ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-27203/14 от 17.07.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-27203/2014-АК

г. Москва

22 июля 2014 года

Дело № А40-51140/14

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РАКАС - М"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу № А40-51140/14, принятое судьей Ласкиным Л.В. (146-169)

по заявлению ООО "РАКАС - М" (ОГРН <***>, 124460, Москва, Зеленоград, Панфиловский пр., 10, 1)

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (119019, Москва, ул. Новый Арбат, 11, 1)

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

Генеральный директор ФИО1 на основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО "РАКАС - М" № 9 от 24.02.2012;

от ответчика:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «РАКАС-М» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы № 1505-003/2014-1 от 21.03.2014 о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2 КоАП РФ.

Решением от 15.05.2014 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя административного органа.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию заявителя, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как следует из фактических обстоятельств дела и достоверно установлено судом первой инстанции, административным органом на основании Распоряжения от 10.01.2014 № 1504-003/2014 в отношении ООО «РАКАС-М» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено:

- отсутствует действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствует (не представлена) статистическая отчетность (форма 2-ТП (отходы)) за 2013 год, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствуют (не представлены) паспорта на следующие виды отходов 1-4 класса опасности: твердые бытовые отходы (ТБО) (согласно коду ФККО - 912 004 00 01 00 4), отсутствует документ (свидетельство), подтверждающие отнесение образующегося отхода смет с территории к конкретному классу опасности, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По выявленным нарушениям составлен акт проверки от 26.02.2014 №1505-003/2014.

17 марта 2014 старшим государственным инспектором г. Москвы по охране природы Департамента составлен протокол об административном правонарушении №1505-003/2014-1 по ст. 8.2 KoAП РФ.

Постановлением №1505-003/2014-1 от 21 марта 2014 г. вынесенным старшим инспектором по охране природы Департамента ООО «РАКАС-М» привлечено к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный положениями ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Основным видом деятельности общества по адресу: Москва, Зеленоград, Панфиловский пр-т, д. 10, стр. 1 , является сдача собственных помещений и территорий в аренду для использования в производственных целях (изготовление приборов наружного освещения), офисная, хозяйственная деятельность.

Заявителем представлена справка о наличии арендаторов ООО «РАКАС-М», согласно которой контейнер ТБО, принадлежащий ООО «РАКАС-М» используется всеми арендаторами.

В ходе рассмотрения административного дела ООО «РАКАС-М» представлены документы, подтверждающие накопление и санкционированную сдачу отходов, а именно: договоры на вывоз твердых бытовых отходов от 13.01.2012 № 353/12 от 28.12.2012 № 353/13, от 26.12.2013 № 353/14 между ООО «РАКАС-М» и ОАО «Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Зеленограда» (исполнитель), согласно которому исполнитель выполняет работы по регулярному вывозу твердых бытовых отходов по адресу: Москва, Зеленоград, Панфиловский пр-т, д. 10, стр. 1, право собственности на отходы не переходит к исполнителю (п. 1.2. Договоров). Представлены акты выполненных работ к указанным договорам.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в обрасти обращения с отходами.

Следовательно, общество обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно- эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Согласно статьи 18 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 июля 2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15 июня 2001 г. №511, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам 4-го класса опасности (№ 912 004 00 01 00 4); люминесцентные лампы ртуть содержащие отнесенные к отходам 1-го класса опасности (№ 353 301 00 1301 1) и т.д. Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.

Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Согласно п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года№ 818.

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15 августа 2007 года № 570 (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2.1 и 2.7 Порядка паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

В пункте 2.4 Порядка установлено, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.

В силу пункта 3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

Таким образом, как общим Федеральным законом в области охраны окружающей среды (экологическим), так и специализированным Федеральным законом в области обращения с отходами производства и потребления установлено экологическое требование - необходимость составления и согласования паспортов на опасные отходы. Отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, указанные паспорта заявителем на момент проверки и составления протокола по делу об административном правонарушении получены не были.

Кроме того, в нарушение действующего законодательства, заявитель не представил в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении данных отходов за 2012 год в установленный срок (до 15.01.2013).

Доводы заявителя об отсутствии деятельности по обращению с отходами юридически значимыми по настоящему делу не являются. Тот факт, что общество непосредственно в размещении отходов не участвовало, от обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утверждение нормативов и представление отчетности, не освобождает.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу № А40-51140/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:

П.В. Румянцев

Судьи:

Н.Н. Кольцова

Т.Т. Маркова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.