ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-32353/20 от 28.07.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-32353/2020

 г. Москва                                                                                        Дело № А40-14728/2020

04 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи            Мухина С.М.,

судей:

Никифоровой Г.М., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гостехнадзора города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2020 по делу № А40-14728/2020

по заявлению: общества с ограниченной ответственностью «ПТК ГИРТЕК»

к ОАТИ в лице Гостехнадзора города Москвы

третьи лица: 1. ООО «Геотехконсалтинг». 2. ООО «Альфамобиль»

об оспаривании решения,

в присутствии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по дов. от 30.05.2018;

от третьего лица:

1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2020, принятым по настоящему делу, признано незаконным решение ОАТИ в лице Гостехнадзора города Москвы от 22.05.2019 № 0000015531 об отказе в регистрационных действиях, суд также обязал ОАТИ в лице Гостехнадзора города Москвы повторно рассмотреть вопрос об осуществлении регистрации снегоболотоходов МСГ-45, 2019 года выпуска на основании представленных документов в 30-ти дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу, с отнесением расходов по госпошлине в пользу ООО «ПТК ГИРТЕК» в размере 3 000 (три тысячи) руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАТИ в лице Гостехнадзора города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в требованиях ООО «ПТК ГИРТЕК» отказать. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.

В судебное заседание не явились представители заявителя и третьих лиц,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Геотехконсалтинг» обратилось в регистрирующий орган (ОАТИ) с заявлением о регистрации спец.техники: снегоболотоход гусеничный.

Решением Гостехнадзора города Москвы от 22.05.2019 № 0000015531 в государственной регистрации спец.техники ООО «ПТК ГИРТЕК» отказано, поскольку по имеющимся в Инспекции сведениям, снегоболотоходы МСГ-45 являются отремонтированной техникой, в связи с чем, деятельность ООО «ПТК ГИРТЕК» (заявителя-производителя) не может рассматриваться как изготовление продукции.

Посчитав указанное решение незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя  в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, ООО «ПТК ГИРТЕК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.

Пунктом 2 постановления от 12.08.1994 № 938 установлено, что регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (далее - машины) на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора).

В соответствии с пунктом 3 постановления от 12.08.1994 № 938, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Порядок регистрации транспортных средств органами Гостехнадзора определен Правилами N 785 (далее - Правила N 785).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 785 указанные правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Пунктом 1.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), разработанных в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.93 N 1291, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785), предусмотрен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (далее - Правила регистрации). Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора национально - государственных и административно-территориальных образований (пункт 1.10 Правил регистрации).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 № 1912-0, вопросы выдачи паспортов машин решаются в административном порядке, в частности, в отношении самоходных автомототранспортных средств - в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

Судом установлено, что между ООО «Геотехконсалтинг» (лизингополучатель) и ООО «Альфамобиль» (лизингодатель) был заключен договор лизинга от 15.04.2019г. №04828-МСК-19-Л, в соответствии с которым лизингодатель обязался приобрести у ООО «ПТК ГИРТЕК» (заявитель) снегоболотоход гусеничный МСГ-45 с техническими характеристиками и в комплектации, приведенными в спецификации предмета лизинга, являющейся неотъемлемой частью заключенного договора, и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование.

В свою очередь, между ООО «ПТК ГИРТЕК» (заявителем) и ООО «Альфамобиль» (лизингодатель) был заключен договор поставки от 16.04.2019. № 04828-МСК-19-К, в соответствии с которым заявитель (производитель-поставщик) передает, а лизинговая компания принимает снегоболотоход гусеничный МСГ-45 с техническими характеристиками и в комплектации, приведенными в спецификации, являющейся приложением 1 и неотъемлемой частью договора. Снегоболотоход был передан по акту приема-передачи от 25.04.2019.

Поскольку по условиям Договора лизинга от 15.04.2019г. №04828-МСК-19-Л снегоболотоход гусеничный (спец.техника) подлежал государственной регистрации на имя лизингополучателя (п. 5.2, п. 5.3 договора лизинга), ООО «Геотехконсалтинг» обратилось в регистрирующий орган (ОАТИ) с заявлением о его регистрации.

Отказав в регистрации продукции заявителя (снегоболотоход гусеничный (спец.техника)), ОАТИ направил в СЗМТУ Росстандарта представление с требованием провести в отношении заявителя внеплановую проверку соблюдения обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.

На основании Приказа СЗМТУ Росстандарта от 24.06.2019г. №547В в отношении ООО «ПТК ГИРТЕК» была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен Акт №547В-1 от 12.07.2019г., в соответствии с которым нарушений обязательных требований или требований, установленных федеральным законодательством не выявлено.

Материалами дела также подтверждается, что лизингополучатель представил в регистрирующий орган все необходимые документы: заявление о регистрации, договор лизинга и приложения к нему, акт приема-передачи лизингового имущества, паспорт снегоболотохода.

Порядок представления документов, установленный Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), полностью соблюден.

В спецификации (приложение № 1 к договору лизинга) перечислены идентифицирующие признаки спец.техники, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Кроме того, в соответствии с п. 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, суд обоснованно посчитал, что указание ООО «ПТК ГИРТЕК» в качестве организации-изготовителя в паспортах на данные самоходные машины для постановки их на учет не может являться основанием для отказа в регистрации, поскольку заявитель является производителем этой техники, подтверждается Актом проверки СЗМТУ Росстандарта от 12.07.2019 № 547В-1.

При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно посчитал, что ОАТИ неправомерно и необоснованно отказало обществу в государственной регистрации спец.техники (снегоболотоход гусеничный).

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что решение ОАТИ от 22.05.2019 № 0000015531 об отказе в регистрационных действиях, вынесено с существенным противоречием действующему законодательству.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал ОАТИ устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении. Нарушений норм процессуального права судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

          решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2020 по делу № А40-14728/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                            С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                            Г.М. Никифорова

                                                                                                                               ФИО1