ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-46056/14 от 17.11.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12,

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-46056/2014-АК

город Москва Дело № А40-153245/2013

18.11.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 18.11.2014

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП МО «Мострансавто» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 по делу № А40-153245/2013, принятое судьей А.Б. Поляковой,

по иску (заявлению) ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» (ОГРН <***>, 141400, МО, Химки, ул. Пролетарская, 18)

к ГКУ«Организатор перевозок» (ОГРН <***>, 127299, Москва, ул. Космонавта ФИО1, 31)

об оспаривании постановления от 04.10.2013 ВВВ № 025351

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

ФИО2 по дов. от 28.08.2014;

УСТАНОВИЛ:

ГУП МО "Мострансавто" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" (далее – ответчик) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.10.2013 ВВВ № 025351 по ч.2 ст.10.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением от 24.04.2014 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного органа просил оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, полагает необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, исходя из следующего.

Как следует из материалов административного дела, 05.08.2013 в период времени с 08 ч 00 мин до 17 ч 00 мин, в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, на остановочном пункте «ст.м. Южная», расположенном по адресу: <...> стр. 5 государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» в нарушение действующего законодательства и без согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута № 410 «Курилово - Москва (ст.м. Южная)» автобусом марки «КАВЗ 4238-02(25.9)», с регистрационным знаком: ВУ 713 50 под управлением водителя ФИО3, по путевому листу № 0782240 (01), выданному государственным унитарным предприятием пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» 05.08.2013г.

Регулярный межрегиональный автобусный маршрут № 410 «Курилово - Москва (ст.м. Южная)» государственным унитарным предприятием пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» не согласован в соответствии с требованием главы 2 «Порядок согласования маршрутов» постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 № 24-ПП «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов,, проходящих по территории г. Москвы».

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы отказал государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» в согласовании продления эксплуатации регулярного межрегионального автобусного маршрута № 410 «Курилово - Москва (ст.м. Южная)» ввиду несоответствия предоставленных на согласование документов требованиям пункта 2.1 приложения № 1 Постановления № 24-ПП. (письмо от 13.06.2013г. № 17-35-5120/3)

Государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» документов, дающих право на осуществление перевозок по регулярному межрегиональному автобусному маршруту № 410 «Курилово - Москва (ст.м. Южная)», в ГКУ «Организатор перевозок» не представило.

Таким образом, 05.08.2013 у государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» отсутствовали правовые основания для осуществления пассажирских перевозок по регулярному межрегиональному автобусному маршруту № 410 «Курилово - Москва (ст.м. Южная)».

По данному факту 26.08.2013 в отношении заявителя специалистом 4-го отдела КОППР и МТП ГКУ ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении ВВВ № 025351, в присутствии юрисконсульта ФИО5, действовавшей по общей доверенности от 19.08.2013 № юр-598. Однако общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствуют имеющееся в материалах дела телеграмма о вызове, которая получена секретарем общества ФИО6 13.08.2013.

Начальником отдела административных расследований ГКУ «Организатор перевозок» ФИО7 04.10.2013 в отсутствии законного представителя организации, извещенного надлежащим образом согласно почтовому реестру и распечатки с Сайта Почты России о вручении почтового отправления, вынесено постановление ВВВ 025351 о привлечении заявителя к ответственности по ч.2 ст.10.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45.

Доводы апелляционной жалобы ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» отклоняются по следующим основаниям.

Отношения в области осуществления перевозок между субъектами Российской Федерации (межобластных, межрегиональных, межсубъектных, межреспубликанских, межкраевых, междугородним) регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством, в частности приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» (далее – приказ № 178) и применительно к рассматриваемому спору постановлением №24-НП, а также Законом Московской области от 27.12.2005 №268/2005-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» (далее - Закон №268/2005-03).

При этом приказ Минтранса №178 устанавливает общий порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации посредством определения процедуры взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и определения единого перечня необходимых документов и непосредственно не регламентирует отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы определения конкретных процедур согласования перевозок пассажиров и иные вопросы непосредственной организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, напрямую оказывающие влияние на дорожно-транспортную обстановку любого субъекта Российской Федерации, такие как непосредственное управление в сфере транспорта, определение пропускной способности, трасс и графиков движения маршрута по территории субъекта, сроки согласования маршрута, формирование конкретных пунктов отправления и прибытия, посадки и высадки пассажиров на территории субъекта и т.п.

Иные нормативные правовые акты федерального законодательства, регламентирующие отношения в области пассажирских перевозок, в частности, Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяющий общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур, виды перевозок и виды сообщений, ответственность субъектов перевозок, а также Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», объектом правового регулирования которого выступают общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и, в частности, основные требования к обеспечению безопасности в области дорожного движения, государственная политика, программы в данной области и т.д., непосредственно не регламентируют отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы определения конкретных процедур согласования перевозок пассажиров и иных вопросов непосредственной организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.

Непосредственно порядок согласования межсубъектных маршрутов в Московской области регламентирует Закон от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» (далее - Закон №268/2005-03).

В свою очередь, в городе Москве, Правительством Москвы, в пределах предоставленных ему полномочий принят нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы организации транспортного обслуживания населения в межсубьектном сообщении - постановление № 24-ПП.

Согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь находятся в ведении Российской Федерации.

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. Согласно части 4 статьи 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 могут приниматься федеральные законы.

Таким образом, в исключительном ведении Российской Федерации находятся вопросы функционирования федерального транспорта и путей сообщения. Организация транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении (в пределах одного субъекта) отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом положения Конституции Российской Федерации (статьи 71,72) прямо не относят к ведению Российской Федерации вопросы организации транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении.

В соответствии с пунктом 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ до принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Поскольку законодательное требование о необходимости согласования межрегиональных маршрутов содержится как в федеральном, так и детализирующем его законодательстве субъектов Российской Федерации, довод заявителя о том, что полученные в соответствии с законодательством Московской области документы на эксплуатацию маршрута № 466 позволяют не применять к нему нормы федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, является несостоятельным.

Приказ Минтранса №178 устанавливает, что открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3), паспорт маршрута, полученный в рассматриваемом случае в Министерстве транспорта Московской области, наряду с ходатайством о согласовании маршрута, направляются в субъекты Российской Федерации, на территории которых заканчивается маршрут (пункт 9).

Согласно пункту 16 Приказ Минтранса №178 на основании утвержденных заинтересованными органами субъектов Российской Федерации паспортов маршрута маршрут заноситься в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

В силу пункта 1.3 постановления №24-ПП, статьи 21 Закона города Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы», порядок согласования регулярных автобусных маршрутов распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на территории города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.3 постановления №24-ПП Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по результатам рассмотрения представленных документов о согласовании маршрута принимает решение о согласовании маршрута на срок от 1 до 3 лет или аргументированном отказе в согласовании маршрута. В случае принятия положительного решения сведения о согласованном маршруте заносятся в городской реестр (пункт 2.6).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, полномочия у ответчика по контролю за соблюдением законодательства в области межсубъектных перевозок в части, касающейся организации перевозок по городу Москве, имелись.

Помимо постановления №24-ПП и Закона №268/2005-03 в целях упорядочения и развития сети регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Московской области и города Москвы, между Министерством транспорта Московской области и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подписан Протокол от 22.05.2009 № 61-07-66/9, утвердивший Временный порядок согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой (далее - Временный порядок).

В соответствии с пунктом 1.5 Временного порядка маршрут может эксплуатироваться только после получения перевозчиком допуска (согласования) от уполномоченного органа каждого субъекта по основаниям, предусмотренным законодательством Московской области и города Москвы.

При таких обстоятельствах в действиях ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.10.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 по делу № А40-153245/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий судья:

П.В. Румянцев

Судьи:

Н.Н. Кольцова

С.М. Мухин