ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-47261/2022 -ГК
г. Москва Дело № А40-75892/22
07 сентября 2022 года
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу ОАО «РЖД»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2022 года
по делу № А40-75892/2022, принятое судьей Козловским В.Э,
в порядке упрощенного производства
по иску ООО «Архбум» (ОГРН: <***>)
к ОАО «РЖД» (ОГРН: <***>)
о взыскании убытков
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Архбум» (далее – ООО «Архбум», истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании убытков в размере 443 711 рублей 01 копейки.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.06.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 24.04.2021 года со станции отправления Архангельск Северная ж.д. на станцию назначения Островское Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон № 54379763 собственности ООО «Архбум» по накладной № ЭЫ166448 в технически исправном состоянии.
27.04.2021 года ОАО «РЖД» на станции Лоста Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон № 54379763 собственности ООО «Архбум».
29.04.2021 года в адрес начальника АО «ВРК-1» направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона № 50/1-2290, в которой сообщалось, что к месту ремонта прибудет представитель ООО «Архбум» для проведения комиссионного осмотра вагона.
30.04.2021 года обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-10 Исакогорка, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36М № 386
29.04.2021 года ВЧДр Вологда АО «ВРК-1» в лице и.о. начальника депо ФИО1, ВМ КРУ ФИО2. составлен настоящий акт о том, что при поступлении в текущий ремонт вагона было обнаружено:
односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре № 1 175-52313-2011; односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре № 1175-2207-2011; односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре № 0005-266907-2011; односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре № 1175-52804-2011.
В связи с чем 29.04.2021 года, был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25 в случае повреждения колесных пар.
ООО «Архбум» приходит к выводу, что имеет место факт фальсификации неисправностей и сокрытие фактических неисправностей от собственника подвижного состава. ОАО «РЖД» была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93, 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 № 256 «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения», поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
Наличие на к/п вагонов неисправностей в виде односторонних ползунов, является повреждением.
В результате обточки: колесная пара № 1175-52313-2011 утратила 6 мм, колесная пара № 1175-2207-2011 утратила 7 мм, колесная пара № 0005-266907-2011 утратила 7 мм, колесная пара № 1175-52804-2011 утратила 5 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО «Архбум» 01.11.2020.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 1175-52313-2011 составляет 17 632 рубля 83 копейки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 1175-2207-2011 составляет 20 571 рубль 63 копейки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0005-266907-2011 составляет 20 571 рубль 63 копейки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 1175-52804-2011 составляет 14 694 рубля 02 копейки.
Расходы, понесенные ООО «Архбум», по текущему отцепочному ремонту вагона № 54379763 на основании расчетно-дефектной ведомости от 30.04.2021 года.
Согласно платежному поручению № 1750 от 04.06.2021 года стоимость работ за текущий ремонт вагона № 54379763 полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО «Архбум» убытков составила 94 936 рублей 11 копеек.
28.04.2021 года со станции отправления Соломбалка Северная ж.д. на станцию назначения Мураши Горьковская ж.д. был принят к перевозке порожний вагон № 96739974 собственности ООО «Архбум» по накладной № ЭЫ415588 в технически исправном состоянии.
02.05.2021 года ОАО «РЖД» на станции Лоста Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон № 96739974 собственности ООО «Архбум».
04.05.2021 года в адрес начальника АО «ВРК-1» направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона № 50/1-2416, в которой сообщалось, что к месту ремонта прибудет представитель ООО «Архбум» для проведения комиссионного осмотра вагона.
08.05.2021 года обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-10 Исакогорка, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36М № 84.
08.05.2021 года ВЧДр Вологда АО «ВРК-1» в лице и.о. начальника депо ФИО1, ВМ КРУ ФИО2. составлен настоящий акт о том, что при поступлении в текущий ремонт вагона было обнаружено:
односторонний ползун глубиной 0,5 мм на колесной паре № 1422-11983-2020.
В связи с чем 08.05.2021 года, был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25 в случае повреждения колесных пар.
ООО «Архбум» приходит к выводу, что имеет место факт фальсификации неисправностей и сокрытие фактических неисправностей от собственника подвижного состава. ОАО «РЖД» была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93, 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 № 256 «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения», поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В результате обточки: колесная пара № 1422-11983-2020 утратила 12 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО «Архбум» 01.11.2020.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 1422-11983-2020 составляет 47 058 рублей 82 копейки.
Расходы, понесенные ООО «Архбум», по текущему отцепочному ремонту вагона № 96739974 на основании расчетно-дефектной ведомости от 08.05.2021 года.
Согласно платежного поручения № 1750 от 04.06.2021 года стоимость работ за текущий ремонт вагона № 96739974 полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО «Архбум» убытков составила 61 100 рублей 74 копейки.
12.05.2021 года со станции отправления Исакогорка Северная ж. д. на станцию назначения Виледь Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон № 54201447 собственности ООО «Архбум» по накладной № ЭЬ217503 в технически исправном состоянии.
15.05.2021 года ОАО «РЖД» на станции Сольвычегодск Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон № 54201447 собственности ООО «Архбум».
16.05.2021 года в адрес начальника АО «ВРК-1» направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона № 50/1-2713, в которой сообщалось, что к месту ремонта прибудет представитель ООО «Архбум» для проведения комиссионного осмотра вагона.
20.05.2021 года обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-10 Исакогорка, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36М № 272.
16.05.2021 года ВЧДр ФИО3 «ВРК-1» в лице заместителя начальника вагонного ремонтного депо Сольвычегодск ФИО4, ВМ КРУ ФИО5, бригадира КРУ ФИО6 составлен настоящий акт о том, что при проведении в текущего ремонта (ТР-2) грузового вагона выявлены следующие дефекты узлы и детали:
односторонний ползун глубиной 1,0 мм на колесной паре № 0005-95719-2005; односторонний ползун глубиной 1,0 мм на колесной паре № 0005-47672-2005; односторонний ползун глубиной 1,0 мм на колесной паре № 0119-365-2014.
В связи с чем 18.05.2021 года, был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25 в случае повреждения колесных пар.
ООО «Архбум» приходит к выводу, что имеет место факт фальсификации неисправностей и сокрытие фактических неисправностей от собственника подвижного состава. ОАО «РЖД» была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93. 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 № 256 «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения», поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В результате обточки: колесная пара № 0005-95719-2005 утратила 5 мм, колесная пара № 0005-47672-2005 утратила 11 мм, колесная пара № 0119-365-2014 утратила 8 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО «Архбум» 01.11.2020.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0005-95719-2005 составляет 20 000 рублей.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0005-47672-2005 составляет 44 897 рублей 96 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0119-365-2014 составляет 32 653 рубля 06 копеек.
Расходы, понесенные ООО «Архбум», по текущему отцепочному ремонту вагона № 54201447 на основании расчетно-дефектной ведомости от 20.05.2021 года
Согласно платежному поручению № 1800 от 08.06.2021 года стоимость работ за текущий ремонт вагона № 54201447 полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО «Архбум» убытков составила 147 180 рублей 40 копеек.
21.03.2021 года со станции отправления Архангельск-Город Северная ж.д. на станцию назначения Коноша 1 Северная ж.д. был принят к перевозке порожний вагон № 54376637 собственности ООО «Архбум» по накладной № ЭЧ104447 в технически исправном состоянии.
25.03.2021 года ОАО «РЖД» на станции Коноша 1 Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон № 54376637 собственности ООО «Архбум».
26.03.2021 года в адрес начальника АО «ВРК-1» направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона № 50/1-1653, в которой сообщалось, что к месту ремонта прибудет представитель ООО «Архбум» для проведения комиссионного осмотра вагона.
07.04.2021 года обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-10 Исакогорка, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36М № 85.
13.05.2021 года при поступлении в текущий ремонт вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре № 0039-2798-2011, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре № 0039-2753-2011.
На основании представленных документов произвел и составил заключение о имеющемся повреждений вышеуказанных колесных пар, инспектор по сохранности вагонного парка ООО «Архбум» ФИО7.
Квалификация специалиста подтверждается: Диплом № ДВС 1068544 от 24 июня 2002 года, Москва РГОТУПС (Российский государственный открытый технический университет путей сообщения), присвоена квалификация инженер путей сообщения -механик по специальности «ВАГОНЫ».
Мнение специалиста по к/п, на предмет выявления неисправностей, при которых, дальнейшая эксплуатация вагона не представляется возможным без производства ремонта, в данном случае текущего ремонта к/п.
В результате обточки: колесная пара № 0039-2798-2011 утратила 15 мм, колесная пара № 0039-2753-2011 утратила 7 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО «Архбум» 01.11.2020.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0039-2798-2011 составляет 44 082 рубля 07 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0039-2753-2011 составляет 20 571 рубль 63 копейки.
Расходы, понесенные ООО «Архбум», по текущему отцепочному ремонту вагона № 54376637 на основании расчетно-дефектной ведомости от 07.04.2021 года
Согласно платежному поручению № 1694 от 31.05.2021 года стоимость работ за текущий ремонт вагона № 54376637 полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО «Архбум» убытков составила 80 036 рублей 60 копеек.
12.04.2021 года со станции отправления Соломбалка Северная ж.д. на станцию назначения Горьковская ж.д. был принят к перевозке порожний вагон № 54225933 собственности ООО «Архбум» по накладной № ЭШ449382 в технически исправном состоянии.
15.04.2021 года ОАО «РЖД» на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон № 54225933 собственности ООО «Архбум».
16.04.2021 года в адрес начальника АО «ВРК-2» направлена заявка на ремонт вышеуказанного вагона № 50/1-2026, в которой сообщалось, что к месту ремонта прибудет представитель ООО «Архбум» для проведения комиссионного осмотра вагона.
22.04.2021 года обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-10 Исакогорка, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36М № 22.
19.04.2021 года ОУ Кулой ВЧДр ФИО8 «ВРК-2» произвели комиссионный осмотр на предмет ремонтопригодности и составили настоящий акт о том, что при проведении текущего ремонта вагона было обнаружено:
односторонний ползун глубиной 0,4 мм на колесной паре № 0005-165233-1976; односторонний ползун глубиной 0,5 мм на колесной паре № 0186-7773-1991.
В связи с чем 19.04.2021 года, был запрошен акт о повреждении вагона формы ВУ-25 в случае повреждения колесных пар.
ООО «Архбум» приходит к выводу, что имеет место факт фальсификации неисправностей и сокрытие фактических неисправностей от собственника подвижного состава. ОАО «РЖД» была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении пунктов 93, 94 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 № 256 «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения», поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В результате обточки: колесная пара № 0005-165233-1976 утратила 4 мм, колесная пара № 0186-7773-1991 утратила 6 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО «Архбум» 01.11.2020.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0005-165233-1976 составляет 11 755 рублей 22 копейки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса № 0186-7773-1991 составляет 17 632 рубля 83 копейки.
Расходы, понесенные ООО «Архбум», по текущему отцепочному ремонту вагона № 54225933 на основании расчетно-дефектной ведомости от 22.04.2021 года.
Согласно платежного поручения № 1367 от 04.05.2021 года стоимость работ за текущий ремонт вагона № 54225933 полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО «Архбум» убытков составила 60 457 рублей 16 копеек. Общая сумма понесенных убытков составила 443 711 рублей 01 копейку.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия № 50/5-661 от 25.02.2022 с требованием возместить убытки ООО «Архбум», требования оставлены без удовлетворения.
Исходя из доказанности вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об обоснованности заявленных к ответчику требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя по существу не опровергают факт возникновения у истца убытков по вине ответчика, а также их размер, подтвержденный представленными в материалы дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2022 года по делу № А40-75892/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: Е.А. Птанская