ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-60628/18 от 21.01.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-60628/2018

г. Москва                                                                                          Дело № А40-202057/2018

28 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме января 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                    Мухина С.М.,

судей:

Попова В.И., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «МАЭСТРО»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2018 по делу № А40-202057/2018, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1542)

по заявлению: общества с ограниченной ответственностью «МАЭСТРО»

к Департаменту торговли и услуг города Москвы 

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по доверенности от 22.06.2018;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2018, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «МАЭСТРО» (далее – Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы (далее – Департамент, административный орган) от 31.07.2018 № 428/УГК/18 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

В судебное заседание не явился представитель ООО «МАЭСТРО», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, представленном до начала судебного заседания.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что с 20.12.2017 по заявлению общества прекращено действие лицензии 77РПО0011549 (ДТУ 11283), выданной ООО «МАЭСТРО» на объект лицензирования: «кафе», расположенный по адресу: <...>, этаж 1, пом. 1, ком. 10.

По состоянию на 21.02.2018 в ЕГАИС содержится информация об остатках алкогольной продукции по 1 регистру.

В рамках возбужденного 06.03.2018 дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами Департамента в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ.

Постановлением Департамента от 31.07.2018 № 428/УГК/18 ООО «МАЭСТРО» привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Полагая указанное постановлением незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.

В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), определено, что оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.

Пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлена обязанность организации, осуществляющей оборот алкогольной пищевой продукции (далее - организация), учитывать объем оборота алкогольной продукции.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

Требованиями абзацев 17 и 18 пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ определено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции и для учета объема оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что требование статьи 8 Закона не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (как вида оборота алкогольной продукции, а не как вида деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.)

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусматривался переходный период, когда требования о представлении сведений в ЕГАИС не применялись:

1)  до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;

3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

Таким образом, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с 1 января 2016 года обязаны осуществлять фиксацию в ЕГАИС информации о закупке и хранении алкогольной продукции, при этом информация об объеме остатков алкогольной продукции, зафиксированная в ЕГАИС, должна соответствовать фактическим остаткам продукции, находящимся на объекте лицензирования.

В соответствии с пунктом 21 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее -Правила) направление информации об объеме оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее -заявки о фиксации).

Формы, формат и сроки заявок о фиксации для организаций общественного питания утверждены: приказом Минфина России от 15.06.2016 № 84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе».

Отсутствие необходимости фиксации в ЕГАИС факта розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не отменяет предусмотренные п.2 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ обязанности организации отражать фактическую ситуацию по хранению алкогольной продукции в порядке и сроки, предусмотренные приказом Минфина России от 15.06.2016 № 84н.

Учитывая, что указанный приказ Минфина принят до разделения лицензий по видам деятельности (розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 261-ФЗ, его положения распространяются на все организации, осуществляющие как торговую деятельность, так и оказание услуг общественного питания.

Подробные разъяснения по вопросам фиксации в ЕГАИС информации об алкогольной продукции, находящейся на балансе организации, содержатся в методологии ведения остатков алкогольной продукции для организаций розничной торговли в ЕГАИС (далее - методология), размещенных на специализированном портале http://egais.ru/ 20 апреля 2016 года (http://egais.ru/news/view7icH1456) и 02 июня 2016 года (http://egais.ru/news/view?id=1472), согласно которым объем реализованной маркированной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, должен списываться с указанием основания «Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС» и датой акта, соответствующей дате продажи (вскрытия).

Указанный вывод подтверждается разъяснениями Федеральной службы но регулированию алкогольного рынка, изложенными в письме Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 октября 2016 г. № Г-7695/15-03 "О рассмотрении обращения".

Кроме того, в соответствии с п.24 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, с использованием программно-аппаратных средств направляют в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ, организации должны осуществлять как учёт, так и декларирование объёма оборота алкогольной продукции, подача лицензиатом деклараций не подменяет собой учёт объёма оборота (хранения и закупки) алкоголя в ЕГАИС.

Поскольку декларации подаются организациями раз в квартал в отношении всех объектов лицензирования обобщенно в объемных показателях (декалитрах), а фиксация проданный бутылки осуществляется актом списания не позднее следующего дня после её вскрытия, декларирование не может являться альтернативой ЕГАИС, так как не обеспечивает актуальность данных об учёте алкоголя в режиме реального времени (с точностью в три дня) как того требует действующее законодательство.

В этой связи, декларирование не может подменять собой учет оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, поскольку не отражает достоверные остатки алкогольной продукции в отношении каждой конкретной единицы алкогольной продукции.

Отсутствие требования в Законе № 171-ФЗ о необходимости фиксации в ЕГАИС факта розничной продажи (при помощи технических средств фиксации) алкоголя в общепите связано с разработкой на законодательном уровне механизма фиксации порционной продажи алкогольной продукции (через технические средства фиксации в момент продажи) и не отменяет необходимость ведения организациями учёта закупки и хранения алкогольной продукции.

Согласно п.5 ст.20 Закона № 171-ФЗ лицензиат может воспользоваться правом на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или на возврат их поставщику с отражением соответствующих операций в ЕГАИС в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии, т.е. имеет право осуществлять оборот алкогольной продукции за исключением розничной продажи.

На основании п.п. 15-16 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29,12.2015 № 1459 организации вносят в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, в том числе сведения: об     объеме     алкогольной     продукции,     установленные     по     результатам инвентаризации.

В связи с изложенным, после прекращения действия лицензии и в течение двухмесячного срока, предусмотренного п. 5 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ, бывший лицензиат в силу ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ обязан провести инвентаризацию остатков и отразить в ЕГАИС актуальную информацию об обороте алкогольной продукции на объекте лицензирования - «обнулить» данные в ЕГАИС в установленном порядке).

Таким образом:

-  организации общественного питания обязаны вести как учет оборота, так и декларирование алкогольной продукции, при этом декларирование не подменяет учет оборота;

-  организации общественного питания освобождаются только о фиксации в ЕГАИС факта розничной продажи алкогольной продукции, но не освобождаются от ведения учета оборота алкогольной продукции в части хранения.

Судебная коллегия считает несостоятельным довод Общества о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ ввиду следующего.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «МАЭСТРО» ИНН <***> внесено в реестр 10.08.2018, в то время как протокол об административном правонарушении составлен 19.04.2018, а постановление о привлечении к административной ответственности № 428/УГК/2018 вынесено 31.07.2018.

Таким образом, общество на момент вынесении постановления не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 по делу № А40-202055/2018 ООО «Маэстро» привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение. Постановление вступило в законную силу.

Доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения требования действующего законодательства ООО «МАЭСТРО» ни в Департамент, ни в суд не представлено.

Основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

Каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в незаконном обороте - хранении алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии в настоящем деле не имеется.

На основании изложенного, коллегия считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.10.2018 по делу № А40-202057/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                             С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                                        В.И. Попов

                                                                                                                               ФИО1