ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-39273/2014 от 10.09.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

дело № А40-94281/2014

резолютивная часть объявлена 10.09.2014г.

в полном объеме изготовлено 12.09.2014г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,

судей Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волошкиным Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Земельная компания «Беляная гора»

на определение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2014г.,

принятое судьей Папелишвили Г.Н.

по делу № А40-94281/2014

по заявлению ЗАО «Земельная компания «Беляная гора» (ОГРН 1045011650496, 143116, МО, Рузский р-н, пос. Беляная гора, д. 1)

к заинтересованному лицу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1),

с участием третьего лица без самостоятельных требований Администрации Рузского муниципального района Московской области (143100, МО, г. Руза, ул. Солнцева, д. 11),

о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании:

от истца: Сорокин Б.В. по дов. от 01.10.2013г.;

от ответчика: неявка;

от третьего лица: неявка,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Земельная компания «Беляная гора» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с жалобой о признании незаконным решения от 16.05.2014. № МО-14/РКФ-289421, принятого филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению от 05.05.2014г. № 50-0-1-214/3002/2014-4629, и обязании устранить допущенные нарушения посредством постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, образуемого при разделе принадлежащего Заявителю на праве собственности и расположенного в Рузском р-не Московской области земельного участка с кадастровым № 50:19:0000000:7.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2014г. (т. 2 л.д. 94-95) дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Московской области.

На состоявшееся определение Истцом подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 123-125).

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, полагает его подлежащим оставлению без изменения.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», как и ее территориальные подразделения (филиалы по субъектам РФ), - организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными публичными полномочиями.

В силу ч. 1 ст. 197 ГК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности решений организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными публичными полномочиями, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства.

В силу ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Правила, какую территорию признать местом нахождения того или иного субъекта права, поскольку от этого зависят определенные правовые последствия, устанавливаются не только гражданским, но и публичным законодательством.

В силу п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ местонахождение юридического лица - субъекта гражданского права определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа и указывается в его учредительных документах.

По смыслу данной нормы, местонахождение юридического лица - субъекта гражданского права привязано к определенному указанному в учредительных документах адресу, по которому возможно сообщение с данным лицом в лице его исполнительного органа.

В отличие от субъектов частного права, правоспособность и дееспособность которых позволяет им осуществлять деятельность на всей территории РФ, территориальные органы государственной власти (а равно организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными публичными полномочиями), осуществляют свои публичные полномочия только в пределах соответствующего территориального деления, независимо от того, по какому адресу располагается здание, в котором работает штат сотрудников.

Органы государственной власти и наделенные отдельными государственными публичными полномочиями организации, созданные по принципу федерального деления Российской Федерации, осуществляют свои полномочия только в пределах соответствующего субъекта РФ, при этом здание, в котором размещено руководство, вполне может находиться на территории другого субъекта РФ.

Для целей публичных правоотношений место нахождения территориального органа государственной власти определяется не адресом здания, в котором он функционирует, а территорией, на которой он вправе осуществлять свои полномочия.

Поскольку органы государственной власти могут вступать как в гражданско-правовые, так и в публично-правовые правоотношения, то и вопрос подсудности по спору с их участием должен решаться в зависимости от того, из гражданского или публичного правоотношения возник спор.

Когда территориальный орган государственной власти действует как субъект гражданского права (например, когда ТУ Росреестра по Москве или ФГБУ «ФКП Росреестра» закупают товары, арендуют помещения), его местонахождение определяется по правилам гл. 54 ГК РФ (адресом, указанным в учредительных документах, по которому располагается исполнительный орган).

Но когда территориальный орган государственной власти действует как субъект публичного права, его местонахождение не может определяться по правилам гл. 54 ГК РФ, поскольку в силу прямого указания нормы п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство применяется только к гражданским правоотношениям; в таком случае его местонахождение определяется территорией, на которой он вправе осуществлять свои полномочия.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2009г. № 457 осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.

При этом указанные функции Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет через свои территориальные органы, по одному в каждом субъекте Российской Федерации, каждый из которых наделен правами по осуществлению вышеуказанных функций исключительно в пределах того субъекта РФ, в котором он создан.

Территориальные управления Росреестра наделены правами юридического лица, а их место нахождения определено федеральной структурой Российской Федерации, т.е. по одному Управлению на один субъект РФ.

В частности, Приказом Росреестра от 19.04.2010г. № П/179 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которым установлено, что Управление является юридическим лицом (п. 3), и что его местом нахождения является: «Московская область» (п. 17).

Приказом Росреестра от 11.03.2010г. № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями органа кадастрового учета.

Полномочия Земельной кадастровой палаты по субъекту Российской Федерации производны от полномочий соответствующего Территориального управления Росреестра по субъекту РФ.

Следовательно, применительно к настоящему делу, поскольку спор возник из публично-правовых отношений, в связи с осуществлением филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО отдельных функций публичной власти, делегированных ей Росреестром, то для целей определения суда, полномочного рассматривать спор, местонахождение данного учреждения определяется территорий, на которой ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО вправе осуществлять соответствующие полномочия, т.е. территорией Московской области.

Соответственно, спор, вытекающий из отказа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО осуществить кадастровый учет объекта недвижимости, подлежит рассмотрению Арбитражным судом МО.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный по настоящему делу спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом Московской области, в связи с чем правомерно передал дела по подсудности в Арбитражный суд Московской области.

Руководствуясь ст.ст. 188, 269, 271, 272 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2014г. по делу № А40-94281/2014 оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий:                                                                Кузнецова Е.Е.

Судьи:                                                                                              Панкратова Н.И.

                                                                                                          Сумарокова Т.Я.