ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-38844/13 от 02.12.2013 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-38844/2013-АК

город Москва

04.12.2013

дело № А40-72974/13

резолютивная часть постановления оглашена 02.12.2013

полный текст постановления изготовлен 04.12.2013

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марковой Т.Т.,

судей Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2013

по делу № А40-72974/13, принятое судьей Уточкиным И.Н.

по заявлению ОАО «Таганский Мясокомбинат» (109029, Москва, Автомобильный проезд, дом 9, корпус 7, ИНН 7722780930, ОГРН 1127746535322)

к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО (123022, Москва, улица Б. Декабрьская, дом 7, стр. 3)

об оспаривании постановлений;

при участии:

от заявителя:

Руденко Е.А. по доверенности от 01.07.2013;

от заинтересованного лица:

Попенков А.А. по доверенности № 1-29 от 18.02.2013;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2013 признаны незаконными и отменены постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 28.05.2013 № 03-13/1053-201ю, № 03-13/1054-201ю, № 03-13/1055-201ю, № 03-13/1056-201ю по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении ОАО «Таганский мясокомбинат».

Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что оспариваемыми постановлениями ОАО «Таганский мясокомбинат» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30.000 руб. по каждому постановлению.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили обстоятельства, связанные с нарушением обществом ст. ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно: непредставление декларации по формам № 4, № 6, № 7, № 8 об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление деклараций с нулевыми показателями (нулевой декларации) действующим законодательством не предусмотрено.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Состав такого административного правонарушения является формальным, то есть не предусматривает наступления материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наличия или отсутствия вредных последствий.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В пункте 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 815, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу п. 16 Правил декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях об объеме производства и оборота этилового спирта, в том числе: об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 4); об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 6); об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 7); об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 8).

Таким образом, законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.

При этом согласно п. 18 Правил № 815 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11, № 12 к данным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.

Общество обязано представить соответствующие декларации за I квартал 2013 в срок до 10.04.2013.

Управлением установлено, что декларации по форме № 4, № 6, № 7, № 8 в Управление не поступали.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакциях Федеральных законов от 18.07.2011 № 218-ФЗ, от 25.12.2012 № 259-ФЗ), действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Согласно п. 13.1 названного Закона, пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 % массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода (пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ).

Согласно п. 13.2 ст. 2 Закона № 171-ФЗ, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 % объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 % объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 % массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 232-ФЗ, п. 1 в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ).

Судом апелляционной инстанции установлено и признается обществом, что последнее осуществляет производство пива, в связи, с чем на общество возложена обязанность в силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ обязанность декларирования объема производства и оборота пива.

Согласно абз. 13 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Пунктами 5, 6, 8, 9, 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» организации, осуществляющие производство, хранение и поставки алкогольной продукции, представляют декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам согласно приложений № 4, 6, 7, 8.

Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по версии 4.20, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 № 237.

Доводы общества об отсутствии необходимости представления деклараций по форме № 4, № 6, № 7, № 8, отклоняются.

Объективную сторону административного правонарушения, образует бездействие общества, выразившееся в непредставлении документов (деклараций), подтверждающие процесс деятельности организации.

Обществом не отрицается, что дополнительным видом деятельности организации является изготовление пива, то есть не отрицается деятельность самой организации, следовательно, отчетность должна быть представлена и с нулевыми показателями по всем позициям деклараций в уполномоченный орган, которым является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), осуществляющая функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также осуществляет функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Таким образом, наличие в деянии заявителя, не исполнившего в установленный срок возложенную на него публичную обязанность и нарушившего тем самым положения ст. ст. 14, 26 Федерального закона № 171-ФЗ и Правил № 815, события вмененного административного правонарушения учреждением установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно представить, в том числе и нулевые декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При таких обстоятельствах, следует признать, что наличие в действиях ОАО «Таганский мясокомбинат» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом доказано.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Таганский мясокомбинат» требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

Пунктом 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение фактически не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Кодекса (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2013 по делу № А40-72974/13 отменить.

В удовлетворении заявленных ОАО «Таганский Мясокомбинат» требований о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО от 28.05.2013 № 03-13/1053-201ю, № 03-13/1054-201ю, № 03-13/1055-201ю, № 03-13/1056-201ю по делам об административных правонарушениях, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Т.Т. Маркова

Судьи Д.Е. Лепихин

Н.Н. Кольцова