ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-5301/14 от 21.04.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-5301/2014

г. Москва Дело № А40-150666/2013

24 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,

судей:

Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2013 по делу № А40-150666/2013, принятое судьей И.В. Корогодовым (139-1379),

по заявлению ЗАО «Лента-Сервис» (ОГРН <***>, 107023, <...>)

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. от 20.10.2013 № 10,

от ответчика:

ФИО2 по дов. от 30.12.2013 № 05-08-2951/13.

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «Лента-Сервис» (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы (Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 15.10.2013 № 0910-280/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Решением от 24.12.2013 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил постановление Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы от 15.10.2013 № 0910-280/2013, мотивировав свои выводы отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ЗАО «Лента-Сервис» в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.09.2013 и 13.09.2013 Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ЗАО «Лента-Сервис» находящегося по адресу; <...> в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2. Устава ЗАО «Лента-Сервис» и выпиской из ЕГРЮЛ от 04.09.2013 № 271896 основным видом экономической деятельности общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.

В ходе проведения выездной проверки административным органом установлено:

- земельный участок, площадью 559 кв.м. расположенный по адресу: <...> предоставлен в пользование ЗАО «Лента-Сервис» по договору долгосрочной аренды участка от 28.02.2011 № М-03-035224. На территории земельного участка расположено трехэтажное нежилое кирпичное здание общей площадью 156.7 кв. м. находящееся в собственности ЗАО «Лента-Сервис» (свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание запись регистрации от 28.06.2004 № 77-01/ 03-651/2004-272);

- земельный участок, площадью 550 кв.м. расположенный по адресу: <...> предоставлен в пользование ЗАО «Лента-Сервис» по договору долгосрочной аренды участка от 20.04.2011 № М-03-035424. На территории земельного участка расположено трехэтажное нежилое кирпичное здание обшей площадью 981 кв. м., находящееся в собственности ЗАО «Лента-Сервис» (свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание запись регистрации от 28.06.2004 №77-01/ 03-651/2004-271).

В соответствии со справкой ТБТИ Восточное-1 от 09.04.2004 № 12-000059 здание по адресу <...> и здание по адресу <...> являются одним и тем же объектом. В здании осуществляет свою хозяйственную и предпринимательскую деятельность ЗАО «Лента-Сервис» и десять предприятий арендаторов на основании договоров аренды.

В результате обследования здания и территории по адресу: <...> установлено, что внутри здания располагаются офисные и подсобные помещения. Освещение внутри помещений производится за счет установленных светильников с люминесцентными и энергосберегающими лампами. В отдельном помещении отведено место для накопления люминесцентных ламп (имеются в наличии использованные ртутьсодержащие лампы). Во дворе здания располагается контейнер для накопления твёрдых бытовых отходов и контейнер для накопления макулатуры.

В ходе исследования процесса хозяйственной и предпринимательской деятельности данного объекта ЗАО «Лента-Сервис» расположенного по адресу: <...> определен перечень, образующихся следующих видов отходов в соответствии с ФККО в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», 1-го класса опасности: 353 301 00 13 01 1 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; 4-го класса опасности 912 004 00 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 912 006 01 01 00 4 - мусор строительный от разборки зданий; 921 202 00 13 01 4 - картриджи отработанные; 5-го класса опасности: 314 014 03 01 99 5 - бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, 314 008 02 01 99 5 -стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), 314 027 02 01 99 5 - бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; 912 005 00 01 10 5 - мусор от бытовых помещений, организаций, крупногабаритный; 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и отходы не входящие в ФККО: смет с территории организаций содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности.

Образующиеся отходы производства и потребления складируются во дворе здания в специально обустроенном помещении на площадке № 1 в специальную тару (для использованных ртутьсодержащих ламп), на открытой площадке № 2 в железный контейнер (для твёрдых бытовых отходов), на открытой площадке № 3 в железный контейнер (для макулатуры).

При изучении и анализе представленных документов установлено, что на балансе предприятия имеется автомобиль марки Форд Фокус С-МАХ 2006 года выпуска. Предприятием заключен договор от 01.03.2012 г. №14 с ООО «ПРЕВОКС МОТОРС» на ремонт и техническое обслуживание данного транспортного средств, где одним из пунктов указано обязательство по утилизации отходов, образующихся в результате ремонта и технического обслуживания автомобиля.

Лимит образования отходов ЗАО «Лента-Сервис» составляет 55,53 тонн/год. Вывоз образующихся отходов производства и потребления производится следующими организациями:

- ООО ЭП «Интер Грин» (отходы 1-го класса опасности 353 301 00 13 01 1 - ртутные тапы. люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак), согласно договора 11.01.2012 № 1354-12-У и актов выполненных работ;

- ОАО «ПДХБ №2», ООО «СТМ», ООО «Восток Строй Сервис» (отходы 4-го класса опасности 912 004 00 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный; 5-го класса опасности: 314 014 03 01 99 5 - бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, 314 008 02 01 99 5 - стеклянный бой незагрязненный(исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), 314 027 02 01 99 5 – бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; 912 005 00 01 10 5 - мусор от бытовых помещений, организаций, крупногабаритный; 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и отходы не входящие в ФККО: смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности) согласно договоров от 01.10.2012 № 24-К, от 14.12.2012 № 027-П, от 01.01.2013 № 7 и актов выполненных работ.

При таких обстоятельствах административным органом установлено, что в результате деятельности ЗАО «Лента-Сервис» образуются отходы производства и потребления.

При этом 09.09.2013 административным органом установлено, что ЗАО «Лента-Сервис» в нарушение требований п. 2 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа РОССТАТА от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» не представило отчет «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год» по форме 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзора по ЦФО до 01.02.2013.

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год ЗАО «Лента-Сервис» составлен 15.02.2013 и зарегистрирован в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.

По данному факту 16.09.2013 старшим государственным инспектором по охране природы города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы в присутствии законного представителя общества в отношении ЗАО «Лента-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении № 0910-280/2013 по ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы от 15.10.2013 № 0910-280/2013, вынесенным в присутствии законного представителя общества, ЗАО «Лента-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО «Лента-Сервис» с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры привлечения ЗАО«Лента-Сервис» к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол составлен и постановление по делу об административном правонарушении принято полномочным должностным лицом (ч. 1 ст. 28.3 и ст. 23.29 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Общество на своей территории складировало и хранило отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный), факт образования которых в результате потребления подтвержден материалами дела, то есть осуществляло обращение с отходами.

Административным органом установлено и не опровергается обществом, что отчет «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год» по форме 2-ТП (отходы) в Департамент Росприроднадзор по ЦФО в срок до 01.02.2013 не представлен.

Отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год ЗАО «Лента-Сервис» составлен 15.02.2013 и зарегистрирован в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.

Вместе с тем, административным органом не учтено при рассмотрении дела об административном правонарушении, что письмом от 24.09.2013 № 15-25/13376 Департамент Росприроднадзора по ЦФО разъяснил ЗАО «Лента-Сервис» о продлении срока приема, обработки и систематизации полученных данных по форме № 2-ТП (отходы) за 2012 год до марта 2013 года.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что оспариваемое постановление вынесено Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы, который не является органом, принимающим отчет «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2012 год» по форме 2-ТП (отходы) от ЗАО «Лента-Сервис».

Органом, уполномоченным на получение от субъектов отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год является Департамент Росприроднадзора по ЦФО, что не оспаривается административным органом.

Как пояснил в судебном заседании представитель ЗАО «Лента-Сервис» информация о сроке предоставления отчета (до 15.03.2013) была размещена непосредственно в помещении уполномоченного органа - Департамента Росприроднадзора по ЦФО. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергнуто.

Кроме того, в последствии, орган, уполномоченный на получение отчета (Департамент Росприроднадзора по ЦФО), дал заявителю разъяснения по сроку его предоставления, в соответствии с которыми отчет и был представлен. Данное обстоятельство заинтересованным лицом также не оспаривается.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае из материалов дела усматривается, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 8.2 КоАП РФ. Заявитель в настоящем случае руководствовался указаниями уполномоченного органа, оснований сомневаться в их правомерности у общества не было.

Изложенные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, прийти к выводу, что заинтересованным лицом не доказано в порядке ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ наличие в действиях заявителя вины, а, следовательно, и события вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы, в связи с чем, выводы суда первой инстанции по настоящему делу являются правомерными.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии судебной ошибки.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2013 по делу № А40-150666/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Д.В. Каменецкий

Судьи: И.В. Бекетова

Э.В. Якутов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.