ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-52026/14 от 10.12.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й

С У Д

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-52026/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2014года

Полный текст постановления изготовлен 17.12.2014 года

г. Москва Дело № А40-58321 /14

17.12.2014

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи В.Я. Голобородько

Судей Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетинимым

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

УФНС России по МО

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2014г.

по делу № А40-58321 /14 вынесенное судьей Л.А. Шевелевой

по заявлению ООО "ЗемСтройПроект"

к УФНС России по МО

•третье лицо: ИФНС России по г. Истре Московской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 PL по дов. от 12.03.2014, ФИО2 по дов. от

12.03.2014

от заинтересованного лица - ФИО3 по дов. №06-1 7/01914Вн от 10.12.2014,

от третьего липа - ФИО4 A.P по дов. №03-13/1434 от 05.06.2014

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2014 года (далее по тексту -«Решение АС») было признано недействительным Решение УФНС России по Московской области от 13.12.2013 г. №07-12/74589 (далее по тексту - «Решение») в отношении ООО «ЗемСтройПроект» в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 800 878,00 р. по земельному налогу за 2012 год, а также доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 9 004 390,00 р. и начисления соответствующей суммы пени.

Указанным Решением АС признал, что Заявителем - коммерческой организацией -была правомерно применена ставка 0,3% при уплате земельного налога за 2012 год в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Московской области, Истринского района, с/п Бужаровское, с видом разрешенного использования «для дачного строительства».

Решение АС было обжаловано Управлением ФНС по Московской области (далее по тексту - «Управление») в Девятый Арбитражный Апелляционный суд.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. Налоговые ставки местных налогов определяются представительными органами муниципальных образований в порядке и в пределах, установленных НК РФ.

При этом, в силу общего правила ст. 394 НК РФ, помимо решения
 о введении/отмене земельного налога на территории соответствующего муниципального
образования, органы местного самоуправления могут устанавливать

дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и/или вида разрешенного использования земельных участков.

Данное императивное положение означает, что использование каких-либо иных

критериев земельного участка и/или его собственника (например, наличие обременении участка, давность владения им и т.д.) при определении ставок земельного залога незаконно. Допустимо лишь использование указанных двух характеристик, определяющих правовой режим участка. Предложенное Управлением в Решении определение применимости ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от организационно-правовой формы собственника прямо противоречит общим положениям налогового законодательства (п. 2 ст. ЗНКРФ).

В соответствии с пп. 13-14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - «Закон о гос. кадастре») сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о разрешенном виде использования участка вносятся в государственный кадастр недвижимости.

При этом, в силу п.п. 3-4 ст. 391 НК РФ, именно и только на основании данных государственного кадастра недвижимости налогоплательщики и налоговые органы определяют подлежащую уплате сумму земельного налога.

Согласно пп. 13-14 п. 2 ст. 7 и пп. 8-9 ст.22 Закона о гос. кадастре, надлежащим доказательством разрешенного вида использования и целевого назначения земельного участка являются данные кадастрового учета.

Соответственно, определение ставки земельного налога должно происходить на основании информации о категории земли и о разрешенном виде использования участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости. Такую позицию в схожем деле занял Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении № 16720/11 от 5 июня 2012 г. и Минфин РФ в Письме от 11 августа 2010 г. № 03-05-05-02/60 (т.д. 6, л.д. 92-93).

.Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах

3

должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать.

Таким образом, при указании в правоустанавливающих документах на земельный участок определенного вида его разрешенного использования, не представляется возможным ставить под сомнение возможность применения такого разрешенного использования в целях налогообложения в зависимости от субъекта права в отсутствие соответствующего прямого указания в налоговом законодательстве.

В частности, содержание принципа определенности налоговых норм было раскрыто также в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет (Постановление от 22.06.2009 N10-11, Определение от 08.04.2004 N 169-0). Неопределенность налоговой нормы могут привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ (Постановления от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 МЗ-П, от 22.06.2009N10-П; от 15.01.2008N294-О-П)...».

Действующим законодательством не предусмотрено право налоговых органов проводить контрольные мероприятия за целевым использованием земельных участков в соответствии с их правовым режимом. Проверки целевого использования земельных участков относятся к компетенции специализированных органов государственного земельного контроля, входящих в структуру Россельхознадзора и Министерства сельского хозяйства (ст. 71 ЗК РФ, ст. 23.21 КоАП РФ).

Вместе с тем, даже если не подвергать сомнению право налогового органа по осуществлению проверок соблюдения земельного законодательства в рамках контроля полноты и правильности уплаты налогов, то и в этом случае налоговая инспекция должна была установить и отразить в оспариваемом Решении признаки, по которым принадлежащие Заявителю 146 земельных участков были ею признаны неиспользуемыми либо используемыми нецелевым образом.

Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлен Постановлением Правительства РФ № 369 от 23 апреля 2012 г.

Признаки неиспользования земельных участков, установленные указанным Постановлением Правительства РФ, могут быть выявлены только при их непосредственном осмотре. Однако Ответчик не выезжал на участки и не производил осмотра территории, а также не имел и не имеет в своем распоряжении документов из иных служб о неиспользовании Заявителем спорных участков в соответствии с их назначением.

Соответственно, вывод Решения о неправомерности применения ставки 0,3% вследствие неиспользования участков по назначению в любом случае является произвольным и ничем не неподтвержденным.

Нахождение участка, предназначенного для дачного строительства, в собственности коммерческой организации не исключает его целевого использования

В основу Решения Управлением была положена изначально ошибочная позиция о неспособности коммерческой организации целевым образом использовать участки, предназначенные для дачного строительства.

Вместе с тем, согласно ст. 41 Земельного кодекса РФ, права собственников на использование могут осуществляться также другими лицами, в том числе арендаторами земельных участков. Передача земельных участков собственниками в аренду на возмездной основе либо их продажа являются формами реализации правомочий по распоряжению земельными участками, а не их использования. Заключение сделок купли-продажи земельных участков или их передача в возмездное либо безвозмездное пользование не может рассматриваться в качестве видов использования земельных участков и никак не влияет на вывод об их использовании либо неиспользовании по целевому назначению. Это разные правовые категории.

При этом, если объектом налогообложения является имущество, в том числе земельные участки, то и налоговые преференции, обусловленные фактическим использованием имущества в определенных целях, могут применяться даже в том случае, когда имущество используется не собственником, а арендатором. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС от 8 ноября 2006 г. № 6785/06 (т.д. 6, л.д. 103-105).

Таким образом, ООО «ЗемСтройПроект», передав земельные участки в пользование ДПК «Зыковский уезд» на условиях договора аренды, осуществило лишь реализацию своих правомочий по распоряжению земельными участками.

При этом земельные участки, принадлежащие заявителю, используются ДПК «Зыковский уезд» для целей проектирования и строительства мест общего пользования, инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог и т.д. дачного поселка «Зыковский Уезд», что в полном объеме соответствует их виду разрешенного использования «для дачного строительства».

Принадлежащие Заявителю 146 земельных участков фактически использовались арендатором - Дачным потребительским кооперативом «Зыковский Уезд» - для строительства инфраструктуры дачного поселка

Все 146 принадлежавших Заявителю в 2012 году земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного строительства» были единовременно образованы 15 ноября 2010 г. в результате раздела находившегося в собственности Заявителя земельного участка с кадастровым номером 50:08:080308:0214 площадью 96,16 Га. При этом все эти 146 порядковых номеров нашли непосредственное отражение в записях ЕГРП (т.д. 1, л.д. 136 -150, т.д. 2, л.д. 1 - 124).

Все 146 земельных участков предназначены для дачной застройки в рамках единого проекта организации и застройки территории дачного поселка «Зыковский Уезд».

В течение проверяемого налогового периода на спорных 146 земельных участках ДПК непрерывно велись работы по строительству имущества общего пользования в

рамках реализации строительства дачного поселка «Зыковский Уезд». Подробная информация о ходе реализации проекта размещена в открытом доступе в сети Интернет на странице www.z-uezd.ru (ч. 1 ст. 69 АПК РФ).

9 июня 2010 г. был зарегистрирован Дачный потребительский кооператив «Зыковский уезд» (далее - «ДПК»). Как следует из п.п. 3.1-3.9 Устава ДПК (т.д.1, л.д. 47 - 48), целью деятельности кооператива является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности на своей территории, для достижения которой ДПК вправе осуществлять целый спектр видов деятельности, связанных с дачным строительством и обустройством территории.

Согласно Договору аренды земельного участка N 16/11/10-ЗЫК от 16 ноября 2010 года вся территория будущего дачного поселка (146 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:08:080308:0214), включающая земельный участок была передана Заявителем в аренду ДПК (т.д. 1, л.д. 106-

135).

15 сентября 2010 г. между ДПК и Заявителем был заключен агентский договор (далее - «Агентский договор»), в соответствии с которым на Заявителя возлагались функции агента, организующего подготовку проектной документации и строительных работ по созданию инфраструктуры дачного поселка (т.д. 6, л.д. 106- 127). Результаты выполненных строительных работ в виде готовых объектов согласно Агентскому договору подлежат передаче в собственность ДПК.

Как следует из п. 3 ст. 4 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 г., создание имущества общего пользования, коммуникаций на территории дачного строительства отвечает целевому назначению дачных участков.

20 января 2010 г. Заявителем был заключен договор № 20/01/2010-2 с ООО «Каскад Девелопмент» на выполнение функций техзаказчика для реализации проекта «Зыковский уезд». В соответствии с данным договором Заказчик использует получаемые средства для финансирования работ в рамках сооружения инфраструктуры дачного поселка на спорных земельных участках (т.д. 5, л.д. 48 - 61).

15 сентября 2010 г. в рамках Агентского договора ДПК выдало Заявителю Задание № 1 (т.д. 6, л.д. 124 -125) на подготовку проекта планировки территории.

1 ноября 2010 г. документация по проекту планировки территории была передана ДПК. Проект планировки территории дачного строительства был утвержден Постановлением Главы Истринского муниципального района от 10 марта 2011 г. № 699/3 в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.д. 7, л.д. 94-95).

Данным планом, в частности, подтверждается, что в рамках реализации проекта строительства дачного поселка «Зыковский Уезд» спорные земельные участки имеют следующее предназначение Участки под номерами 1-141 (кадастровые номера 50:08:080308:230-50:08:080308:370) - предназначены под индивидуальную застройку дачными домами (первая очередь строительства).

Их порядковые номера точно согласуются с нумерацией участков, приведенной в Чертеже проекта планировки территории масштаба 1:2000, утвержденного Постановлением Главы Истринского муниципального района Московской области от 10 марта 2011 г. № 699/3 (т.д. 7, л.д. 94 - 95);

Участки под номерами 1а, 16, 1в, 2 - предназначены для размещения сооружений общего пользования (въездная группа, конторльно-пропускной пункт); Участки под номерами 3, За, 36, 3в - предназначены для размещения гостевых автостоянок; Участки под номерами 4, 4а, 46 - предназначены под размещение спортивных площадок; Участки под номерами 5, 5а, 56, 5в - предназначены под размещение детских площадок; Участок под номером 6 - предназначен для размещения очистных сооружений хозяйственно-бытовых и ливневых стоков; Участок под номером 7 - предназначен для размещения водозаборного узла; Участки под номерами 8, 9 - предназначены под размещение канализационных насосных станций; Участок под номером 10 - предназначен для размещения газорегуляторного пункта; Участки под номерами 11, 12, 13, 14 - предназначены под размещение трансформаторных подстанций; Участки под номерами 15, 16, 17, 18 - предназначены под размещение пунктов сбора твердых бытовых отходов.

23 сентября 2010 г. в рамках Агентского договора ДПК выдало Заявителю Задание № 2 на: строительство периметрального и фасадного ограждения участка; строительство спортивных площадок в местах общего пользования; устройство внутрипоселковых автомобильных дорог, съездов и примыканий; установку дорожных знаков; устройство водозаборного узла и строительство сетей водопровода; строительство внешних и внутриплощадочных линий электропередач; устройство трансформаторной подстанций и линий уличного освещения и т.д. (т.д. 6, л.д.126-127).

На основании Задания №2 по Агентскому договору в апреле-июне 2011 года, декабре 2012 года ДПК были получены разрешения на строительство инфраструктуры дачного поселка: Разрешение на строительство кабельных линий связи ОАО «Ростелеком» от 19 апреля 2011 г. № RU505043012006001-85 (т.д. 6, л.д. 130); Разрешение на строительство внутриплощадочных очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, самотёчной и напорной канализации, ливневых стоков и ливневой канализации от 28 июня 2011 г. № RU505043012006001-157 (т.д. 6, л.д. 132); Разрешение на строительство периметрального ограждения, внутрипоселковых автомобильных дорог, проездов и примыканий, ВЗУ с двумя артезианскими скважинами, внутриплощадочных сетей водоснабжения, трансформаторной подстанции, внутриплощадочных сетей электроснабжения от 14 апреля 2011 г. № RU505043012006001-80 (т.д. 6, л.д. 131); Разрешение на строительство газопровода высокого и среднего давления № RU 505043012006001-330 от 29.12.12 г., сроком действия до 31.12.14 г. (т.д. 6, л.д. 129). Оформление разрешений на строительство подтверждает, что ДПК имеет статус застройщика дачной территории (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии

со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ после окончания строительства все объекты инфраструктуры будут оформлены в собственность ДПК.

Согласно отчетам ООО «ЗемСтройПроект» в период с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года был выполнен следующий комплекс работ, направленный на строительство дачного поселка «Зыковский Уезд»:

Строительство внешних линий электропередач. По результатам работы была
смонтирована внешняя линия электропередач (Отчет агента от 01.08.2012 г. по агентскому
договору от 19.09.2010 г.) (т.д. 6, л.д. 145).

В середине 2012 года был установлена трансформаторная подстанция для электроснабжения дачного поселка, проложены кабели.

В 2012 году были осуществлены работы по строительству внутренних электрических сетей. На основании договоров № 115-ЗУ от 12 мая 2012 г. между ООО «Каскад Девелопмент» и ООО «Истра-Свет», а также договора № 116-ЗУ от 10 февраля 2012 г. между ООО «Каскад Девелопмент» и ООО «Истра-Свет». Фактическое выполнение работ по строительству ЛЭП 0,4 кВ, прокладке кабеля, монтажу светильников, что подтверждается Справками по форме КС-3 и актами сдачи-приемки выполненных работ.

Данные работы были выполнены в соответствии с Рабочей документацией 20 0406-ЭС, на проектных чертежах четко указано, что опоры для линий электропередач устанавливаются рядом с каждым участком. Устройство внутрипоселковых автомобильных дорог. По результатам были выполнены строительно-монтажные работы по устройству внутрипоселковых автомобильных дорог (Отчет агента от 01.02.2012 г. по агентскому договору от 19.09.2010 г. - т.д. 6, л.д. 140). Разработана и согласована в утвержденном порядке проектная и рабочая документацию на инженерные сети. По результатам были выполнены проектные работы по разработке проектной и рабочей документации на инженерные сети (Отчет агента от 01.10.2012 г. по агентскому договору от 19.09.2010 г. - т.д. 6, л.д. 144).

03.05.2012 г. между ДПК «Зыковский уезд» и ГУП газового хозяйства Московской области (ГУП «Мособлгаз») был подписан Договор № 00/244-2602-12 на согласование проектной документации на газификацию (т.д. 6, л.д. 1-2) на согласование проектной документации распределительного газопровода 498 жилых строения.

03.05.2012 г. между ДПК «Зыковский уезд» и ГУП газового хозяйства Московской области (ГУП «Мособлгаз») был подписан Договор № 00/245-2602-12 на подключение к газораспределительной сети Московской области по окончании реализации проекта газификации жилого строения на участке № 1 с установкой газового котла и плиты (т.д. 6, л.д. 3-4).

01 октября 2012 года между ООО «Каскад Девелопмент» (техзаказчик строительства дачного поселка «Зыковский Уезд») и ООО «Газстрой 2000» был подписан договор подряда № 30/ГС-КД. 10.2012 (т.д. 6, л.д. 25 - 84), предметом которого согласно ст. 2 являлось выполнение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию подземного газопровода среднего давления с подводящим газопроводом низкого давления в зоне строительства объекта: «1 этап жилых строений в ДПК «Зыковский Уезд» в соответствии со сметным расчетом, рабочим проектом» (т.д. 6, л.д. 27).4. Установка дорожных знаков. По результатам были выполнены строительно-монтажные работы по установке дорожных знаков (Отчет агента от 01.04.2012 г. по агентскому договору от 19.09.2010 г.) (т.д. 6, л.д. 142).

Кроме того, 01 октября 2010 года в рамках выполнения функций технического заказчика по проектированию и строительству дачного поселка «Зыковский Уезд» ООО «Каскад Девелопмент» был подписан с ООО «Сити Девелопер» договор на выполнение функций технического надзора (строительного контроля) № 01/10/10-Зык за осуществлением работ (т.д. 6, л.д. 5 - 16).

В соответствии с пунктом 5.2 данного договора сотрудниками службы технического надзора составлялись отчеты о ходе работ на площадке с указанием замечаний.

Надлежащее выполнение функций технического надзора со стороны ООО «Сити Девелопер» подтверждается актами об оказании услуг от 31 января 2012 г., от 29 февраля 2012 г., от 31 марта 2012 г., № 17 от 30 апреля 2012 г., № 25 от 31 мая 2012 г., № 40 от 31 июля 2012 г., № 58 от 31 августа 2012 г., № 76 от 30 сентября 2012 г., от 31 марта 2012 г., № 17 от 30 апреля 2012 г. (т.д. 6, л.д. 17-24).

Из приведенного перечня работ с очевидностью следует, что арендатором земельных участков (ДПК «Зыковский уезд») осуществляется надлежащее использование земли для дачного строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Вывод налогового органа о неиспользовании земельных участков Заявителя для дачного строительства противоречит фактическому положению вещей. В ходе камеральной проверки Управление не ознакомилось даже с сайтом дачного поселка.

Ставка 0,3% применима к земельным участкам, принадлежащим Заявителю, поскольку они предназначены для дачного строительства

Решение Совета депутатов № 62, на которое ссылается Управление при принятии Решения, утратило силу с 01 января 2012 года в связи с принятием Решения Совета депутатов сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального района МО от 22.11.2011 N 124 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бужаровское" (далее - «Решение Совета депутатов N 124»).

Ссылки Управления на письмо Административного муниципального образования Бужаровское от 03.10.2012 года № 221 на запрос Инспекции от 03.10.12 г. № 07-20/1171 в части правомерности при исчислении суммы земельного налога, подлежащего уплате, процентной ставки, установленной п.п. 2.1.2. Решения Совета депутатов сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального района МО от 22.10.2010 г. N 62 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бужаровское" также не могут приниматься во внимание, т.к. данные разъяснения не носят нормативного характера, так как даны органом, который не наделен правом толкования норм права. Кроме того, данные разъяснения даны в отношении нормативного акта, который утратил свою силу с 01.01.2012 года в связи с принятием нового нормативного акта, установившим размер ставок земельного налога на 2012 год.

Пунктом 2.1.2 Решения Совета депутатов N 124 установлена налоговая ставка 0,3% в отношении "земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, дачного строительства" (т.д. 6, л.д. 76-78).

По мнению Минфина России, ставки земельного налога в отношении участков, предназначенных для «дачного строительства» и для «дачного хозяйства» должны быть одинаковы (письма Минфина РФ от 30 января 2012 г. № 03-05-06-02/05 и от 4 марта 2010 г. № 03-05-05-02/12).

Учитывая, что положениями ст. 394 НК РФ в отношении участков, предоставленных (приобретенных) для целей дачного хозяйства, максимальная ставка налога установлена в 0,3%, применение Советом депутатов сельского поселения Бужаровское данной ставки для участков, предназначенных для «дачного строительства», выглядит оправданным.

На основании Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2014г. но делу № А40-58321/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: В.Я .Голобородько

Судьи Е.А.Солопова

Р.Г.Нагаев

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.