ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-5264/2012 от 03.05.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-5264/2012

г.Москва                                                                                Дело № А40-102762/11-93-909

12 мая 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                Захарова С.Л.

судей:

Москвиной Л.А., ФИО1

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2012 по делу №А40-102762/11-93-909, судьи Григорьевой И.Ю.,

по заявлению ЗАО "ДХЛ Интернешнл" (ОГРН <***>, 127083, <...>)

к Федеральной таможенной службе

о признании недействительным приказа

при участии:

от заявителя:

ФИО2, по дов. от 01.11.2011, ФИО3 по дов. от 12.01.2012, ФИО4 по дов. от 12.03.2012;

от ответчика:

ФИО5, по дов. от 12.12.2011, ФИО6 по дов. от 19.01.2012; ФИО7 по дов. от 12.12.2011, ФИО8 по дов. от 12.12.2011;

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «ДХЛ Интернешнл» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной таможенной службы (далее – таможенный орган) от 07.09.2011 №1819 об исключении ЗАО «ДХЛ Интернешнл» из реестра таможенных представителей (далее – Реестр).

Решением от 11.01.2012 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что Федеральная таможенная служба не имела законного права исключать заявителя из Реестра на основании несоблюдения условий включения в Реестр, в отношении которых Федеральным законом прямо предусмотрено, что эти условия включения в Реестр для ЗАО «ДХЛ Интернешнл» не применяются.

Не согласившись с данным решением, Федеральная таможенная служба в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает вывод суда первой инстанции ошибочным и несоответствующим обстоятельствам дела. Указывает, что ФТС России правомерно принято решение об исключении заявителя из реестра таможенных представителей в связи с несоблюдением ЗАО "ДХЛ Интернешнл" условия, предусмотренного пп.3 ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.04. по 03.05.2012.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого приказа Федеральной таможенной службы от 07.09.2011 №1819 об исключении ЗЛО «ДХЛ Интернешнл» из реестра таможенных представителей послужили обстоятельства, установленные ст. 1 ст. 14 ТК ТС, а именно - несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных ст. 13 ТК ТС.

Установив факты неоднократного привлечения заявителя к административной ответственности, таможенным органом принят приказ от 07.09.2011 №1819 об исключении ЗАО «ДХЛ Интернешнл» из реестра таможенных представителей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.

С 1 июля 2010 года введен в действие ТК ТС, которым изменены правила осуществления предпринимательской деятельности лиц в области таможенного дела.

В связи с изменениями правового регулирования все лица, которые осуществляли свою деятельность на территории РФ в качестве таможенных брокеров, должны были пройти процедуру включения в новый реестр – Реестр таможенных представителей, порядок включения в который установлен ТК ТС и Федеральным законом от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Согласно ч. 6 ст. 322 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ, таможенный брокер (представитель), таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, подавшие заявление о включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, до 31 декабря 2010 года, вправе продолжать осуществление своей деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли до включения этих лиц в соответствующий реестр по правилам, установленным настоящим Федеральным законом с учетом положений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, либо до отказа во включении указанных лиц в соответствующий реестр.

В соответствии со ст. 13 ТК ТС условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:

1) наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;

3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

 Одним из условий включения в соответствующий реестр в соответствии с ч. 3 ст.61 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3. 16.15, 16.22 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 250 000 рублей и более.

Между тем, частью 7 Федерального закона от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» установлено, что для лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, при принятии решений о включении в соответствующий реестр до 31 декабря 2010 года не применяются условия, установленные пунктом 3 части 3 статьи 61, частью 2 статьи 67, частью 5 статьи 70, частью 4 статьи 76, частью 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, при их включении соответственно в реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

В соответствии с вышеуказанными нормами переходных положений приказом ФТС России от 29 декабря 2010 г. № 2670 ЗАО «ДХЛ Интернешнл» было включено в Реестр таможенных представителей.

Вопреки выводу суда первой инстанции об обратном, наличие фактов привлечения к административной ответственности, исходя из части 7 ст. 322 Федерального закона № 311-ФЗ, не учитываются только в период действия переходных положений, в частности, распространяются только на правоотношения, связанные с включением в Реестр лиц, которые ранее осуществляли деятельности, в частности, в качестве таможенного брокера и подавши заявление о включении в Реестр.

Между тем, в силу требований подпункта 4 ст. 13, подпункта 1 ст. 14 ТК ТС, после включение в Реестр таможенный представитель может быть исключен из Реестра, в частности, в случае несоответствия требованию, изложенному в п. 3 ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Однако, вышеуказанный вывод суда первой инстанции не повлек принятие неправильного решения в силу следующего.

Исходя из системного анализа указанной нормы, при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из реестра таможенных представителей, таможенным органом, в силу прямого указания статей 61, 322 Закона «О таможенном регулировании», в системной взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, должны учитываться только те правонарушения, которые совершенным Обществом в период с 01.01.2011 (момент включения заявителя в новый Реестр) по 07.09.2011 (издание оспариваемого приказа).

В обоснование своих доводов в судебное заседание суда апелляционной инстанции таможенным органом представлена сводная таблица по административным правонарушениям, совершенным Обществом в период с 01.01.2011 по 07.09.2011. Вместе с тем, в этой таблице указаны постановления об административных правонарушениях, которые на момент исключения заявителя из реестра таможенных представителей, не вступили в законную силу.

Так, в рассматриваемой таблице указано постановление Иркутской таможни по делу №10607000-00225/2011. Сумма штрафа, по указанному правонарушению, составила 110 000 рублей. Постановление по указанному делу вступило в законную силу 11.10.2011, то есть, после исключения заявителя из реестра таможенных представителей.

Помимо указанного дела в сводной таблице таможенного органа указанны следующие аналогичные дела:

- 10404000-01709/2011 (Татарстанская таможня) сумма штрафа составляет 180 руб. (постановление вступило в законную силу 16.09.2011);

-10005000-01785/2011 (Шереметьевская таможня) сумма штрафа составляет 9100 руб. (постановление вступило в законную силу 23.09.2011).

-10005000-01127/2011 (Шереметьевская таможня) сумма штрафа составляет 1570,90 руб. (постановление вступило в законную силу 17.10.2011).

Кроме того, в таблице также имеются постановления (№10606000-00431/2010 –Красноярская таможня, 10221000-00573/2010 – Пулковская таможня, 10221000-00574/2010 – Пулковская таможня, №10703000-00240 – Хабаровская таможня, №10005000-02786/2010 – Шереметьевская таможня) которые были вынесены до принятия решения (29.10.2010) о включении заявителя в реестр таможенных представителей.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, при исчислении суммы административных штрафов, в силу прямого указания ст. 61 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ в системной взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ исчислению подлежат суммы штрафов по правонарушениям в таможенной сфере, совершенным Обществом в период с 01.01.2011 по 07.09.2011, постановления по указанным правонарушениям должны вступить в законную силу до 07.09.2011.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что сумма административных штрафов составила 145 803, 46 руб., что не превышает сумму наложенных административных штрафов, предусмотренную ч. 3 ст.61 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010.

При указанных данных, у таможенного органа на момент издания оспариваемого приказа отсутствовали основания для исключения заявителя из реестра таможенных представителей.

Довод таможенного органа о том, что при решении вопрос об исключении из Реестра необходимо учитывать факты привлечения заявителя к административной ответственности в период его деятельности в качестве таможенного брокера до включения в Реестр таможенных представителей судебная коллегия считает ошибочным, поскольку не соответствует положениям частей 6 и 7 ст. 322 Федерального закона № 311-ФЗ.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2012 по делу №А40-102762/11-93-909 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                       С.Л. Захаров

Судьи:                                                                                                Л.А. Москвина

                                                                                                            В.А. Свиридов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.