ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-40747/14 от 14.10.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-40747/2014

г. Москва Дело № А40-98850/14

16 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.

судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.

при ведении протокола

помощником судьи Гумеровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РемСтройСервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2014 по делу № А40-98850/14, принятое судьей Вигдорчик Д.Г. (145-845)

по заявлению ООО «РемСтройСервис» (ОГРН <***>, 115551, Москва, Шипиловский пр., 39, 2) к Росприроднадзору (119019, Москва, ул. Новый Арбат, 11, 1) о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. от 20.06.2014;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по дов. от 30.12.2013 № 05-08-2951/13;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «РемСтройСервис» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о признании незаконным постановления № 11102-22/14 от 27.05.2014г.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судом решением, ООО «РемСтройСервис» обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств дела судом первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.

Из материалов дела следует, что на основании поступившего 25.12.2013г. обращения гр. ФИО3 (заявка от 25.12.2013 № 28501) в службу - горячая линия Департамента, 14.01.2014г. сотрудниками Департамента проведено обследование земельного участка общего пользования со свободным доступом (дворовая территория, прилегающая к жилому многоквартирному дому № 8 по ул. Ясеневая) и адресным ориентиром: <...>.

В ходе обследования установлено, что на открытой озелененной придомовой территории пешеходные тротуары расчищены от снега, при этом на земельном участке общего пользования, занятом зелеными насаждениями, со свободным доступом выявлен факт размещения неустановленными лицами снега, имеющего визуальные признаки загрязнения (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории).

На основании изложенного 14.01.2014г. государственным инспектором г. Москвы по охране природы ФИО4 вынесено Определение № 1102-22/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В связи с указанным 14.01.2014г. в период времени с 11 ч. 20 мин. до 11 ч. 30 мин. (в соответствии с ПНД Ф 12.15.2-13) произведен отбор проб снега на обследуемом земельном участке с адресным ориентиром: <...> для лабораторного исследования (протокол о взятии проб и образцов № 1102-22/2014 от 14.01.2014, акт отбора проб снега для лабораторного анализа № 1102-22/2014 от 14.01.2014).

Отбор произведен специалистом-пробоотборщиком (для лабораторного исследования на предмет наличия компонентов химических реагентов в снеге) в грех точках в соответствии с прилагаемой к акту схемой:

Первая точка отбора — на озелененной территории в 1-1.5 метрах от бортового камня расположена по адресу: ул. Ясеневая, д. 8 (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет № АА3993573):

Вторая точка отбора — на озелененной территории в 0.5-0.7 метрах от бортового камня расположена по адресу: ул. Ясеневая, д. 8 (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет № АА3993574):

Третья точка отбора (Фоновая проба, снег визуально чистый) — на озелененной территории в районе детской площадки напротив <...> (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет № АА3993575).

При проведении отбора проб снега составлен акт отбора проб снега для лабораторного анализа от 14.01.2014г. № 1102-22/2014, схема мест отбора проб, протокол о взятии проб и образцов от 14.01.2014г. № 1102-22/2014, произведена фотофиксация на фотоаппарат Кодак С713.

Отобранные пробы снега направлены для лабораторного анализа в аналитическую инспекцию ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.518962 сроком действия до 18.04.2017г).

Определением о назначении экспертизы от 28.01.2014г. № 1102-22/2014 проведение экспертизы поручено ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ».

Протоколом исследования снега ГПБУ «Мосэкомониторинг» от 16.01.2014г. № 14, 15, 16 установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ), превышающее соответствующие показатели в сравнении с фоновой пробой снега:

- фоновая проба № 16 содержит хлорид-ион менее 10 мг/дм куб., калин 0.201 мг/дм куб., кальций 0.454 мг/дм куб., магний 0.250 мг/дм куб., натрий 0.508 мг/дмкуб:

- проба № 15 содержит хлорид-ион 845 мг/дм куб., калий 2.46 мг/дм куб., кальций 25.9 мг/дм куб., магний 1.76 мг/дм куб., натрий 412 мг/дмкуб:

- проба № 14 содержит хлорид-ион 62 мг/дм куб., калий 0.564 мг/дм куб., кальций 7.53 мг/дм куб., магний 0.684 мг/дм куб., натрий 41.8 мг/дм куб.

Согласно экспертному заключению ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» от 03.02.2014г. № 1102-22/2014 выявленные в исследованных пробах с номерами № 14 и 15 компоненты: хлорид - ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния).

Перечень разрешенных к использованию в городе Москве противогололедных реагентов (ПГР) регламентируется Технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением протовогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010- 2011 г.г. и далее) (далее - Технология). В соответствии с данным перечнем основными действующими веществами в составе ПГР являются хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, формиат натрия. Выявленные в исследованных пробах снежного покрова с номерами № 14. 15 хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, входят в состав противогололедных реагентов, использование которых предусмотрено Технологией. Применение солей магния (хлорид магния) в настоящее время действующей редакцией Технологии зимней уборки в составе ПГР не предусмотрено. Содержание в пробах № 14 и 15 компонентов (веществ), являющихся составляющими противогололедных реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния), в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе № 16 свидетельствует о наличии в пробах № 14 и 15 противогололедных реагентов.

В сравнении с фоновой территорией (проба № 16) содержание хлоридов на территориях, на которых отобраны пробы № 14, 15 соответственно в 6,2 и 84.5 раз выше, натрия в 82,28 и 811,02 раз выше, магния в 2.74 и 7.04 раз выше, калия и 2,81 и 12,24 раз выше, кальция в 16,59 и 57,05 раз выше.

Фоновая проба-проба, отобранная на территории с аналогичными характеристиками, подверженной тем же источникам загрязнения (та же территория парковой зоны, дворовой территории и т.д.), исключая рассматриваемые, либо с минимальным воздействием рассматриваемых источников. В данном случае, Фоновой будет являться проба снежного покрова, отобранная на территории не подверженной воздействию противогололедных реагентов либо воздействие противогололедных реагентов на которую минимально.

По результатам административного расследования с учетом информации государственного казенного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Орехово-Борисово Южное от 24.02.2014 № 03-05-8/4 установлено следующее.

В соответствии с Государственным контрактом № ОР2/4 на выполнение работ по комплексному содержанию придомовой и дворовой территории, внутриквартальных проездов района Орехово-Борисово Южное в 2014 году (участок 10) Общество с ограниченной ответственностью «РемСтройСервис» является Подрядчиком.

Согласно п. 1.1. ст. 1 Государственного контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по комплексному содержанию придомовой и дворовой территории, внутриквартальных проездов района Орехово-Борисово Южное в 2014 году (участок № 10) в объеме, установленном в Сметном расчете, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с требованиями Технического задания (приложение № 1 к Государственному контракту № ОР2/4) на выполнение работ по комплексному содержанию придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Орехово-Борисово Южное в 2014 году (участок № 10) комплексное содержание дворовых территорий должно осуществляться в соответствии с регламентами работ.

Содержание объектов благоустройства в настоящем Техническом задании предусматривает работы по содержанию озелененных территорий третьей категории в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.02.1993 № 68.

Согласно Технического задания организационно-технические условия выполнения работ по содержанию дворовых территорий, объектов благоустройства и внутриквартальных проездов определены на основании следующих документов:

Правила содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999г. № 1018;

Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-1111: Нормативно-производственный регламент содержания озелененных территорий, утвержденный приказом Госстроя РФ от 10.12.1999 № 145.

Согласно экспертному заключению ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» от 03.02.2014г. № 1102-22/2014 выявленные в исследованных пробах с номерами № 14 и 15 компоненты: хлорид - ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния).

Таким образом, 14.01.2014 в 11 ч. 30 мин. установлено, что в нарушение указанных норм Общество с ограниченной ответственностью «РемСтройСервис», являясь Подрядчиком по Государственному контракту № ОР2/4 на выполнение работ по комплексному содержанию придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Орехово-Борисово Южное в 2014 году (участок № 10 в том числе по адресу: ул. Ясеневая, д. 8. реализуя обязанности по указанному Контракту, допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в (размещении) снега, содержащего загрязняющие вещества - химические реагенты (загрязнение подтверждено протоколом № 14, 15, 16 исследования снега от 16.01.2014 и экспертным заключением по протоколу № 14, 15, 16 исследования снега от 03.02.2014 ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ») на участке озелененной территории по адресу: ул. Ясеневая, д. 8.

На основании изложенного 15.04.2014г. государственным инспектором города Москвы по охране природы ФИО4, при участии представителя общества по доверенности от 15.04.2014г. № 15-01/04 ФИО1, составил протокол № 1102-22/2014 об административном правонарушении. Копия вручена представителю на руки.

27.05.2014 заместителем главного государственного инспектора города Москвы по охране природы – начальником отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО ФИО5, в отсутствии законного представителя заявителя, вынесено Постановление № 1102-22/2014 о назначении административного наказания ООО «РемСтройСервис» на основании ч. 2 ст. 4.17 Закона г.Москвы от 21.11.07г. № 45 «Кодекс г.Москвы об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 350 000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Установленный ст.ст.28.2,25.1,25.4 КоАП РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, гарантии Обществу как лицу, привлекаемому к административной ответственности, предоставлены, оспариваемые постановления вынесены уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы Нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд исходи из следующего.

В соответствии со ст. ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельный участок, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействий, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Юридические лица обязаны не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

В соответствии с ст.9 названного закона, предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

В соответствии с ст. 18 названного закона, за нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Наложение административного штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности возместить причиненный ими вред.

В соответствии с ст. 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

В соответствии с ст. 2 вышеуказанного закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Статьей 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.

В соответствии положениями п. 4.5.6. приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее - правила), на садово-парковых дорожках и площадках необходимо производить очистку от снега.

Пунктом 4.5.7. правил предусмотрено, что при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.

Пунктом 9 правил предусмотрено, что охрана зеленых насаждений - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.

Согласно п. 9.1. правил, юридические владельцы территорий обязаны не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;

Согласно п. 9.3. правил, на озелененных и природных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;

В соответствии с положениями п.п. 5.5 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018, при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.

Пунктом 5.8. вышеназванных правил запрещается роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения (допускается роторная уборка снега на улицах, перечень которых согласован с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).

Пунктом 6.2. вышеназванных правил предусмотрено, что снег, счищаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, разрешается складировать на территориях дворов в местах, не препятствующих свободному проезду автотранспорта и движению пешеходов. Не допускается повреждение зеленых насаждений при складировании снега.

Пунктом 5.10.3.1. вышеназванных правил предусмотрено, что при формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на тротуары и газоны.

ООО «РемСтройСервис» допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившихся в складировании снега, содержащего загрязняющие вещества - химические реагенты, подтвержденное протоколом №№ 14, 15, 16 исследования снега от 16.01.2014 и экспертным заключением №№ 14, 15, 16 от 03.02.2014ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» на участке озелененной территории по адресу: ул. Ясеневая, д. 8, образует административное правонарушение.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом доказана вина юридического лица, а в материалах дела содержатся достаточные доказательства, подтверждающие вину общества, соответственно суд законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что согласно государственному контракту № ОР2/4 на выполнение работ по комплексному содержанию придомовой и дворовой территории, внутриквартальных проездов района Орехово-Борисово Южное в 2014 году (участок 10), согласно которому ООО «РемСтройСервис» является подрядчиком, однако не производит работы по адресу: ул. Ясеневая, д. 8, подлежит отклонению, поскольку согласно письму ГКУ г. Москвы «Инженерная служба района Орехово-Борисово Южное» от 09.09.2014 № 03-05-13/4 работы по содержанию территории по адресу: <...> выполняет ООО «РемСтройСервис», а из письма от 15.09.2014 № 03-05-13/14(1) следует, что жилой дом с домовым указателем «улица Ясеневая, дом 8» в адресном списке уборочной площади района Орехово-Борисово Южное (приложение № 2 к госконтракту № ОР2/4 от 02.12.2013 указан как дом 8 корпус 1 по улице Ясеневая. Работы по содержанию придомовой территории по вышеуказанному адресу выполняет ООО «РемСтройСервис».

При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2014 по делу № А40-98850/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья П.В. Румянцев

Судьи Н.Н. Кольцова

С.М. Мухин

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.