ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-32800/16 от 01.08.2016 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12,

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-32800/2016

город Москва Дело № А40-40480/16

05.08.2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2016

Постановление в полном объеме изготовлено 05.08.2016

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.

судей:

ФИО1, Мухина С.М.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерство юстиции Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2016 по делу № А40-40480/16, принятое судьей Девицкой Н.Е.
 по заявлению ООО "ГАРД Сервис"

к Министерству юстиции Российской Федерации

о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по дов. от 28.03.2016;

УСТАНОВИЛ:

ООО "ГАРД Сервис" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги Министерством юстиции Российской Федерации (далее – ответчик).

Решением от 23.05.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования полностью.

Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, заслушав правовую позицию ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Между Заявителем - ООО «ГАРД Сервис» и Товариществом с ограниченной ответственностью «GARD Agro Service» (Республика Казахстан) заключен договор на оказание услуг №1 от 07.05.2015. В целях применения освобождения от налогообложения ТОО «GARD Agro Service» необходима справка, подтверждающая резидентство ООО «ГАРД Сервис» в 2015, апостилированная в установленном порядке.

ООО «ГАРД Сервис» обратилось в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением № 69 от 01 декабря 2015 г. о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных № 77-11/28303 от 06.11.2015 г. о подтверждении постоянного места пребывания в Российской Федерации в 2015 году, для целей предъявления указанного документа на территорию Республики Казахстан.

Письмом от 18.12.2015 г. за № 06-149897/15 Министерством юстиции Российской Федерации, на основании п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденного приказом Минюста России от 03.07.2012 г. № 130 (Административный регламент), ООО «ГАРД Сервис» было отказано в проставлении апостиля.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Министерство юстиции Российской Федерации реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подп. 30.30 п. 7 Положения).

Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Порядок предоставления Государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента территориальные органы Минюста России проставляют апостиль на копиях официальных документов, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей, верность которых засвидетельствована нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 35 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Одним из таковых оснований является то, что официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов.

В качестве такого договора Главное Управление Минюста России по г. Москве применило Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и отказало в предоставлении испрашиваемой обществом государственной услуги.

Между тем, обращение заявителя за предоставлением апостиля на копиях справок МИФНС по ЦОД обусловлено участием Общества в налоговых правоотношениях, в то время как Конвенция от 22.01.1993 распространяет свое действие на отношения по гражданским, семейным и уголовным делам. Налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не входят.

Данной позиции также придерживаются налоговые органы Республики Казахстан (письмо Налогового комитета Министерства финансов РК от 22.04.2014 № НК-13-452-НК-3204), которые отказывают в реализации права на возмещение налога по формальному основанию – отсутствие апостиля на справке о резидентстве.

Министерство Финансов РФ письмом от 15.05.2014 N03-08- 13/22891 в целях соблюдения принципа взаимности также уведомило налоговые органы Российской Федерации об обязанности принимать соответствующие справки о резидентстве в Республике Казахстан исключительно с проставленным на них апостилем.

Таким образом, в данном конкретном случае, нормы Кишиневской (Минской) конвенции при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, не могут быть применены.

Как пояснил податель апелляционной жалобы, в настоящее время Министерство иностранных дел России и Министерство иностранных дел Республики Казахстан заключили соглашение путем обмена нотами от 22.02.2016г. и 15.03.2016г. о порядке признания официальных документов, подтверждающих президентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал".

Ввиду того, что договоренность в отношении налоговых правоотношений между договаривающимися странами на момент обращения Общества с заявлением еще не была достигнута, у Минюста России не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Министерство юстиции Российской Федерации незаконно отказало в предоставлении заявителю государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных "О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации" для целей предъявления указанного документа на территорию Республики Казахстан.

Ссылка в жалобе на отсутствие негативных последствий для заявителя, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

Доводы о том, что заявитель не обращался в Минюст России с запросом о предоставлении госуслуги, отклоняются, поскольку в деле имеется письмо от 01.12.2015 № 69.

Апелляционная жалоба по существу направлена на переоценку выводов суда первой инстанции, между тем оснований к такой переоценке не имеется.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2016 по делу № А40-40480/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: П.В. Румянцев

Судьи: С.М. Мухин

ФИО1