2 дополнительных соглашений к договору поставки на предложенных ею условиях.
В качестве обоснования данного отказа ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» указало, что в случае одобрения ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» предложенных условий был бы нарушен установленный группой компании «Мегаполис», в том числе и ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР», единый подход к сотрудничеству с контрагентами, а именно выплата контрагентам премий на определенных условиях (данные условия, являются единообразными для всех контрагентов), и другие клиенты ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» были бы поставлены в неконкурентные условия.
В соответствии с агентским договором от 14.06.2007 №23 ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» является агентом ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» по реализации сигарет. Все договоры, которые заключает ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в рамках исполнения агентского договора, имеют типовую форму, определенную ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС».
ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» 09.04.2010 было направлено заявление в ФАС России о проверке соответствия Коммерческой политики и типового Договора с соответствующими дополнительными соглашениями антимонопольному законодательству. Письмами ФАС России от 25.06.2010 № ЦА/20088 и от 13.07.2010 № ЦА/22193 указанная Коммерческая политика и типовой Договор с соответствующими дополнительными соглашениями были признаны соответствующими требованиям статьи 11 Закона о защите конкуренции. Также по результатам анализа указанного типового Договора и дополнительных соглашений к нему ФАС России установил, что условия данных соглашений не направлены на ограничение конкуренции, поскольку предполагают установление единого подхода ко всем контрагентам в зависимости от предусмотренных Коммерческой политикой ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» единообразных условий.
01.01.2011 данная Коммерческая политика в согласованном виде была размещена на официальном сайте группы компании «Мегаполис» в сети Интернет по адресу http://www.gkm.ru/ru/policy.
Дополнительно ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС», письмом от 07.11.2011 № 264 (вх. № 65136 от 08.11.2011), по запрошенной информации ФАС России предоставила информацию об объемах реализации табачной продукции по Краснодарскому краю ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и его группой лиц за 2011 год: по продукции РМI - 140491,61 коробов, из них с подписанием Сервисного соглашения - 106 892,74 коробов; по продукции JTI 220 930,60 коробов, из них с подписание Сервисного соглашения - 177 854,53 коробов; по продукции ITG - 36 959,67 коробов, из них с подписанием Сервисного соглашения 28 957,69 коробов.
Также, из представленных материалов ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» следует, что ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и его группа лиц заключили договоры поставки: по продукции РМI в 2010 году с 11 524 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 6 522 контрагентами; по продукции JTI в 2010 году с 11 447 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 6 451 контрагентами; по продукции ITG в 2010 году с 10 976 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 5 969 контрагентами
Одновременно в данном письме ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» пояснило, что возможный максимальный заказ табачной продукции не ограничен, а минимальный заказ составляет один блок (пять или десять пачек) сигарет.
Условия поставки, установленные дополнительными соглашениями к договору, предложенные ООО «Мегаполис Краснодар» ИП ФИО8, являются идентичными, рассмотренным ФАС России, и признанными соответствующими антимонопольному законодательству и коммерческой политике ЗАО «ТК «МЕГАПОЛИС».
Таким образом, антимонопольным органом сделан правомерный вывод, поддержанный судом первой инстанции о том, что все договоры поставки, заключаемые ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в рамках исполнения агентского договора, в т.ч. предложенные ИП ФИО8, идентичны типовой форме, определённой ЗАО «ТК «МЕГАПОЛИС» и согласованной с ФАС России, и содержат условия, установленные коммерческой политикой ЗАО «ТК «МЕГАПОЛИС», которые признаны соответствующими антимонопольному законодательству РФ.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела и суду не представлено.
Заявитель в свою очередь требовала включения в договор поставки условий, более выгодных для себя и отличных от условий, заключаемых с другими покупателями, т.е. предоставления себе преимуществ перед другими покупателями.
В указанной связи, вывод антимонопольного органа об отсутствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в действиях ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР», вопреки доводам автора апелляционной жалобы является правильным.
Утверждение заявителя, что ЗАО ТК «МЕГАПОЛИС» необоснованно было привлечено при рассмотрении её заявления в ФАС России в качестве заинтересованного лица, а не в качестве ответчика необоснованно, поскольку непосредственно стороной в договорных отношениях с заявителем выступало ООО «Мегаполис Краснодар», с которым заключался договор поставки и им поставлялся товар в адрес заявителя.
Согласно пункту 3.36.2 Приказа ФАС России от 25.12.2007 № 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее - Приказ ФАС России № 447) ответчиком по делу является лицо, в отношении которого подано заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Довод заявителя о том, что она была введена ФАС России в заблуждение о якобы имевшем место факте переноса даты рассмотрения дела, и тем самым было допущено нарушение её прав, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.
Из материалов дела усматривается, что определение о назначении дела к рассмотрению вынесено 13.09.2011 в связи с тем, что в 3-месячный срок (до 13.12.2011) дело не было рассмотрено, определением от 01.12.2011 срок рассмотрения был продлен до 6-ти месяцев, т.е. 13.06.2012.
При этом дата рассмотрения дела назначена на 20.12.2011, о чем ИП ФИО8 извещена письмом от 08.11.2011 № АК/41499, и эта дата не изменялась.
Таким образом, направляя ИП ФИО8 уведомление о назначении даты рассмотрения дела и определение продлении сроков его рассмотрения, ФАС России, не вводил её в заблуждение, а исполнял требования, установленные ст.45 Федерального закона «О защите конкуренции».
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то они на правильность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя не влияют.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2012 по делу №А40-43001/12-120-404 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: С.Л. Захаров
Судьи: В.А. Свиридов
Л.А. Москвина
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.