ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-26411/2012 от 25.09.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-26411/2012

г.Москва Дело №А40-45933/12-72-338

02 октября 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Якутова Э.В.

судей:

Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Яцевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2012 по делу №А40-45933/12-72-338, принятое судьей Немовой О.Ю.,

по заявлению ЗАО «СБС» (ИНН 5026002530, ОГРН 1035004900655, 140080, Московская область, с.Лыткарино, промзона «Тураево»)

к Московской областной таможне (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251, 124460, г.Москва, Зеленоград, Южная промзона, пр-д 4806, д.10)

о признании незаконным решения от 29.12.2011 №17-17/42133

при участии:

от заявителя:

Адамов Г.И. по доверенности от 25.05.2012;

от ответчика:

Поваляева Р.В. по доверенности от 08.08.2012;

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2012 было удовлетворено заявление ЗАО «СБС» (далее – Общество) о признании недействительным решения Московской областной таможни (далее – таможенный орган) от 29.12.2011 №17-17/42133 об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Суд обязал Московскую областную таможню возвратить Обществу излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 1 438 659,70 руб.

Также суд взыскал с Московской областной таможни в пользу ЗАО «СБС» проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за период с 30.12.2011 по 26.06.2012 в размере 57 226,68 руб.

Таможенный орган не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает его необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права.

В обоснование указывает на то, что ввезенный на таможенную территорию товар облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение обоснованным, вынесенным с правильным применением норм материального права, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными, противоречащими объективным обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 26.01.2010 ЗАО «СБС» заключило контракт №140308 с фирмой «БАРБЕРИНИ» (ФРГ) на покупку товара – стекол для корректирующих зрение очков, оптически не обработанных.

По указанному контракту Общество ввезло на территорию Российской Федерации товар – стекла для корректирующих зрение очков, оптически не обработанных, по ГТД №№10126020/210509/0002966, 10126020/090709/0004271, 10126020/151209/0009345, 10126020/040510/0003140, 10130110/100211, 10130110/130411/0002488, а также ДТ №№10130110/070611/0003883, 10130110/021111/0007861, 10130110/191211/009337.

По указанным выше ГТД заявителем была уплачена сумма НДС в общем размере 1 438 659,70 руб., что подтверждается платежными поручениями от 20.05.2009 №65, от 08.07.2009 №97, от 30.11.2009 №145, от 22.04.2010 №43, от 07.02.2011 №13, от 08.04.2011 №36, от 06.06.2011 №65, от 26.10.2011 №97, от 12.12.2011 №98.

Полагая, что в период с 2009 года по настоящее время уплачен НДС на общую сумму 1 438 659,70 руб. при наличии установленной законом льготы, письмом от 22.12.2011 №13-03 Общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Решением Московской областной таможни от 29.12.2011 №17-17/42133 заявление Общества было возвращено без рассмотрения.

При этом таможенный орган указал на то, что ввезенный заявителем товар не подпадает в Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 №240, а следовательно, не подлежит освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчиком не доказано наличие законных оснований для отказа в возврате заявленной к возмещению суммы.

При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии с п.1 ст.75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Согласно абз.2 п.4 ст.76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с п.2 ст.150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию товаров, указанных в пп.1 п.2 ст.149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

Подпунктом 1 п.2 ст.149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 №240, утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень).

В Перечень, в числе прочих, включены линзы для коррекции зрения, код по Общероссийскому классификатору продукции – 94 8000.

В соответствии с разделом «Введение» в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).

В классе продукции «Медицинская техника» (ОКП 94 0000) группа изделий «Линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием окрашенные в массе» (ОКП 94 8300) является составной частью включенного в Перечень подкласса «Линзы для коррекции зрения» (ОКП 94 8000).

Согласно разделу 31 таможенных деклараций, представленных Обществом, ООО «СБС» ввозятся стекла для корректирующих зрение очков, оптически не обработанные, изогнутые.

В связи с чем, ввозимый Обществом товар подпадает под действие льгот, а именно, не облагается налогом на добавленную стоимость.

При этом заявителем представлен необходимый комплект документов, в соответствии с требованиями ч.2 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подтверждающих наличие у него права на льготы.

Поскольку ввезенный ЗАО «СБС» товар на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 №240 не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, у заявителя не возникло обязанности уплачивать названный налог уже при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

В силу положений п.п.3 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной п.2 ст.150 НК РФ, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.

Учитывая системное толкование п.п.3 п.1 ст.21 и ст.23 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на налоговую льготу, следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный Обществом по таможенным декларациям при ввозе товара на территорию Российской Федерации является излишне уплаченным налогом и подлежит возврату.

В соответствии со ст.89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно ст.90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Порядок и условия возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств определен в главе 17 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Частью 1 ст.147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с ч.12 ст.147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

В связи с тем, что факт уплаты заявителем излишне уплаченных НДС подтверждается материалами дела, для возврата указанной суммы ЗАО «СБС» таможенному органу был представлен полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством, а также исходя из того, что наличие законных оснований для отказа в возврате заявленной к возмещению суммы, в том числе, предусмотренных п.12 ст.147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ответчиком в установленном законом порядке не доказано, суд первой инстанции с учетом требований ч.2 ст.201 АПК РФ обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя, возложив на ответчика обязанность по возврату спорной суммы НДС.

Согласно п.6 ст.147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Учитывая, что отказ в возврате таможенных платежей, оформленный письмом от 29.12.2011 №17-17/42133, является незаконным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование заявителя о взыскании с ответчика процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных налогов на основании ч.6 ст.147 вышеназванного Закона за период с 30.12.2011 по 26.06.2012 в размере 57 226,68 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Расчет процентов ответчиком не оспорен, судом проверен и признан правильным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных судом обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного решения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2012 по делу №А40-45933/12-72-338 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Э.В. Якутов

Судьи: Е.В. Пронникова

С.Л. Захаров

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.