ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-42791/14 от 23.10.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-42791/2014

г. Москва Дело № А40-21091/2014

30 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мухина С.М.,

судей:

Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Трескиной М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Правительства Москвы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2014 по делу № А40-21091/2014, принятое судьей Березовой О.А. (41-177)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛЮКСЪ ОТЕЛЬ»

к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы

3-е лицо: Правительство Москвы

о признании недействительным приказа Москомархитектуры

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. от 07.10.2014;

от ответчика:

ФИО2 по дов. от 07.05.2013;

от третьего лица:

ФИО2 по дов. от 23.12.2013;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛЮКСЪ ОТЕЛЬ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Москомархитектуры от 27.11.2013 № 2925 об утверждении градостроительного плана земельного участка № RU77-203000-007484.

Решением от 19.08.20914 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям действующего градостроительного законодательства.

Не согласившись с принятым решением, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податели указывают на тот факт, что утвержденный градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) отвечает всем требованиям действующего законодательства и должен содержать в себе все установленные органами исполнительной власти города Москвы дополнительные ограничения застройки принадлежащего городу Москве земельного участка; оспариваемый приказ не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку Общество, осуществляя предпринимательскую деятельности принимает на себя риски, связанные с возможными законодательными ограничениями его деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником зданий по адресу: <...> - доказательством чего являются свидетельства о государственной регистрации права от 21.02.2008 77 АЖ 592840 и от 22.01.2008 77 АЖ 592618.

Земельный участок по указанному адресу предоставлен истцу в аренду по договору от 10.04.1996 № М-01-005006, заключенному с Москомземом.

09.11.2012 заявитель обратился в Москомархитектуру за градостроительным планом земельного участка по указанному адресу.

В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении у Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ст. 41, 44, 45, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, установлено что, подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Документацией по планировки территории в соответствии с Главой 5 Кодекса является: проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельного участка.

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, устанавливает, что порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории (в том числе и ГПЗУ) устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 43 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» Градостроительный план земельного участка утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры в случае наделения его соответствующими полномочиями.

Пунктом 9 ст. 43 Градостроительного кодекса г. Москвы установлено, что порядок разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.

Общие принципы осуществления подготовки и утверждения документации по планировки территории, а административные процедуры по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков утверждены постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП «О Порядке подготовки, утверждения, изменениями отмены градостроительных планов земельных участков», в соответствии с п. 19 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. Постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы», Комиссия уполномочена на одобрение, изменение или отмену ранее выданных градостроительных планов земельных участков.

Решения Комиссии вступают в силу с даты подписания протокола заседания Комиссии председателем Комиссии или по его поручению ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.

В соответствии с протоколом заседания 31.10.2013 №35 п. 56 Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассмотрела вопрос «О проекте градостроительного плана земельного участка по адресу: Тверская улица, вл. 10 (ЦАО)» и вынесла решения:

1. Согласиться с оформлением градостроительного плана земельного участка (кадастровый № 77:01:0001077:1000) в соответствии с Проектом режимов использования земель и градостроительных регламентов, согласованным Москомнаследием и одобренным Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (протокол от 25.07.2012 № 27), предусмотрев:

Разрешенное использование земельного участка: Режим Р2(2)1для существующего строения:

- капитальный ремонт, реконструкция в рамках применения специальных мер, направленных на регенерацию историко-градостроительнои среды, в параметрах, определяемых с учетом традиционных планировочных и композиционно-пространственных характеристик исторической среды на основе историко-культурных исследований и выводов визуально-ландшафтного анализа, с сохранением композиции и художественного решения главных (западного и южного) фасадов на уровне 3-этажной исторической части здания 1892-1911 гг, с восстановлением утраченных элементов декора и применением реставрационных методов, с сохранением объемно-пространственной структуры и архитектурно-художественного оформления парадных помещений интерьеров 1-3-го этажей (вестибюль гостиницы, центральная лестница с лифтами, буфет и вестибюль 2 этажа, залы булочной, кондитерской, кофейни, ресторан), исторической функции (гостиница с рестораном и магазином на 1-м этаже). Р2(2)1 для размещения объектов капитального строительства:

- строительство в рамках применения специальных мер, направленных на регенерацию историко-градостроительной среды, в параметрах, определяемых с учетом традиционных планировочных и композиционно-пространственных характеристик исторической среды на основе историко-культурных исследований и выводов визуально-ландшафтного анализа.

Основные виды разрешенного использования земельного участка:

- объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1004 07) - гостиница 3 звезды.

Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке:

В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земляные работы на данной территории проводятся при наличии в проекте проведения работ раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия.

Земляные работы на указанной территории необходимо проводить под надзором специализированной археологической организации.

Максимальный процент застройки в границах земельного участка - не установлен.

Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - 7-9 эт., 28,50м (7 этажей по фронту застройки ул. Тверская и Глинищевского пер.), 34,80 м (9 этажей - со стороны двора).

Иные показатели:

Наземная площадь объекта - 35 450 кв.м.

Существующая застройка:

- объект капитального строительства по адресу: Тверская ул., д. 10. стр.2, общей площадью - 1 787,4 кв.м, (3-4 эт., 1 подз.), постройка 1909 г. подлежит сносу;

- снесены стр. 3-4, частично разобрано стр.1 - булочная ФИО3 (выявленный объект культурного наследия, подлежит реставрации историческая часть с включением объекта в состав проектируемого комплекса).

В 2008 г. ООО «ЛЮКСЪ ОТЕЛЬ» оформлено право собственности на помещения общей площадью 19 650 кв.м, включая строения 1,3,4 (в настоящее время снесены).

2. ФИО4 в срок до 12.12.2013 оформить и выдать градостроительный план земельного участка правообладателю.

Приказом от 27.11.2013 № 2925 Москомархитектура утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001077:1000, в котором в разделе 2 указана информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (на основании проекта Правил землепользования и застройки города Москвы).

В качестве основного вида разрешенного использования земельных участков указано «объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (гостиница 3 звезды) (1004 07)».

Оспариваемый приказ вынесен в полном соответствии с требованиями с п. 9 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП «О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков», разделом 6 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы», распоряжением Москомархитектуры от 31.01.2008 № 13 «О Регламенте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы»

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее -технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Градостроительный план земельного участка № RU77-203000-007484, утвержденный приказом Москомархитектуры № 2925 от 27.11.2013 разработан в полном соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Исходя из позиции Госстроя изложенной в Письме от 17.12.2012 N 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана», ГПЗУ - публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью (утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.

ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

В соответствии с ч. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы и п. 1.3. Административного регламента предоставления государственной услуги (постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП), до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом:

- Генерального плана города Москвы;

- территориальных и отраслевых схем;

- проектов планировки территории;

- проектов межевания территории;

- правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;

- историко-культурного опорного плана;

- результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.

В соответствии со ст. 32 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», отраслевые схемы разрабатываются в целях реализации Генерального плана города Москвы путем детализации положений Генерального плана города Москвы в части решения отраслевых задач территориального планирования города Москвы. Отраслевые схемы развития и размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения являются основанием для подготовки градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов.

Отраслевая схема в силу гл. 6 Градостроительного кодекса города Москвы является документом территориального планирования.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Земельный участок по адресу: <...> (кад. № 77:01:0001077:1000) вошел в границы разработки Отраслевой схемы размещения гостиниц в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24.12.2012 № 793-ПП «Об отраслевой схеме размещения гостиниц в городе Москве» (п. 12 Таблицы 1.3.3) со сроком реализации 2016г.

Целью разработки Отраслевой схемы размещения гостиниц в городе Москве является повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы и формирование сети гостиниц для обеспечения условий комфортного пребывания различных категорий туристов.

Основные тенденции развития и размещения гостиниц предусматривают изменение структуры сети за счет увеличения доли гостиниц категории 2-3 звезды и сохранения доли гостиниц категории 4-5 звезд. К 2025 году доля гостиниц категории 4-5 звезд прогнозируется на уровне 35%, гостиниц категории 2-3 звезды - 65%.

Согласно Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016г. «Жилище», утв. Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП, по уровню обслуживания гостиницы можно структурировать на: бюджетный (гостиницы 2 звезды и ниже, с учетом уровня конкретного объекта), средний (3 звезды) и высокий (4-5 звезд). По экспертным данным, имеет место дефицит гостиниц бюджетного и среднего уровня (т.е. 1-3*). Потребность в гостиницах для туристов определена в Государственной программе "Развитие индустрии отдыха и туризма" на основе оценки международных прибытий из стран дальнего зарубежья и стран СНГ, а также с учетом размещаемых граждан России.

Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы", утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.10.2011 N 476-ПП, при определении основных проблем в сфере туризма указывает в качестве фактора, влияющего на конкурентоспособность индустрии гостеприимства ... несбалансированность структуры коллективных средств размещения города Москвы. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных и российских граждан в "частном секторе", функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики. Этому способствует и опережающий рост прямого бронирования услуг гостеприимства, связанный с развитием электронной торговли в сфере туризма. Основными целями и задачами Государственной программы (п. 3.1.) является создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что указанные в ГПЗУ параметры соответствуют требованиям вышеприведенных норм действующего градостроительного законодательства, поскольку собственник земельного участка (г. Москва) обладает правом, с учетом размещения земельного участка в центральной исторической части города, устанавливать дополнительные ограничения застройки и размещения объектов недвижимости, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемым приказом его прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с планируемым получением Обществом более высокого дохода путем строительства гостиницы 5 звезд, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, субъект правоотношении должен действовать в соответствии с существующими ограничениями и планируемый Обществом размер прибыли не может ставиться в зависимость исключительно от желания лица, без учета существующего законодательства и интересов иных лиц.

Законодательство в сфере градостроительной деятельности устанавливает определенные требования к осуществлению указанной деятельности, тем самым ограничивает выбор правомерных вариантов поведения субъектов. Правила осуществления градостроительной деятельности направлены, помимо прочего, на благоприятствование общественным, публичным интересам.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная ст. 198 АПК РФ совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований Общества.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2014 по делу № А40-21091/2014 отменить.

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ЛЮКСЪ ОТЕЛЬ» о признании недействительным приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 27.11.2013 № 2925- отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.М. Мухин

Судьи: П.В. Румянцев

Н.Н. Кольцова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.