ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-35555/20 от 10.08.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-35555/2020

г. Москва                                                                                         Дело № А40-42548/2020

12 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи              Мухина С.М.,

судей:               

Никифоровой Г.М., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Тек-Пак» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2020 по делу № А40-42548/2020

по заявлению: общества с ограниченной ответственностью «Тек-Пак»

к 1. Центральной оперативной таможне, 2. Московской таможне

о признании незаконным и отмене решения,

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 02.01.2020;

от заинтересованных лиц:

1. ФИО3 по дов. от 05.02.2020; 2. ФИО4 по дов. от 27.12.2019;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Тек-Пак» об оспаривании  постановления Московской таможни от 17.12.2019 по делу об административном правонарушении № 10129000-5808/2019 и решения Центральной оперативной таможни от 19.02.2020 № 10119000/13ю/47А по жалобе, отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Тек-Пак» (заявитель, Общество) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указал, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы, свидетельствующие о том, что заявитель был лишен возможности не допускать нарушения, которые он не мог предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости.

В судебном заседании представители от Центральной оперативной таможни и Московской таможни письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, доводы апелляционной жалобы отклонили.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из фактических материалов дела, постановлением Московской таможни от 17.12.2019 по делу № 10129000-5808/2019 ООО «Тек-Пак» было привлечено к административной ответственности по ч. 1. ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С вынесенным Московской таможней постановлением о назначении административного наказания от 17.12.2019 г. по делу № 10129000-5806/20.19 в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей ООО «Тек-Пак» не согласилось, постановление было обжаловано в вышестоящий орган - Центральную оперативную таможню.

Решением Центральной оперативной таможни от 19.02.2020 жалоба ООО «Тек-Пак» на постановление Московской таможни оставлена без удовлетворения.

Полагая, что постановление о назначении административного наказания от 17.12.2019 по делу № 10129000-5808/2019 и Решение Центральной оперативной таможни от 19.02.2020 были вынесены без достаточных оснований и подлежат отмене, ООО «Тек-Пак» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом административного правонарушения, вины общества, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие меры по обеспечению требований закона. Также суд с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для освобождения лица от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правильными и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

Судом установлено, что ООО «Тек-Пак» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1127746126386, является российским лицом, заключившим сделку, в соответствии с которой из Российской Федерации вывезен товар.

04.06.2018 между ООО «Тек-Пак», Российская Федерация, (Продавец) и Дайкири, Республика Казахстан, (Покупатель) был заключен договор № TTI-04.06.2018/312, в соответствии с которым 10.12.2018 продавец поставил в адрес покупателя по товарной накладной № 12-10-021 товар согласно статформе системный номер ED20190719181938522 (далее – Товар).

Статистическая форма учета перемещения товаров подана ООО «Тек-Пак» на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использованием заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись) 19.07.2019 за № 10129000/190719/С782167 (системный номер ED20190719181938522, отчетный период - декабрь 2018 г.) (далее - статформа).

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 04.09.2018) (далее - Закон № 289-ФЗ) установлено, что статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

Согласно части 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые:

- заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств -членов ЕАЭС;

- не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее - Правила).

Исходя из Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе статформу, содержащую достоверные сведения.

Пунктом 7 Правил установлено, что при представлении статистической формы в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом) датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в
таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо
представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе
связанные с нарушением Правил, ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по 4.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 18.01.2019.

По состоянию на 19.01.2019 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.

Материалами дела об АП установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров, отправленных ООО «Тек-Пак» в декабре 2018 года в адрес фирмы ДАЙКИРИ (Казахстан) в рамках договора от 04.06.2018 № ТП-04.06.2018/312, должна была быть представлена ООО «Тек-Пак» таможенному органу (Московской таможне) не позднее 18.01.2019. Фактически статистическая форма передана в электронном виде путем ее заполнения на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.07.2019, т.е. спустя 6 месяцев, позже установленного срока (18.01.2019).

В этой связи невыполнение указанных требований постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 и Закона № 289-ФЗ, образует событие АП, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7П следует, что Общество, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Пунктом 10 Правил определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.

Вина юридического лица определяется через основные составляющие: лицо должно выполнить таможенную обязанность, могло ее выполнить, но не выполнило данную обязанность.

Выполнение лицом той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Права лица корреспондируются с его обязанностями в каждом правоотношении, которые как раз и определяют указанную степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом. ООО «Тек-Пак» являясь участником внешне-экономической деятельности, знало о возложенных на него публично-правовых обязанностях, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации, однако эти обязанности не были выполнены.

При этом юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, поскольку все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, доверенностей, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.

Доводы заявителя о том, что нарушение сроков связано с тем, что в результате противоправных действий третьих лиц 13.12.2018 произошло блокирование хранящейся на серверах информации и шифрование хранящихся на сервере данных, в связи с чем, ООО «Тек-Пак» было лишено возможности не допустить нарушения, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.

Срок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20190719181938522 истек 18.01.2019.

Меры по отправке данной отчетности в виде электронного документа приняты ООО «Тек-Пак» со значительным нарушением указанного срока, при этом ООО «Тек-Пак» никаких мер по уведомлению таможенного органа о невозможности подачи статформы не предпринимало и при направлении статформы о данных обстоятельствах также не сообщило.                                   

В соответствии с пунктом 7 Правил при наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Таким образом, Правилами предусмотрены альтернативные способы направления статистических форм учета перемещения товаров в таможенный орган, не ограниченные исключительно подачей отчетности в виде электронного документа посредством сети «Интернет».

Следовательно, при наличии технических проблем представления документа в электронном виде в целях соблюдения положений пункта 7 Правил Заявитель имел возможность представить статистическую форму в таможенный орган на бумажном носителе лично, либо почтовом отправлении. При этом, в случае направления статистической отчетности почтой, датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления.

Таким образом, ООО «Тек-Пак» не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, хотя при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности должно было и могло их предпринять.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновности ООО «Тек-Пак» в совершении АП, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.19.7.13 КоАП РФ.

Состав вмененного Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, является формальным.

Данный факт указывает на отсутствие необходимости наступления каких-либо неблагоприятных материальных последствий совершения данного административного правонарушения, вместе с тем, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Общественная опасность данного правонарушения состоит в создании обстоятельств, препятствующих своевременному получению таможенными органами сведений в целях ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС. Вменяемое Обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере ведения таможенной статистики взаимной торговли государств-членов ЕАЭС.

Материалами дела об административном правонарушении № 10129000-5808/2019 в отношении ООО «Тек-Пак» событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, доказаны, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Доказательств обратного заявителем в материалы дела представлено не было.

На момент принятия решения суда первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

          решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2020 по делу № А40-42548/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                            С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                            Г.М. Никифорова

                                                                                                                                   ФИО1