ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-586/2019
№ 09АП-2214/2019
г. Москва Дело № А40-236639/18
26 февраля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: | ФИО1, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента СМИ г.Москвы, ООО «Синтерс М»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2018 по делу № А40-236639/18, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-2529)
по заявлению ООО «Синтерс М»
к Департаменту средств массовой информации и рекламы г.Москвы
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя: ФИО2 по дов. от 30.11.2018, ФИО3 по дов. от 05.10.2018;
от ответчика: ФИО4 по дов. от 14.03.2018;
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Синтерс М» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту средств массовой информации и рекламы г. Москвы (далее - ответчик, Департамент СМИ г.Москвы, Департамент) о признании незаконными решений.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2018, заявленные ООО «Синтерс М» требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Департамент СМИ г.Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. По мнению Департамента, оспариваемые Обществом решения приняты в пределах полномочий Департамента, так как он самостоятельно определяет возможность и целесообразность внесения рекламных мест в Схему размещения рекламных конструкций.
ООО «Синтерс М» не согласившись с принятым судом решением в части, просил решение суда изменить и в мотивировочной части указать, что места установок рекламных конструкций, указанных Обществом в заявлении не предполагают размещение рекламных конструкций на 14 зонах, определенных в п. 4.3.4 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамента заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от представителя заявителя поступили заявления об отказе от заявленных требований в части признания незаконными решений Департамента СМИ г. Москвы, изложенных в письмах от 27.09.2018 № 01-38-000910/18, от 27.09.2018 № 01-38-00911/18, от 25.09.2018 № 01-38-000891/18.
Учитывая, что поступивший от ООО «Синтерс М» отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, апелляционный суд, руководствуясь, ст. 49, ст.150 АПК РФ, принимает отказ ООО «Синтерс М» от заявленных требований в части признания незаконными решений Департамента СМИ г. Москвы, изложенных в письмах от 27.09.2018 № 01-38-000910/18, от 27.09.2018 № 01-38-00911/18, от 25.09.2018 № 01-38-000891/18.
В судебном заседании представитель заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда изменить.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Синтерс М» обратилось к Департаменту средств массовой информации и рекламы г.Москвы (далее – Департамент) с Заявлениями о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций в г. Москве, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, в которых просило включить в Схему размещения рекламных конструкций в г. Москве места установок рекламных конструкций по адресам:
1. г. Москва, п. Сосенское, в районе д. Сосенки, расположенного в границах участка, № 528 (Калужское шоссе, 25 км + 560 м, справа от Москвы);
2. г. Москва, п. Сосенское, д. Столбово, уч. 36ю, Проектируемый проезд №7032 (1 км + 020 м слева при движении от Калужского шоссе);
3. г. Москва, п. Сосенское, д. Столбово, уч. 36ю, Проектируемый проезд №7032 (1 км + 060 м слева при движении от Калужского шоссе);
4. г. Москва, п. Марушкинское, вблизи д. Большое Свинорье (1 км + 700 м справа от Киевского шоссе);
5. г. Москва, п. Марушкинское, вблизи д. Большое Свинорье (1 км + 780 м справа от Киевского шоссе);
6. г. Москва, п. Марушкинское, вблизи <...> + 270 м слева);
7. г. Москва, поселение «Мосрентген», 41 км МКАД, вблизи Калужского ш., 20 км + 360 м, справа;
8. г. Москва, поселение «Мосрентген», п. Мосрентген, уч. №1с (МКАД, внешняя сторона, 41 км + 470 м);
9. г. Москва, п. Сосенское, в районе <...> + 040 м справа от Москвы);
10. г. Москва, п. Сосенское, в районе <...>, уч. 353 (Калужское шоссе, 26 км + 910 м слева от Москвы); 11. г. Москва, п. Московский, д. Румянцево, уч. №19ю (Киевское шоссе, 20 км + 410 м справа);
12. г. Москва, <...> (вблизи Симферопольского шоссе, 9 км + 655 м от МКАД справа из Москвы);
13. <...> км МКАД (МКАД, внутренняя сторона, 38 км + 300 м);
14. <...> км МКАД (МКАД, внутренняя сторона, 38 км + 430 м);
15. <...> км МКАД (МКАД, внутренняя сторона, 38 км + 560 м);
16. г. Москва, п. Московский, <...> + 210 м, правая сторона при движении от ул. Атласова;
17. г. Москва, п. Московский, <...> + 275 м, правая сторона при движении от ул. Атласова;
18. г. Москва, п. Московский, <...> + 340 м, правая сторона при движении от ул. Атласова;
19. г. Москва, п. Московский, <...> + 470 м, правая сторона при движении от ул. Атласова;
20. г. Москва, п. Московский, <...> + 405 м, правая сторона при движении от ул. Атласова;
21. г. Москва, п. Сосенское, в районе д. Сосенки, расположенного в границах участка, строение 3 Б, уч. 529, имеющего адрес: ж/к «Дубровка», ул. Сосновая (Калужское шоссе, 25 км + 420 м, справа от Москвы);
22. г. Москва, п. Сосенское, в районе д. Сосенки, расположенного в границах участка, строение 4 и 5, № 532, имеющего адрес: ж/к «Дубровка», ул. Сосновая (Калужское шоссе, 25 км + 310 м, справа от Москвы);
23. г. Москва, п. Сосенское, в районе д. Сосенки, расположенного в границах участка, дом 6, №533, имеющего адрес: ж/к «Дубровка», ул. Сосновая (Калужское шоссе, 25 км + 185 м, справа от Москвы);
24. г. Москва, п. «Мосрентген», д. Мамыри (вблизи Калужского шоссе, 21 км + 320 м, справа);
25. г. Москва, п. «Мосрентген», в районе дер. Мамыри, ГСК «Тополь», уч. №18г/1 (1 км +180 м справа при движении от Калужского шоссе);
26. г. Москва, п. «Мосрентген», в районе дер. Мамыри, ГСК «Тополь», уч. №18г/1 (1 км +120 м справа при движении от Калужского шоссе);
27. г. Москва, п. Сосенское, в районе дер. Мамыри, уч. 47 (Калужское шоссе, 21 км + 960 м от центра Москвы слева);
28. г. Москва, п. Сосенское, в районе дер. Мамыри, уч. 47 (Калужское шоссе, 21 км + 880 м от центра Москвы слева);
29. г. Москва, п. Сосенское, в районе дер. Мамыри, уч. 47 (Калужское шоссе, 21 км + 720 м от центра Москвы слева);
30. г. Москва, п. Сосенское, в районе дер. Мамыри, уч. 47 (Калужское шоссе, 21 км + 800 м от центра Москвы слева);
31. г. Москва, п. Сосенское, в районе пос. Мамыри, уч. № 46 (Калужское шоссе, 21 км + 480 м, от центра Москвы, слева);
32. г. Москва, п. Сосенское, в районе пос. Мамыри, уч. № 46 (Калужское шоссе, 21 км + 320 м, от центра Москвы, слева);
33. г. Москва, п. Сосенское, в районе пос. Мамыри, уч. № 46 (Калужское шоссе, 21 км + 400 м, от центра Москвы, слева);
34. г. Москва, п. Сосенское, в районе пос. Мамыри, уч. № 46 (Калужское шоссе, 21 км + 560 м, от центра Москвы, слева);
35. г. Москва, п. Сосенское, в районе пос. Мамыри, уч. № 46 (Калужское шоссе, 21 км + 640 м, от центра Москвы, слева);
36. г. Москва, <...> + 195 м от ул. Атласова, вл. 9, право;
37. г. Москва, <...> + 780 м, лево;
38. г. Москва, <...> начало д. 1, право;
40. г. Москва, <...> + 840 м, право;
41. г. Москва, п. Сосенское, п. Мосрентген, уч. № 199 (МКАД, внешняя сторона, 42 км + 300 м);
42. г. Москва, п. Сосенское, п. Мосрентген, уч. № 199 (МКАД, внешняя сторона, 42 км + 150 м);
43. г. Москва, п. Сосенское, п. Мосрентген, уч. № 241 (МКАД, внешняя сторона, 42 км + 450 м);
44. г. Москва, п. Сосенское, п. Мосрентген, уч. № 241 (МКАД, внешняя сторона, 42 км + 600 м);
45. г. Москва, п. «Мосрентген», уч - 151 (МКАД, внешняя сторона, 42 км + 000 м);
46. г 5 61. г. Москва, п. Сосенское, д. Николо-Хованское, слева по ходу движения от Калужского шоссе, 1 км + 240 м;
62. г. Москва, п. Сосенское, д. Николо-Хованское, слева по ходу движения от Калужского шоссе, 1 км + 180 м;
63. г. Москва, п. Сосенское, вблизи д. Летово, Проектируемый проезд №7031, от Калужского шоссе 00 км + 650 м, право;
64. г. Москва, п. Сосенское, вблизи д. Летово, Проектируемый проезд №7031, от Калужского шоссе 00 км + 950 м, право;
65. г. Москва, п. Сосенское, вблизи д. Летово, Проектируемый проезд №7031, от Калужского шоссе 001 км + 250 м, право;
66. г. Москва, п. Сосенское, вблизи д. Летово, Проектируемый проезд №7031, от Калужского шоссе 001 км + 550 м, право;
67. г. Москва, п. Сосенское, вблизи д. Летово, Проектируемый проезд №7031, от Калужского шоссе 001 км + 850 м, право;
68. г. Москва, п. Сосенское, вблизи <...> от Калужского шоссе 00 км + 150 м, право;
69. г. Москва, п. Сосенское, вблизи <...> от Калужского шоссе 00 км + 300 м, право;
70. г. Москва, п. Сосенское, вблизи <...> от Калужского шоссе 00 км + 400 м, право;
71. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Боровское шоссе, 11 км + 600 м, съезд на круг);
72. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Боровское шоссе, 11 км + 750 м, пересечение в Внуковским шоссе, круг);
73. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Внуковское шоссе, 50 м до пересечения с Боровским шоссе);
74. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Внуковское шоссе, 130 м до пересечения с Боровским шоссе);
75. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Внуковское шоссе, 240 м до пересечения с Боровским шоссе);
76. г. Москва, п. Внуковское, в районе д. Ликова, уч. 8/3 (Внуковское шоссе, 350 м до пересечения с Боровским шоссе);
77. г. Москва, <...> влд. №56 (а/д А-101 «Москва-Рославль» 30 км + 280 м, справа от Москвы);
78. г. Москва, п. «Мосрентген», в районе д. Мамыри, уч. №88ю (Калужское шоссе, 20 км + 940 м, справа);
79. г. Москва, п. «Мосрентген», <...> (Калужское шоссе, 21 км + 060 м, справа);
80. г. Москва, п. Сосенское, д. Сосенки, уч. 112 (Калужское шоссе, 26 км + 970 м, справа);
81. г. Москва, п. «Мосрентген», д. Мамыри, уч – 3 (Калужское шоссе, 21 км + 180 м, справа);
82. г. Москва, п. «Мосрентген», ОНТ «Тополек» (ул. Адмирала ФИО5, 1 км + 150 м, слева от Киевского шоссе);
83. г. Москва, п. Десеновский, д. Десна, уч. 160 (Калужское шоссе, 32 км + 300 м, справа); 84. г. Москва, п. Десеновский, д. Десна, уч. 160 (Калужское шоссе, 32 км + 435 м, справа);
85. г. Москва, п. Сосенское, <...> + 770 м, справа);
86. г. Москва, п. Сосенское, <...> + 900 м, справа);
87. <...> А, стр. 2 (МКАД, внешняя сторона, 48 км + 990 м);
88. г. Москва, <...>, вблизи ул. Адмирала ФИО5, 1 км + 150 м, справа от Киевского ш.
89. г. Москва, <...> 32км+120м слева по ходу движения из Москвы;
90. г. Москва, <...> 32км+000м слева по ходу движения из Москвы.
Рассмотрев данные Заявления, Департамент вынес изложенные в письмах от 19.09.2018 №01-38-000828/18; от 19.09.2018 №01-38-000830/18; от 19.09.2018 №01-38- 000831/18; от 19.09.2018 №01-38-000832/18; от 19.09.2018 №01-38-000833/18; от 19.09.2018 №01-38-000834/18; от 19.09.2018 №01-38-000836/18; от 19.09.2018 №01-38- 000837/18; от 19.09.2018 №01-38-000838/18; от 19.09.2018 №01-38-000839/18; от 19.09.2018 №01-38-000840/18; от 19.09.2018 №01-38-000841/18; от 19.09.2018 №01-38- 000842/18; от 19.09.2018 №01-38-000843/18; от 19.09.2018 №01-38-000844/18; от 19.09.2018 №01-38-000845/18; от 19.09.2018 №01-38-000846/18; от 19.09.2018 №01-38- 000847/18; от 19.09.2018 №01-38-000848/18; от 19.09.2018 №01-38-000849/18; от 25.09.2018 №01-38-000856/18; от 25.09.2018 №01-38-000857/18; от 25.09.2018 №01-38- 000858/18; от 25.09.2018 №01-38-000859/18; от 25.09.2018 №01-38-000860/18; от 25.09.2018 №01-38-000861/18; от 25.09.2018 №01-38-000862/18; от 25.09.2018 №01-38- 000865/18; от 25.09.2018 №01-38-000868/18; от 25.09.2018 №01-38-000870/18; от 25.09.2018 №01-38-000882/18; от 25.09.2018 №01-38-000883/18; от 25.09.2018 №01-38- 000884/18; от 25.09.2018 №01-38-000886/18; от 25.09.2018 №01-38-000887/18; от 25.09.2018 №01-38-000888/18; от 25.09.2018 №01-38-000889/18; от 25.09.2018 №01-38- 000890/18; от 25.09.2018 №01-38-000892/18; от 25.09.2018 №01-38-000893/18; от 25.09.2018 №01-38-000894/18; от 25.09.2018 №01-38- 000895/18; от 25.09.2018 №01-38-000897/18; от 25.09.2018 №01-38-000899/18; от 25.09.2018 №01-38-000900/18; от 25.09.2018 №01-38-000901/18; от 25.09.2018 №01-38- 000902/18; от 25.09.2018 №01-38-000903/18; от 25.09.2018 №01-38-000904/18; от 27.09.2018 №01-38-000909/18; от 27.09.2018 №01-38-000912/18; от 27.09.2018 №01-38-000913/18; от 27.09.2018 №01-38-000914/18; от 27.09.2018 №01-38-000915/18; от 27.09.2018 №01-38- 000916/18; от 27.09.2018 №01-38-000917/18; от 27.09.2018 №01-38-000918/18; от 27.09.2018 №01-38-000919/18; от 27.09.2018 №01-38-000920/18; от 27.09.2018 №01-38- 000922/18; от 27.09.2018 №01-38-000923/18; от 27.09.2018 №01-38-000924/18; от 27.09.2018 №01-38-000925/18; от 27.09.2018 №01-38-000926/18; от 27.09.2018 №01-38- 000927/18; от 27.09.2018 №01-38-000928/18; от 27.09.2018 №01-38-000929/18; от 02.10.2018 №01-38-000953/18; от 02.10.2018 №01-38-000954/18; от 02.10.2018 №01-38- 000955/18; от 02.10.2018 №01-38-000956/18; от 02.10.2018 №01-38-000957/18; от 02.10.2018 №01-38-000958/18; от 02.10.2018 №01-38-000959/18; от 02.10.2018 №01-38- 000960/18; от 02.10.2018 №01-38-000961/18; от 02.10.2018 №01-38-000962/18; от 02.10.2018 №01-38-000967/18; от 02.10.2018 №01-38-000968/18; от 02.10.2018 №01-38- 000969/18; от 02.10.2018 №01-38-000970/18; от 02.10.2018 №01-38-000971/18; от 02.10.2018 №01-38-000972/18; от 02.10.2018 №01-38-000973/18; от 09.10.2018 г. №01- 38-000987/18; от 30.10.2018 г. №01-38-001030/18; от 30.10.2018 г. №01-38-001031/18, решения об отказе во внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций в городе Москве ООО «Синтерс М» путем внесения в Схему размещения рекламных конструкций в городе Москве мест установки рекламных конструкций по указанным адресам.
Департамент в вышеперечисленных решениях об отказе сослался на п. 4.1 Регламента внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, утвержденного приказом Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы №02-02-363/17 от 02.10.2017 и указал, что размещение рекламной конструкции в заявленном месте противоречит политике городского планирования в сфере размещения рекламных конструкций в городе Москве, в том числе Схеме, и негативно сказывается на общем информативном пространстве отдельной территории (п. 4.2.2 Регламента).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО «Синтерс М», суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о Рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламо-распространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о Рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы Приказом от 14.06.2013 г. №246 «Об Утверждении Схемы размещения рекламных конструкций» была утверждена Схема размещения рекламных конструкций в г. Москве.
Приказом № 03-03-363/17 от 12.10.2017г. Департаментом был утвержден Регламент внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы (далее – Регламент).
Обществом в адрес Департамента представлен полный пакет документов на внесение изменений в схему размещений рекламных конструкций, в соответствии с требованиями пункта 2.2 Регламента, в том числе: Дизайн-проект рекламной конструкции (подлинник и цветная копия), предполагаемой к установке, утвержденный заявителем и согласованный с собственником имущества, к которому должна быть присоединена рекламная конструкция, включающий: Проектное предложение (фотомонтаж) места размещения рекламной конструкции (фотомонтаж выполняется в виде компьютерной врисовки рекламной конструкции на фотографии с соблюдением пропорций размещаемого объекта). (2.2.1.6.1) Основные характеристики рекламной конструкции (длина, ширина, высота, основные материалы конструкции, форма конструкции, тип конструкции, способ освещения). (2.2.1.6.2) Ортогональный чертеж рекламной конструкции (основной вид, вид сбоку). (п.2.2.1.6.3).
Местоположение рекламной конструкции с указанием его на карте (масштаб карты 1:10000) (п. 2.2.1.6.4).
Схема предполагаемого места установки рекламной конструкции с отражением границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений.Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», заверенная владельцем рекламной конструкции или собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. (п. 2.2.1.7). Фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции, выполненные не более чем за один месяц до дня обращения за внесением изменения в Схему в количестве не менее двух цветных фотографий для рекламных конструкций, предполагаемых к размещению на земельном участке. Фотофиксацию необходимо производить с двух противоположных сторон на расстоянии 150-180 метров от конструкции. Фотофиксация должна отражать существующую градостроительную ситуацию и отображать окружающую застройку. (п. 2.2.1.8).
Согласно ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 №712-ПП «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций», (далее – Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций), утверждены типы и виды рекламных конструкций (п. 3), допускаемые к установке на территории города Москвы, определены требования к содержанию и техническому/внешнему виду рекламных конструкций (п. 4.2) с учетом необходимой сохранности внешнего вида архитектурного облика сложившейся застройки территории.
Пунктом 3.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций определены типы рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Москвы. Так к отдельно стоящим рекламных конструкциям отнесены:
- Щиты 6 x 3 м - щитовые рекламные конструкции среднего формата, имеющие внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы. - Суперборды и суперсайты - щитовые рекламные конструкции большого формата, имеющие внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы.
Размер одной стороны информационного поля суперборда составляет 12 x 4 м.
Размер одной стороны информационного поля суперсайта составляет 15 x 5 м. ООО «Синтерс М» в соответствии с требованиями закона о рекламе и Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций подало полный пакет документов на каждое место установки рекламной конструкции.
Из предоставленных в материалах дела доказательств следует, что рекламные конструкции, предполагаемые к установке, соответствуют типам и видам рекламных конструкций, утвержденных Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций и являются допустимыми на территории города Москвы.
Таким образом, данные рекламные конструкции не нарушают внешний архитектурный облик сложившейся застройки и не могут противоречить политике городского планирования в сфере размещения рекламных конструкций.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Департаментом не представлено суду доказательств наличия мотивированных причин, которые препятствуют включению в Схему испрашиваемых мест, равно как и не определено как включение в Схему испрашиваемых мест будет противоречить политике городского планирования в сфере размещения рекламных конструкций на территории города Москвы.
Данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемых отказов незаконными. Тем более, что в оспариваемых решениях не указана какая-либо мотивировка отказов.
ООО «Синтерс М» является оператором наружной рекламы, основным видом хозяйственной деятельности которой является распространение наружной рекламы на рекламных конструкциях.
Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции при отсутствии места размещения рекламной конструкции в Схеме размещения рекламных конструкций на территории соответствующего образования, невозможна.
Таким образом, как обоснованно отмечает заявитель, ООО «Синтерс М» фактически лишено возможности как получить разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, так и установить их, а, следовательно, осуществлять свою уставную деятельность.
Действующее законодательство не только не содержит запрет на установку рекламных конструкций на земельных участках федеральной и частной собственности, но и обязывает органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Закона «О рекламе» утверждать схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности.
Судом обоснованно отклонена ссылка заинтересованного лица на запрет установки рекламных конструкций на земельных участках с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, личное подсобное хозяйство, для размещения АЗС и придорожного сервиса.
Согласно п. 1 статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Действующий Земельный кодекс РФ, Закон о рекламе, не содержит нормы права, которые бы ограничивали действия, собственников земельных участков по заключению договоров на установку рекламных конструкций на земельных участках с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное производство», «личное подсобное хозяйство», «для размещения АЗС и придорожного сервиса».
Более того, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 г. №8263/10 по делу № А33-13956/2009 рекламные конструкции определены как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.
Таким образом, договор на установку рекламной конструкции заключенный с собственником земельного участка (с вышеперечисленным видом разрешенного использования земельного участка) не меняет вид разрешенного использования и не может привести к нецелевому использованию земельного участка, так как сам факт установки движимого имущества на земельном участке не являться доказательством нецелевого использования земельного участка.
Судом правомерно отклонен довод Департамента о том, что установка рекламных конструкций на расстоянии менее трехсот метров и менее ста пятидесяти метров приведет к перенасыщению участка дороги, так как Схема размещения рекламных конструкций г.Москвы, утвержденная Приказом Департамента содержит участки дорог, на которых допускается установка рекламных конструкций с расстоянием между рекламными конструкциями сто тридцать пять метров: МКАД внутренняя сторона с 95км+580м по 95 км +445м, с 95 км+445м по 95км+310м, также по городу Схемой предусмотрены участки улиц, которые предполагают установку рекламных конструкций более пяти напротив одного дома: по Варшавскому шоссе напротив дома 46 предусмотрено 14 рекламных конструкций, по улице Косыгина напротив дома 17 предусмотрено 6 рекламных конструкций.
Действующий ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» допускает установку рекламных конструкций в коридоре безопасности.
ООО «Синтерс М» на каждое место установки рекламных конструкции приложило расчетно-пояснительную записку, в которой приведен расчет и информация о соответствии предполагаемой рекламной конструкции требованиям ГОСТ.
Таким образом, оценив содержание Решения об отказе внесения изменений в схему Департамента средств информации и рекламы города Москвы, направленных в адрес общества, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в согласовании внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций носит немотивированный характер.
Наличие обстоятельств, препятствующих внесению изменений в Схему, не было подтверждено заинтересованным лицом в ходе рассмотрения дела.
Оспариваемые решения Департамента непосредственно затрагивают права общества по вышеизложенным основаниям.
С учетом чего, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Департамента не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы Департамент указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении. Доводы апелляционной жалобы Департамента отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Общества также отклоняются судом апелляционной инстанции, так как выводы суда нее могут быть основаны на предположениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
С учетом принятия судом апелляционной инстанции отказа от иска в части, решение суда подлежит изменению в части распределения судебных расходов. В силу статьи 151 АПК РФ, части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Синтерс М» подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 42 000 рублей, за рассмотрение искового заявления в арбитражном суде первой инстанции. А с Департамента СМИ г.Москвы в пользу ООО «Синтерс М» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 261 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
принять отказ ООО «Синтерс М» от заявленных требований в части признания незаконными решений Департамента СМИ г.Москвы об отказе, изложенные в письмах от 27.09.2018 № 01-38-000910/18, от 27.09.2018 №01-38-00911/18, от 25.09.2018 № 01-38-000891/18.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2018 по делу № А40-236639/18 отменить в указанной части. Производство по делу № А40-236639/18 в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2018 по делу № А40-236639/18 изменить в части распределения судебных расходов.
Взыскать с Департамента СМИ г.Москвы в пользу ООО «Синтерс М» государственную пошлину в размере 261 000 рублей.
Возвратить ООО «Синтерс М» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 42 000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2018 по делу № А40-236639/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: В.А. Свиридов
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.