ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-4472/13 от 14.03.2013 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-4472/2013

г. Москва Дело № А40-130469/12-33-194

21 марта 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мухина С.М.,

судей:

Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,

при ведении протокола

помощником судьи Дутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ТрансКредитБанк" на решение Арбитражного суда г. Москвы от «24» декабря 2012г по делу № А40-130469/12-33-194, принятое судьей С.О.Ласкиной,

по заявлению ОАО «ТрансКредитБанк» (ОГРН <***>, адрес: 105066, Москва, ул. Н. Басманная, д. 37А)

к Центральному Банку РФ

о признании незаконным постановления от 14.09.2012 г. № 56-12-Ю/0012/2110ДСП,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по доверенности от 19.06.2012 №Д-639;

от ответчика:

ФИО2 по доверенности от 17.12.2010 77АА №0836017;

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «ТрансКредитБанк» (далее – заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Центрального Банка РФ (далее – ответчик, ЦБ) от 14.09.2012 г. № 56-12-Ю/0012/2110ДСП о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Решением от 24.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.

Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФГУП «НИИЭМП» было реорганизовано путем преобразования в ОАО «НИИЭМП». Срок регистрации ФГУП «НИИЭМП» превышал три месяца. ОАО «НИИЭМП» являлось правопреемником ФГУП «НИИЭМП» в следствии реорганизации в форме преобразования, и не является полностью новым юридическим лицом. Обязанность по сообщению о данной операции возлагается на лизинговую компанию как на организацию, непосредственно осуществляющую операцию с имуществом.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, Банком России в результате рассмотрения материалов проверки Филиала ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Пензе, в том числе Акта проверки Филиала от 18.06.2012г., была получена информация о ненадлежащем исполнении ОАО «ТрансКредитБанк» требований ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

24.07.2012 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол № 56-12-Ю/0012/1020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

14.09.2012 ЦБ вынесено оспариваемое постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.

27.12.2011 на открытые ФГУП «НИИЭМП» счета заявителем были зачислены денежные средства в размере 10 000 000 руб. и 20 000 000 руб. на основании договоров № 164Д и 163Д, соответственно.

Согласно копиям Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 58 № 000276270 и Выписке из ЕГРЮЛ от 23.11.2010 дата государственной регистрации ФГУП «НИИЭМП» - 17.07.1992г.

10.01.2012г. Филиалом было получено уведомление ОАО «НИИЭМП» от 10.01.2012г. о том, что в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества по Пензенской области ФГУП «НИИЭМП» преобразовано в ОАО «НИИЭМП». ОАО «НИИЭМП» зарегистрировано и поставлено на учет 30.12.2011г. и в соответствии с уставом предприятия с момента его регистрации является полным правопреемником ФГУП «НИИЭМП». Кроме того, 10.01.2012г. Филиалом были получены и помещены в юридическое дело клиента копии документов, подтверждающих реорганизацию в форме преобразования ФГУП «НИИЭМП» в ОАО «НИИЭМП» и дату государственной регистрации, а именно: Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 58 № 001882930 от 30.12.2011 за основным государственным номером 1115834003185, выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 30.12.2011г. № 1429, устава ОАО «НИИЭМП», утв. Распоряжением ТУ Росимущетсва в Пензенской области от 31.12.2009г. № 495-р.

В соответствии с условиями договора от 27.12.2011г. № 164Д денежные средства в размере 10 000 000 руб. 27.01.2012г. были списаны со счета юридического лица и зачислены на расчетный счет ОАО «НИИЭМП», открытый в Филиале ОАО Банк ВТБ в г. Пензе.

В соответствии с условиями договора от 27.12.2011г. № 163Д денежные средства зачислены на расчетный счет ОАО «НИИЭМП», открытый в Филиале ОАО «Банк ВТБ» в г. Пензе.

Поскольку ОАО «ТрансКредитБанк» было осуществлено списание денежных средств со счета юридического лица, период деятельности которого не превышал трех месяцев со дня его регистрации (код вида операции 4005), Банк был обязан предоставить в уполномоченный орган информацию об этих операциях. Административным органом было выявлено нарушение требования пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Материалы административного дела содержат также выявление в действиях Банка следующего нарушения, заключавшегося в непредставлении в уполномоченный орган сведений о передаче клиентом Банка ООО «ФинТранслизинг» в пользу ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» автомобиля КамАз 65117-78 с крано-манипуляторной установкой Fassi F190A22 общей стоимостью 3 068 644, 07 руб. (по коду вида операции 5003). Тем самым банком нарушены положения пп. 4 п. 1 ст. 6 и пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации (ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ).

В соответствии с абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция связана с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Подпунктом 4 пункта 1 ст. 7 указанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом (подпункт 7 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение) установлен порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с п. 1 Положения отчет в виде электронного сообщения - сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации (далее - ОЭС).

Описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению (п. 2.5 Положения).

Согласно п. 2.8 Положения Кредитная организация доставляет ОЭС, подготовленный в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 настоящего Положения, в территориальное учреждение по каналам связи или на магнитном носителе.

Территориальное учреждение обеспечивает прием ОЭС кредитных организаций, доставленных в территориальное учреждение по каналам связи или на магнитном носителе, а также их контроль в соответствии с главой 3 настоящего Положения.

Статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что клиент – это физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст. 57 и 58 ГК РФ, согласно уставу и передаточному акту ОАО «НИИЭМП» с момента его регистрации является правопреемником ФГУП «НИИЭМП» по всем правам и обязанностям, включая обязательства по всем договорам и соглашениям, заключенным ФГУП «НИИЭМП».

Пунктом 1 ст. 16 ФЗ о государственной регистрации установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лиц, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При этом правопреемство, которое имеет место быть, является универсальным в соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ.

Согласно Постановлению Президиума ВАС от 30.10.2007 г. № 8105/07 при реорганизации юридических лиц правопреемство наступает в силу закона. Действующее законодательство не связывает переход прав и обязанностей при реорганизации юридического лица с необходимостью внесения изменения в договоры реорганизуемых лиц.

Клиентом банка по состоянию на 27.01.2012г. и 27.02.2012г. (даты совершения операций по списанию денежных средств) ФГУП «НИИЭМП» не могло являться, поскольку прекратило свою деятельность 30.12.2011г.

На даты совершения указанных выше операций банк располагал информацией о том, что у него на обслуживании находится клиент – ОАО «НИИЭМП», зарегистрированное 30.12.2011г., являющееся правопреемником ФГУП «НИИЭМП» и являющееся владельцем открытых ФГУП «НИИЭМП» счетов.

На момент совершения операций с денежными средствами период деятельности ОАО «НИИЭМП» не превышал трех месяцев со дня регистрации, а сумма каждой операции превышала 600 000 руб.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ и ст. 665 ГК РФ обязательному контролю в рамках исполнения требований законодательства подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115- ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее закона) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131 -ФЗ); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся лизинговые компании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно статьи 6 Федерального закона определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.

В Федеральном законе отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

ООО «ФинТрансЛизинг» и ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» на дату составления акта приема-передачи предмета лизинга от 16.11.2011г. находились на обслуживании Банка, то есть являлись его клиентами. Акт приема-передачи предмета лизинга от 16.11.2011г. был получен Филиалом 23.11.2011г. Стоимость передаваемого по акту имущества составляла 3 068 644,07 руб.

Банк должен был предоставить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции 5003 «Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)» не позднее трех дней со дня совершения клиентом Банка – юридическим лицом операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Не исполнив указанные обязанности, заявитель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Учитывая, что объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, признается непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, следует признать, что в действиях ОАО «ТрансКредитБанк» содержится состав вменяемого ему административного правонарушения.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от «24» декабря 2012г по делу №А40-130469/12-33-194 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.М. Мухин

Судьи: В.И. Попов

Л.Г. Яковлева

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.