ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-4578/10 от 19.04.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й

С У Д

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№09АП-4578/2010-АК

г.Москва

23.04.2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2010

Дело №А40-125 814/09-119-862

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Якутова Э.В., Пронниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Степкиным М.С.,

при участии:

от заявителя: Бусев А.П. по доверенности от 30.06.2009, паспорт 46 02 239612;

от заинтересованного лица: Дозмаров К.В. по доверенности от 04.09.2009 №ИА/30793, удостоверение №1013;

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.01.2010 по делу №А40-125814/09-119-862, судьи Быковой Ю.Л.

по заявлению ОАО «Российские железные дороги»

к Федеральной антимонопольной службе

о признании недействительными решения от 28.08.2009 №АГ/29671 и предписания от 28.08.2009 №АГ/29670,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.01.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ОАО «Российские железные дороги» о признании недействительными решения Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2009 №АГ/29671 и предписание от 28.08.2009 №АГ/29670.

При этом суд исходил из недоказанности антимонопольным органом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ОАО «Российские железные дороги» ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению подателя апелляционной жалобы, сформированный ОАО «Российские железные дороги» тариф на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в вагонах, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности, включающий в себя плату за пользование комплектом постельного белья, ущемляет права пассажиров, в связи с чем ОАО «Российские железные дороги» допущено нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Представитель заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без удовлетворения. Представил письменный отзыв на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Федеральной антимонопольной службы от 18.08.2009 по делу №1 10/99-09 ОАО «Российские железные дороги» признано нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем издания распоряжения от 16.06.2006 №1211р «О включении в тарифы на перевозку пассажиров платы за пользование постельным бельем», реализация пункта 1 которого влечет взимание (позволяет взимать) с пассажиров поездов дальнего следования при их проезде в вагонах с местами для лежания, купейных вагонах и вагонах СВ, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности, платы за пользование постельным бельем в составе тарифа на перевозку пассажиров, результатом чего является ущемление интересов таких пассажиров.

На основании указанного решения выдано предписание от 18.08.2009 по делу №1 10/99-09, которым на ОАО «Российские железные дороги» возложена обязанность внести в распоряжение соответствующие изменения, согласно которым пассажиры имеют возможность по своему желанию и за отдельную плату воспользоваться комплектом постельного белья при их проезде в поездах дальнего следования вагонах с местами для лежания, в купейных вагонах и вагонах СВ, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности. Информировать сопричастных пассажиров о порядке оплаты пассажирами услуг по предоставлению в пользование постельного белья при их проезде в поездах дальнего следования в вагонах с местами для лежания, в купейных вагонах и вагонах СВ, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности.

Решение ФАС России от 18.08.2009 по делу №1 10/99-09 мотивировано тем, что включение в тарифы на перевозку пассажиров поездов дальнего следования при их проезде в вагонах с местами для лежания, купейных вагонах и вагонах СВ, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности, платы за пользование постельным бельем не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

По мнению антимонопольного органа, при издании заявителем распоряжения от 16.06.2006 №1211р при решении вопроса о порядке включения в стоимость проезда пассажира платы за пользование постельным бельем) надлежало руководствоваться как положением пункта 32, так и положением пункта 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111, поскольку оценка и применение положений указанных пунктов Правил оказания услуг в данном случае возможны только в их взаимосвязи (совокупности).

Реализация пункта 1 Распоряжения влечет взимание (позволяет взимать) с пассажиров поездов дальнего следования при их проезде в вагонах с местами для лежания, купейных вагонах и вагонах СВ, не отнесенных к вагонам повышенной комфортности, платы за пользование постельным бельем в составе тарифа на перевозку пассажиров, результатом чего является ущемление интересов таких пассажиров, поскольку препятствует реализации ими установленного пунктом 32 Правил оказания услуг права воспользоваться комплектом постельного белья по своему желанию и за отдельную плату.

По мнению Федеральной антимонопольной службы, включение в договор перевозки условия о внесении пассажиром платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой и (или) оказываемые в процессе перевозки, без указания наименования (без конкретизации) данных дополнительных услуг, а также без получения обязательного согласия потребителя по каждому наименованию дополнительной услуги, не соответствует требованиям пункта 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей.

Комиссия ФАС России также пришла к выводу о том, что установление порядка применения и формирования тарифов на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования не относится к компетенции ОАО «Российские железные дороги».

В соответствии с ч.1 и п.1 ч.2 ст.39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, оспариваемые решение и предписание приняты в соответствии с предоставленной компетенцией.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии занимает доминирующее положении на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Российские железные дороги» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и генеральным перевозчиком железнодорожного транспорта общего пользования грузов и пассажиров.

ОАО «Российские железные дороги» является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 29.12.2004 №435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного репорта общего пользования».

Согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 №121 ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования превышает 65 процентов.

В силу положений ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Следовательно, для квалификации действий по ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо установить факт совершения действий, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемление прав и законных интересов других лиц.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Суд пришел к выводу о том, что антимонопольным органом не доказано, нарушение заявителем ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вменяя заявителю нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган фактически указывает на нарушение прав пассажиров в части включения в услугу по перевозке дополнительную услугу по использованию постельного белья без его согласия, что является нарушением ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Между тем, законность и обоснованность включения и взимания стоимости постельного белья при приобретении билетов на поезд дальнего следования в купейные вагоны и вагоны СВ на основании распоряжения от 16.06.2009 №1211р проверена Мещанским районным судом города Москвы на соответствие Закону РФ «О защите прав потребителей».

Так, вступившим в силу решением Мещанского районного суда города Москвы от 30.11.2006 (т.1, л.д.21-24), установлено следующее.

Пунктом 42 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 №30, устанавливающий, что в вагонах с местами для лежания, с 4-местными купе, с 2-местными купе (СВ) пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) и за отдельную плату (за исключением вагонов повышенной комфортности) - комплект постельного белья.

Пунктами 32, 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111 предусмотрено, что при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

Указанные нормы правил предусматривают возможность включения стоимости предоставления постельного белья в стоимость проезда.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 09.12.2002 №1/3 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров в вагонах СВ, купейных вагонах всех поездов и скоростных поездах» (в редакции приказа ФСТ России от 16.12.2004 №298-т/7) ОАО «РЖД» разрешено самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах СВ и купейных вагонах всех поездов.

В этой связи суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что ОАО «РЖД» обладает правом по взиманию и включению платы за пользование постельным бельем в купейных вагонах и вагонах СВ поездов всех категорий в тариф за перевозку пассажиров.

В соответствии с ч.3 ст.69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При таких обстоятельствах оспариваемые решение и предписание Федеральной антимонопольной службы по Москве не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.01.2010 по делу №А40-125814/09-119-862 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Б.С. Веклич

Судьи: Э.В. Якутов

Е.В. Пронникова