ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-29171/19 от 18.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-29171/2019

 г. Москва                                                                                        Дело № А40-248553/2018

25 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                    Мухина С.М.,

судей:

Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО АНК «Башнефть»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-248553/2018, принятое судьей Нагорной А.Н. (75-3829)

по заявлению: ПАО АНК «Башнефть»

к МИФНС по к/н № 1

третье лицо: МИ ФНС по к/н № 2

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя:

Быстров А.А. по доверенности от 21.01.2019, Цыб А.В. по доверенности от 25.12.2017;

от заинтересованного лица:

Князева О.Н. по доверенности от 23.10.2018;

от третьего лица:

Луковкин А.Л. по доверенности от 14.01.2019;

У С Т А Н О В И Л:

            решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2019, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований публичного акционерного общества «Акционерная Нефтяная Компания «Башнефть» (далее – Общество, заявитель) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании  недействительным решения от 30.03.2018 № 52-20-11/3563р в части доначисления налога на прибыль в размере 730 813 руб., НДПИ в размере 98 917 282 руб., налога на имущество организаций в размере 98 036 руб., начисления пени по налогу на прибыль в размере 617 175 руб., пени по транспортному налогу в размере 333 руб., пени по НДПИ в размере 1 руб., отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом не оценены все имеющиеся в деле доказательства.

В отзывах на апелляционную жалобу МИ ФНС России по КН № 1 и МИ ФНС России по КН № 2 просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества с единовременной проверкой всех филиалов, представительств и обособленных подразделений по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.

По результатам проверки составлен акт от 21.02.2018 № 52-20-11/1943а, на основании которого принято решение от 30.03.2018 г. № 52-20-11/3563р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 49 875 руб., Обществу доначислены налоги (налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций и транспортный налог) в общей сумме 489 400 810 руб. и пени за их неуплату в общем размере 791 721 руб.

Решением УФНС России по г.Москве от 17.07.2018 № СД-4-9/13946@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции оставлено без изменения.

На основании проведенных мероприятий налогового контроля Инспекцией пунктами 2.1.3 и 2.3.1 Решения установлен неправомерный учёт обществом в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций за 2013-2014 гг., сумм излишне начисленной амортизации и расходов на капитальные вложения, а также неправомерное занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций по основным средствам - Прожекторным мачтам, перечисленным в Приложении № 2 к Решению налогового органа, ввиду неверного определения срока их полезного использования (амортизационной группы), что привело к неуплате налога на прибыль организаций за проверяемый период в сумме 730 813 руб. и налога на имущество в сумме 96 036 руб.

По имеющимся в материалах дела документам, в том числе по актам о приёме-передаче объектов основных средств (форма № ОС-1, ОС-1а) и инвентарным карточкам (форма № ОС-6), рабочей и проектной документации Арбитражным судом установлено, что спорные прожекторные мачты, спроектированные по серии 3.407.9-172 «Прожекторные мачты и отдельно стоящие молниеотводы. Материалы для проектирования», подлежащие отнесению к коду по ОКОФ 12 2811010 «Мачты из черных металлов решетчатые» и подлежащие включению в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 30 лет, общество отнесло ко второй, пятой, шестой и седьмой амортизационным группам. При этом согласно Ведомостям начисления амортизации основных средств в целях налогового учёта за 2013-2014 гг., аналогичные объекты основных средств - Прожекторные мачты серии 3.407.9-172 код ОКОФ 12 2811010, введённые в эксплуатацию в период с 2003 г. по 2012 г., включены обществом в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования 361 месяц.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах судебного дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные объекты основных средств - прожекторные мачты правомерно отнесены налоговым органом в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования 361 месяц.

В апелляционной жалобе ПАО АНК «Башнефть» указывает, что с учётом функционального назначения и технических условий эксплуатации присвоило спорным основным средствам код ОКОФ 12 4521020 «Сооружения топливной промышленности» и отнесло их, с учётом изменений в Классификации, к 6 амортизационной группе (для основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2009г.) и к 5 амортизационной группе (для основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2009г.).

В соответствии со статьей 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаётся имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб., которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путём начисления амортизации.

На основании норм статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учёт по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьёй 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, и распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования, которым признаётся период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учётом Классификации основных средств, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчётного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода.

Как установлено судом первой инстанцией, в соответствии с положениями Учётных политик для целей налогового учёта ПАО АПК «Башнефть» на 2013 г., 2014 г. по принятым в состав амортизируемого имущества объектам основных средств начисляются расходы на капитальные вложения в размере: 10% от первоначальной стоимости основных средств - в отношении объектов основных средств, относящихся к 1, 2, 8, 9, 10 амортизационным группам; 30% от первоначальной стоимости основных средств - в отношении объектов основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам.

Расходы на капитальные вложения признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации основных средств (пункты 4.4.4.1. и 4.4.4.2 Учётных политик общества).

В соответствии с пунктом 1 статьи 259 НК РФ налогоплательщики вправе выбрать линейный либо нелинейный метод начисления амортизации.

В соответствии с положениями Учётных политик общества срок полезного использования каждого объекта основных средств определяется в соответствии с Классификацией ОС (пункт 4.4.3.1.), для начисления амортизации используется линейный метод начисления амортизации по всем амортизационным группам (пункт 4.4.5.1.).

Согласно статье 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном указанной статьёй НК РФ, и начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введён в эксплуатацию, и осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 259.1 НК РФ при применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определённой для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле: К = (1/n) x 100%, где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; п - срок полезного использования данного объекта амортизированного имущества, выраженный в месяцах.

По данным ведомостей начисления амортизации основных средств в целях налогового учёта за 2013, 2014 гг., актов формы № ОС-1 (ОС-la) и инвентарных карточек формы № ОС-6 установлено, что ПАО АНК «Башнефть» в 2003-2013 гг. приняты на учёт Прожекторные мачты, которые Общество включило во вторую, пятую, шестую и седьмую амортизационные группы, определив по ним коды ОКОФ 12 2812030 «Цистерны (баки), резервуары и другие ёмкости (кроме ёмкостей для сжатого или сжиженного газа) из чёрных металлов и алюминия», 12 4521020 «Сооружения топливной промышленности», 12 4521021 «Сооружения нефтеперерабатывающей промышленности», 12 4521125 «Линия электропередачи воздушная», 12 4526080 «Сооружения связи», 12 4526577 «Сооружение антенно-мачтовое», 14 2928524 «Вышки и мачты эксплуатационные», 14 2929306 «Установки осветительные», 12 0000000 «Сооружения», 12 0001000 «Сооружения, не включённые в другие группировки», 12 2811000 «Сооружения - металлические конструкции», 12 2811010 «Мачты из чёрных металлов решётчатые».

Суд первой инстанции на основании сведений об объектах основных средств, содержащихся в актах формы ОС-1 (ОС-1а), инвентарных карточек формы   ОС-6   и   рабочей   документации   пришёл   к   выводу,   что   спорные Прожекторные мачты спроектированы по серии 3.407.9-172.

Согласно серии 3.407.9-172 Прожекторные мачты разработаны в двух вариантах: железобетонные (ПМЖ) высотой 22,8м (ПМЖ-22,8), 19,3м (ПМЖ-19,3), 16,6м (ПМЖ-16,6) и металлические (ПМС) высотой 32,5м (ПМС-32,5), 29,3м (ПМС-29,3) и 24м (ПМС-24,0), которые изготавливают из углеродистой и низкоуглеродистой стали и используются для освещения электроподстанций, нефтегазодобывающих площадок и нефтегазохранилищ, железнодорожных и сортировочных станций, аэропортов, морских и речных портов, и других открытых площадок, а также в иных целях, в том числе для установки разного рода оборудования, включая прожекторы и молниеотводы.

В соответствии с письмом от 25.08.2017 ЗАО «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования» (далее - ЗАО «СибНИПИРП»), согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) Прожекторная мачта относится к названию «Мачты из черных металлов решётчатые» код по ОКОФ 12 2811010; далее согласно коду по ОКОФ 12 0000000 «Сооружения» и Классификации ОС сооружение -«Мачта из чёрных металлов решётчатая» относится к десятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно).

Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде следующей схемы:

Х0 0000000 - раздел

XX 0000000 - подраздел

XXXXXX000 - класс

XXXXXX0XX - подкласс

XX ХХХХХХХ - вид.

Между вторым и третьим знаками кода ставится пробел.

Группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов.

Разделы представляют собой высший уровень деления, образованный с учётом классификации основных фондов, принятой в СНС.

Подраздел представляет собой уровень деления объектов классификации, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившиеся традиции.

Классы обеспечивают детализацию объектов классификации и могут являться наименьшим значимым уровнем их классификации. Классы основных фондов образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по ОКДГТ (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг).

В тех случаях, когда класс ОКОФ состоит из группировок, представленных в различных классах ОКДП, либо не имеет аналога в ОКДП в связи со спецификой основных фондов, код класса ОКОФ имеет следующую структуру: XX 000X000.

Подкласс раскрывает с необходимой детализацией выделенный класс.

Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учётных функций, без перехода на конкретные типы объектов.

Таким образом, в ходе судебных заседаний, с учётом сведений, полученных от организации-проектировщика, установлено, что спорные Прожекторные мачты серии 3.407.9-172 относятся к коду по ОКОФ 12 2811010 «Мачты из черных металлов решетчатые».

Соответственно, в связи с тем, что в Классификации ОС объекты с кодом по ОКОФ 12 2811010 «Мачты из чёрных металлов решётчатые» не указаны ни в одной амортизационной группе, исходя из группировки объектов в ОКОФ, на основании пункта б статьи 258 НК РФ спорные объекты основных средств подлежат включению в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что объекты основных средств - прожекторные мачты (инв. № 512602, 684598), соответствующие серии 3.407.9-172 изначально отнесены обществом к десятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет).

Указание ПАО АПК «Башнефть» на отсутствие у него обязанности документально подтвердить факт комиссионного определения срока полезного использования (амортизационной группы) по спорным основным средствам, непосредственно оказывающего влияние на размер сумм начисленной амортизации и размер капитальных вложений, учитываемых в составе расходов по налогу на прибыль организаций, прямо противоречит нормам статьи 252 НК РФ.

Доводы заявителя относительно недопустимости и неотносимости в качестве доказательства совершения обществом налоговых правонарушений, установленных пунктами 2.1.3 и 2.3.1 Решения налогового органа, письма от 25.08.2017 ЗАО «СибНИПИРП», полученного налоговым органом с сопроводительным письмом от 30.08.2017 Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре на основании статьи 93.1 НК РФ, также подлежат отклонению по следующим основаниям.

В качестве относимых принимаются те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения конкретного вопроса, в спорной ситуации - о сроке полезного использования конкретных прожекторных мачт.

В качестве допустимых принимаются доказательства, пригодные с точки зрения законности источников, методов и приёмов получения соответствующей информации.

Согласно указанному письму ЗАО «СибНИПИРП» информация (сведения), отражённая в нём, непосредственно касаются прожекторных мачт серии 3.407.9-172.

Соответственно, поскольку из рабочей документации, актов по форме ОС-1 (ОС-1а) и инвентарных карточек формы ОС-6 следует, что спорные Прожекторные мачты спроектированы по серии 3.407.9-172, то письмо ЗАО «СибНИПИРП» от 25.08.2017 является относимым доказательством ошибочного включения Обществом спорных объектов во вторую, пятую, шестую и седьмую амортизационные группы в связи с неверным определением кода по ОКОФ.

По мнению заявителя, письмо ЗАО «СибНИПИРП» от 25.08.2017 не отвечает   критерию допустимости доказательства ошибочного присвоения спорным прожекторным мачтам соответствующих кодов по ОКОФ и неверного определения по ним сроков полезного использования (амортизационной группы), поскольку ЗАО «СибНИПИРП» в рамках выездной налоговой проверки общества за 2013-2014 гг. не было привлечено налоговым органом ни в качестве эксперта (статья 95 НК РФ), ни в качестве специалиста (статья 96 НК РФ), а соответствующая информация на основании статьи 93.1 НК РФ истребована инспекцией в рамках осуществления мероприятий налогового контроля в отношении иного проверяемого лица.

Общество полагает, что документы (информация), полученные в рамках контрольных мероприятий (налоговой проверки) иного лица, не могут использоваться налоговым органом при доказывании налогового правонарушения в ходе налоговой проверки проверяемого лица.

Однако данные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку спорное письмо получено налоговым органом с соблюдением норм НК РФ, регламентирующих порядок и сроки проведения налоговых проверок и отдельных мероприятий налогового контроля, которые предусматривают право налоговых органов использовать любую информацию, имеющуюся в их распоряжении, полученную на законных основаниях, безотносительно к конкретному проверяемому лицу.

В этой связи у налогового органа отсутствовала обязанность по привлечению ЗАО «СибНИПИРП» в качестве эксперта или специалиста на основании норм статей 95, 96 НК РФ.

Таким образом, вывод о неправомерном определении ПАО АНК «Башнефть» срока полезного использования (амортизационной группы) по спорным Прожекторным мачтам серии 3.407.9-172, подлежащим включению в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования 361 месяц, является законным и обоснованным.

Следовательно, доводы Общества о правомерном применении с 2003 г. в отношении прожекторных мачт нормы амортизации, рассчитанной исходя из установленных Обществом сроков полезного использования (амортизационной группы), применительно к спорным объектам основных средств подлежат отклонению как ошибочные и необоснованные.

Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой инстанции о неправомерном учёте Обществом в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций за 2013-2014 гг., сумм излишне начисленной амортизации и расходов на капитальные вложения, а также о неправомерном занижении налоговой базы по налогу на имущество организаций по спорным объектам основных средств (прожекторным мачтам серии 3.407.9-172) является законным и обоснованным; требования ПАО АНК «Башнефть» подлежат отклонению как неправомерные и не основанные на доказательствах.

Пунктом 2.2.1 Решения налогового органа установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 342 и пункта 1 статьи 343 НК РФ Обществом занижена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с неправомерным применением понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия    № ОРБ14459НР), рассчитанного исходя из объема начальных извлекаемых запасов (Уз), определённых по данным Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14оп, утверждённого Протоколом ФАС от 05.06.2014 № 18/293-пр, что привело к неполной уплате налога за июнь-декабрь 2014 г. в общей сумме 98 917 282 руб.

По мнению Общества, применённые МИ ФНС России по КН № 1 в решении положения абз. 4 пункта 5 статьи 342 НК РФ носят общий характер и не учитывают особенностей, установленных на случай утверждения и изменения начальных извлекаемых запасов в году, предшествующем году налогового периода, либо в году налогового периода, правовое регулирование которых предусмотрено абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ.

Заявитель указывает, что абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ не содержит каких-либо ограничений на его применение в отношении участка недр, запасы нефти по которому значились на государственном балансе запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода. Следовательно, расчёт коэффициента Кз осуществляется с учётом оперативного изменения состояния запасов полезных ископаемых и утверждения таких изменений уполномоченным государственным органом (Роснедра). В противном случае нарушается принцип экономической обоснованности налогообложения, поскольку налогоплательщик, располагая сведениями об изменении состояния запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, вынужден рассчитывать налоговые обязательства исходя из объёма полезного ископаемого, являющегося объективно недостоверным, что лишает его экономического стимула, заложенного законодателем в спорную норму НК РФ.

Оценив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает требования Общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 337 НК РФ установлено, что добытым полезным ископаемым является углеводородное сырьё, в том числе нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.

Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче угля и углеводородного сырья, за исключением углеводородного сырья, указанного в подп. 2 пункта 2 статьи 338 НК РФ, определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ сумма налога по добытому углю и углеводородному сырью (за исключением полезных ископаемых, налоговая база при добыче которых в соответствии с подп. 2 пункта 2 статьи 338 Кодекса определяется как их стоимость) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

В силу подп. 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ в период с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых составляет 493 рубля за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной.

При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв).

Коэффициенты Кц, Кв и Кз определяются в порядке, установленном соответственно пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2014 г.). Коэффициенты Кд и Кв определяются в соответствии со статьёй 342.2 НК РФ (в редакциях, действовавших в 2014 г.).

Судом первой инстанции установлено, что в период с июня по декабрь 2014 г. ПАО АНК «Башнефть» осуществляло добычу нефти на Китаямско-Благодаровском лицензионном участке (лицензия № ОРБ14459НР от 25.04.2008).

Исходя из расчёта налога на добычу полезных ископаемых за июнь -декабрь 2014 г. по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР) в ходе судебных заседаний установлено, что Общество при расчёте налоговой ставки по НДПИ в отношении добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной применяет понижающий коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), в размере 0,5945.

В соответствии с пунктом 5 статьи 342 НК РФ коэффициент Кз, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, применяется при добыче нефти на участках недр с начальными извлекаемыми запасами (Уз) до 5 млн. тонн нефти и степенью выработанности запасов (Свз) менее или равной 0,05.

В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342 НК РФ, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз - 0,125 х Уз+0,375, где V3 - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утверждённые в установленном порядке с учётом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными Государственного баланса, запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода.

В случае, если определённые в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342 НК РФ, величина начальных извлекаемых запасов (Уз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или), степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.

Таким образом, исходя из положений пункта 5 статьи 342 НК РФ, обязательным условием для применения понижающего коэффициента (Кз), характеризующего величину запасов конкретного участка недр, является разработка участка недр с начальными извлекаемыми запасами нефти (Уз) менее 5 млн. тонн.

При этом для расчета понижающего коэффициента (Кз) за налоговые периоды с июня по декабрь 2014 г. необходимо использовать данные о начальных извлекаемых запасах нефти (Уз), содержащиеся в Государственном балансе запасов полезных ископаемых, утверждённом в году, предшествующем году налогового периода, то есть по состоянию на 01.01.2013.

Соответственно, расчёт начальных извлекаемых запасов нефти по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР) произведен на основании данных Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013, содержащихся в Федеральном информационном ресурсе, сопровождаемом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.

Согласно данным Государственного баланса полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013 начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) в млн. тонн по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку с точностью до 3-го знака после запятой составляют 5,131 млн. тонн (5,042 + 0,089), где: - 5,042 млн. тонн - сумма извлекаемых запасов категорий А, В. С1 и С2 на 01.01.2013; -  0,089 млн. тонн - сумма накопленной добычи с начала разработки по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, а именно - по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода.

Таким образом, исходя из показателей Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013 в отношении Китаямско-Благодаровского лицензионного участка (лицензия № ОРБ14459НР) Арбитражным судом установлено, что начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) составляют 5,131 млн. тонн, то есть более 5 млн. тонн.

Следовательно, в соответствии с абз. 8 пункта 5 статьи 342 НК РФ, коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз) по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР) в течение 2014 г. составляет 1.

Пунктом 15 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 №265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса» (далее - Приказ Минприроды России от 06.09.2012 № 265) установлено, что Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных: ежегодной государственной отчётности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений    государственной    экспертизы    запасов    полезных ископаемых, утверждённых Роснедрами или его территориальным органом; территориальных     балансов     запасов     полезных     ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов РФ.

Приказом Росстата от 18.01.2012 №5 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедрами федерального статистического наблюдения за состоянием и изменением запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти» (далее - Приказ Росстата от 18.01.2012 № 5) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 6-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутаиов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти».

Согласно пункту 1 Указаний по заполнению формы № 6-ГР данную форму предоставляют пользователи недр - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, юридические лица, ведущие геологическое изучение недр, поиски и оценку месторождений, разведку и добычу полезных ископаемых, - по объектам недропользования, в территориальный геологический фонд по месту проводимых поисковых, геологоразведочных и добычных работ и ФГУ НЛП «Росгеолфонд».

В соответствии с пунктом 5 Указаний по заполнению форма № 6-ГР заполняется пользователями недр на основании данных о запасах, прошедших государственную экспертизу, на 1 января года, следующего за отчётным.

Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, указанные в форме № 6-ГР ПАО АНК «Башнефть» за 2012 г. в отношении Китаямско-Благодаровского лицензионного участка (лицензия № ОРБ14459НР), идентичны показателям, указанным в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013, и подтверждают, что начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) по указанному лицензионному участку составляют 5,131 млн тонн.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Экспертным заключением от 15.04.2014 №79-14оп экспертной комиссии ФБУ «ГКЗ» (далее -Экспертное заключение от 15.04.2014 №79-14оп), рассмотревшей материалы общества, обосновывающие подсчёт запасов нефти и растворенного газа по залежи пласта Д1 пашийского горизонта Китаямского газонефтяного месторождения, в течение 2014 года в результате геологоразведки произошло изменение величины начальных извлекаемых запасов по залежи пласта D1 пашийского горизонта Китаямского месторождения.

Согласно Таблице 2 Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14оп начальные извлекаемые запасы нефти по залежи пласта D1 пашийского горизонта Китаямского месторождения уменьшены на 3 375 тыс. тонн.

По итогам обсуждения и обмена мнениями экспертная комиссия решила, в том числе:

1. Рекомендовать Роснедра к утверждению начальные запасы углеводородного сырья по залежам пласта Д1 пашийского горизонта Китаямского месторождения в соответствии с Таблицами 1 и 2 Экспертного заключения;

2. Рекомендовать ПАО АНК «Башнефть» отразить изменения состояния запасов углеводородного сырья по залежам пласта Д1 пашийского горизонта Китаямского месторождения в отчетной форме № 6-гр за 2014 г. по графе «разведка» в соответствии с Таблицей 2 Экспертного заключения;

3. Рекомендовать ФГУ НПП «Росгеолфонд» внести соответствующие изменения в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по залежам пласта Д1 пашийского горизонта Китаямского месторождения по состоянию на 01.01.2015 в соответствии с таблицами 1 и 2 Экспертного заключения с учётом накопленной добычи.

Согласно Протоколу Федерального агентства по недропользованию от 05.06.2014 № 18/293-пр по результатам рассмотрения Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14 по пласту Д1 пашийского горизонта (D3ps) Китаямского месторождения ПАО АНК «Башнефть», руководству Роснедра рекомендовано утвердить результаты государственной экспертизы по пласту Д1 пашийского горизонта (D3PS) Китаямского месторождения ПАО АНК «Башнефть», изложенные в Экспертном заключении.

На основании сведений, содержащихся в Федеральном информационном ресурсе, сопровождаемом ФКУ «Налог-Сервис» ФИС России, Арбитражным судом установлено, что результаты государственной экспертизы по пласту Д1 пашийского горизонта (D3ps) Китаямского месторождения учтены в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по залежи пласта Д1 пашийского горизонта Китаямского месторождения по состоянию на 01.01.2015.

Согласно данным Государственного баланса полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015 начальные извлекаемые запасы нефти (У3) в млн. тонн по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР) с точностью до 3-го знака после запятой, в связи с переоценкой запасов нефти по пласту Д1 пашийского горизонта (D3ps) Китаямского месторождения в сторону уменьшения (списание запасов), составили 1,756 млн. тонн (1,523 '+ 0,233), где: -  1,523 млн. тонн - сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 на 01.01.2015; -  0,233 млн. тонн - сумма накопленной добычи с начала разработки по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015.

Показатели Государственного баланса запасов полезных ископаемых по лицензии № ОРБ14459НР по состоянию на 01.01.2015 идентичны показателям, указанным в Анализе движения запасов нефти и газа по форме № 6-ГР за 2014 год.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа показателей Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013 и 01.01.2015, а также по данным Экспертного заключения от 15.04.2014 № 79-14оп, судом первой инстанции установлено, что в результате геологоразведки произошло изменение величины начальных извлекаемых запасов нефти по залежи пласта D1 пашийского горизонта Китаямского месторождения в сторону уменьшения (списание запасов) на 3,375 млн. тонн (5,131 - 1,756), где: -  5,131 млн. тонн - начальные извлекаемые запасы нефти (У3) в млн. тонн по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР) с точностью до 3-го знака после запятой по данным Государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2013; - 1,756 - начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) в млн. тонн по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР) с точностью до 3-го знака после запятой по данным Государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2015.

Учитывая вышеизложенное, судом установлено, что налогоплательщик при расчёте коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (К3), в целях исчисления НДПИ за налоговые периоды июнь-декабрь 2014 г. по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР), основываясь на Экспертном заключении от 15.04.2014 №79-14оп, использует показатели Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015, согласно которым начальные извлекаемые запасы нефти (У3) года по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР) составляют менее 5 млн. тонн, и рассчитывает коэффициент (К3) по формуле, указанной в пункте 5 статьи 342 НК РФ.

В обоснование правомерности расчёта понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (К3), в целях исчисления НДПИ за налоговые периоды июнь-декабрь 2014 г. по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459ИР) на основании данных Экспертного заключения от 15.04.2014 № 79-14оп, и соответственно, по показателям Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015, Общество в апелляционной жалобе ссылается на положения абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ.

Однако заявителем не учтено следующее.

Согласно положениям пункта 5 статьи 342 НК РФ коэффициент Кз, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, применяется при добыче нефти на участках недр с начальными извлекаемыми запасами до 5 млн. тонн нефти и степенью выработанности запасов менее или равной 0,05. При этом показатели, необходимые для применения и расчёта коэффициента Кз, определяются по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Согласно порядку определения начальных извлекаемых запасов (У3), установленному пунктом 5 статьи 342 НК РФ, для запасов, внесённых в Государственный баланс более чем за год до налогового периода, данный показатель определяется как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода.

Следовательно, в силу прямого указания пункта 5 статьи 342 НК РФ начальные извлекаемые запасы определяются в соответствии с данными Государственного баланса запасов, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода, то есть за налоговые периоды 2014 года - на основании данных Государственного баланса по состоянию на 01.01.2013.

В соответствии с абз. 7 пункта 5 статьи 342 Кодекса в случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) для применения понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утверждённого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342 ПК РФ.

Из указанного следует, что закреплённые в абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ положения применяются в случае, если в Государственном балансе запасов полезных ископаемых сведения об извлекаемых запасах на 1 января года, предшествующего году налогового периода, а также сведения по месторождению, включённые в Государственный баланс запасов полезных ископаемых, утверждённый в году, предшествующем году налогового периода, отсутствуют, то есть, если запасы нефти впервые поставлены на Государственный баланс в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода. В связи с чем, НК РФ допускает использование для расчёта понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), не данные Государственного баланса полезных ископаемых, а заключение государственной экспертизы запасов нефти, утверждённое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в   установленномпорядкеведение Государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Судом первой инстанции в ходе судебных заседаний установлено, что согласно данным Федерального информационного ресурса, сопровождаемого ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, извлекаемые запасы нефти по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку недр (лицензия № ОРБ14459НР), в том числе по пласту Д1 пашийского горизонта (D3ps) Китаямского месторождения, поставлены на учёт в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2009.

Согласно данным Государственного баланса полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2009 начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) в млн. тонн по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР) с точностью до 3-го знака после запятой составили 5,139 млн. тонн.

Таким образом, в спорной ситуации запасы нефти по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку недр (лицензия № ОРБ14459НР), в том числе по пласту Д1 пашийского горизонта (D3ps) Китаямского месторождения, поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых ранее дат, указанных в абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ.

Кроме того, в статье 31 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» указано, что государственный баланс запасов полезных ископаемых ведётся с целью учёта состояния минерально-сырьевой базы.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 № 265 списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, па основании данных ежегодной государственной отчётности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Согласно пункту 16 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 № 265 Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в РФ: по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчётным; по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчётным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчётным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Таким образом, порядок, периодичность и срок выпуска государственного баланса строго регламентированы на законодательном уровне.

На основании Протокола Федерального агентства по недропользованию от 05.06.2014 № ФАН № 18/293-пр по результатам рассмотрения Экспертного заключения от 15.04.2014 № 79-14оп изменения в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013 не вносились, что подтверждается показателями Государственного баланса полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013, а также формой № 6-ГР ПАО АНК «Башнефть» за 2012 г.

Поскольку пункт 5 статьи 342 НК РФ, являющийся специальной нормой, предписывает при расчёте понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), руководствоваться данными Государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, то расчёт понижающего коэффициента (Кз) по НД11И за налоговые периоды июнь - декабрь 2014 года с применением показателя (Уз) по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР), равного 1 756 тыс. тонн, отражённого в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015 с учётом Экспертного заключения от 15.04.2014 № 79-14 оп, является неправомерным.

Правовая позиция по данному вопросу согласуется с позицией ФНС России в письме от 14.06.2017 № СД-4-3/11281 @, в соответствии с которой, если по данным государственной экспертизы запасов нефти проведена переоценка запасов нефти месторождения в сторону уменьшения (списание запасов), то в целях расчёта коэффициента Кз необходимо учитывать начальные извлекаемые запасы нефти по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода, в соответствии с пунктом 5 статьи 342 НК РФ.

Заявитель указывает, что в норме абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ нет указания на её применение только в том случае, когда запасы нефти поставлены на государственный баланс впервые.

Однако позиция налогоплательщика основана на ошибочном прочтении спорной нормы, буквальное прочтение которой позволяет сделать однозначный вывод о том, что закрепленные в ней положения применяются исключительно в случае, если в государственном балансе запасов сведения об извлекаемых запасах на 1 января года, предшествующего году налогового периода, а также сведения по месторождению, включенные в государственный баланс запасов, утвержденный в году, предшествующем году налогового периода, отсутствуют.

В связи с чем, Кодекс допускает использование для расчёта коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), не данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, а заключение государственной экспертизы запасов нефти, утверждённое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ предусматривает, что изменения, возникающие после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых, уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. № 309-КГ17-5383.

В свою очередь, позиция заявителя о том, что положения абз. 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ предусматривают его применение, в том числе по участку недр, запасы нефти по которому значились на государственном балансе запасов полезных ископаемых, утверждённом в году, предшествующем году налогового периода, но в результате переоценки которых произошло их изменение как в сторону увеличения (постановка на государственный баланс), так и в сторону уменьшения (списание с государственного баланса), представляет собой расширительное толкование норм законодательства.

Расчёт заявителем коэффициента Кз в июне-декабре 2014 года по данным Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14оп, утверждённого Протоколом ФАС от 05.06.2014 № 18/293-пр, не соответствует налоговому законодательству, так как в абз. 4 пункта 5 статьи 342 НК РФ прямо указан порядок расчёта коэффициента Кз и определения начальных извлекаемых запасов (Уз), а именно - по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующем году налогового периода, при том, что ссылка на учёт изменений запасов в результате «разведки», «переоценки» и иных изменений при определении начальных извлекаемых запасов нефти с целью дальнейшего расчёта коэффициента Кз в норме отсутствует.

Изменение в сведениях о запасах нефти по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия №ОРБ14459НР) произошло в 2014 году на основании Экспертного заключения от 15.04.2014 №79=14оп и учтено в Государственном  балансе запасов  полезных  ископаемых по  состоянию  на 01.01.2015. Соответственно, в силу прямого указания закона, при расчёте коэффициента Кз за налоговые периоды с июня по декабрь 2014 года надлежит использовать данные Государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013, то есть данные о состоянии запасов за 2012 год.

Заявитель   ссылается   на  пункт   10  Приказа  Минприроды  России  от 06.09.2012   № 265, согласно которому основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс, является заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденное Роснедрами.

При этом Общество не учитывает, что Экспертное заключение от 15.04.2014 №79-14оп, утверждённое протоколом Роснедра, не содержит выводов о внесении изменений в ранее утверждённый государственный баланс запасов полезных ископаемых и не является основанием для внесения таких изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2013.

В Решении налогового органа установлено, и не оспаривается налогоплательщиком, что на основании Протокола Федерального агентства по недропользованию от 05.06.2014 № ФАН №18/293-пр по результатам рассмотрения Экспертного заключения от 15.04.2014 № 79-14оп, изменения в Государственный   баланс   запасов   полезных  ископаемых  по состоянию на 01.01.2013 не вносились.

Позиция заявителя, согласно которой расчёт коэффициента Кз без учёта оперативных изменений запасов, утверждённых Протоколом Федерального агентства по недропользованию № 18/293-пр от 05.06.2014, нарушает принцип экономической обоснованности налогообложения, не является обоснованной, так как в пункте 5 статьи 342 НК РФ прямо указано, что начальные извлекаемые запасы определяются в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждённого в году, предшествующему году налогового периода.

Изменения сведений о запасах нефти в отношении Китаямско-Благодаровского лицензионного участка (лицензия №ОРБ14459НР) по данным Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14 оп, утверждённого Протоколом ФАС от 05.06.2014 № 18/293-пр, учтены в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015. Соответственно, в спорной ситуации отсутствуют основания для применения положений абз. 7 пункта 5 статьи 342 НКРФ.

Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой инстанции и налогового органа о неправомерном занижении ПАО АНК «Башнефть» налоговой базы по налогу на добычу   полезных   ископаемых   в   связи   с   неправомерным   применением понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз) по Китаямско-Благодаровскому лицензионному участку (лицензия № ОРБ14459НР), рассчитанного исходя из объёма, начальных извлекаемых запасов (Уз), определённых по данным Экспертного заключения от 15.04.2014 №79-14оп, утверждённого Протоколом ФАС от 05.06.2014 № 18/293-пр, что привело к неполной уплате налога на добычу полезных ископаемых за июнь-декабрь 2014 года в размере 98 917 282 руб., являются законными и обоснованными.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-248553/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                            С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                                       В.И. Попов

                                                                                                                               Л.Г. Яковлева