ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-6128/10 от 15.04.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№09АП-6128/2010-АК

г.Москва Дело №А40-140932/09-17-1102

22 апреля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Захарова С.Л.,

судей  Попова В.И., Москвиной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2010 по делу № А40-140932/09-17-1102, принятое судьей Барыкиным С.П.,

по заявлению ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий"

к Федеральной антимонопольной службе

об оспаривании решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 паспорт <...> по доверенности № 12/09-09 от 01.09.2009;

от ответчика: ФИО2 удостоверение № 1308 по доверенности № ИА/36611 от 20.10.2009;

УСТАНОВИЛ:

ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России от 03.07.2009 по делу № П-136/09.

Решением от 29.01.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд пришел к выводу, что заявителем допущены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в размещении информации о проведении запроса котировок, конкурсов и аукционов путем использования в наименовании размещаемого заказа латинских букв, а именно, в ключевых словах «оказание», «культурно-массового», «студентов», «ремонт», «монтаж», «пуско-наладочные», «автоматической», «пожарной» использованы вместо русского алфавита «а», «о», «у», «с», «р», «е» буквы латинского алфавита аналогичного написания.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом указывает, что нарушений законодательства о размещении заказов заявитель не допускал. Ссылается на незаконность проведения внеплановой проверки ответчиком.

В отзыве на апелляционную жалобу ФАС России просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, указывая при этом, что обязанность и корреспондирующая ей ответственность за размещение на Официальном сайте информации о проводимом Запросе котировок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов возложена на заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на незаконность проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов. Ссылается на то, что на момент получения заявителем решения и предписания о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов государственные контракты были уже заключены и по ним полностью произведены платежи.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Пояснил, что проверка производилась членами инспекции путем копирования извещений, перенося в программу «Word» и использования функции проверки правописания, в которой латинские буквы подчеркивались как неправильно написанные.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Как усматривается из материалов дела, ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий" на официальном Интернет-сайте http://www.zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении запросов котировок, конкурсов и аукционов.

Согласно служебной записке от 30.06.2009 № 17-1335 в ходе изучения информации о проведении открытых аукционов с реестровыми номерами 081219/003319/38, 090602/003319/65, открытого конкурса с реестровым номером 090521/003319/60, запросов котировок с реестровыми номерами 081210/003319/37, 081226/003319/39, 081229/003319/40. 090111/003319/41, 090126/003319/42, 090126/003319/43. 090225/003319/44. 090225/003319/45. 090303/003319/46, 090303/003319/47, 090303/003319/48, 090304/003319/49. 090407/003319/50, 090415/003319/51, 090428/003319/53. 090505/003319/54. 090505/003319/55, 090505/003319/56, 090518/003319/57, 090519/003319/58. 090520/003319/59, 090525/003319/61, 090527/003319/63, 090601/003319/64 (далее - Аукционы, Конкурс, Запросы котировок), размещенной Заявителем па официальном сайте Российской Федерации по размещению заказов www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт), сотрудником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными управлениями Управления контроля размещения государственных заказов ФАС России были получены сведения о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов, содержащие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На заседании Инспекции ФАС России представителю заявителя и членам Инспекции ФАС России в режиме реального времени была представлена на обозрение Интернет-страница http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=376347.

В извещениях о проведении Аукционов, Конкурса и Запросов котировок, размещенных на официальном сайте в наименовании заказа № 081219/003319/38 в русскоязычном слове «ремонт» используются латинские буквы «р», «е», «о» вместо русских букв «р», «с», «о», в наименовании заказа № 090602/003319/65 в русскоязычных словах «монтаж», «пуско-наладочные», «работы», «оборудования», «автоматической», «системы», «пожарной», «сигнализации», «оповещения», «пожаре» используются латинские буквы «о», «а», «у», «с», «е» вместо русских букв «о», «а», «у», «с», «е», в наименовании заказа № 090521/003319/60 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «организации», «спортивно-оздоровительных», «культурно-массового», «студентов» используются латинские буквы «о», «у», «с», «а» вместо русских букв «о», «у», «с», «а», в наименовании заказа № 081210/003319/37 в русскоязычных словах «техническое», «системы», «автоматической», «установки», «пожарной», «сигнализации», «оповещение», «пожаре» используются латинские буквы «т», «с», «а», «у», «о» вместо русских букв «т», «с», «а», «у», «о», в наименовании заказа № 081226/003319/39 в русскоязычных словах «оказание», «услуг» используются латинские буквы «о», «а», «с» вместо русских букв «о», «а», «с», в наименовании заказа № 081229/003319/40 в русскоязычных словах «предоставление», «бухгалтерского», «учета», «учетом» используются латинские буквы «е», «о», «а», «х», «у» вместо русских букв «е», «о», «а», «х», «у», в наименовании заказа № 090111/003319/41 в русскоязычных словах «проектирование», «автоматической», «системы», «пожарной», «сигнализации», «оповещения», «пожаре» используются латинские буквы «р», «о», «е», «а», «с» вместо русских букв «р», «о», «е», «а», «с», в наименовании заказа № 090126/003319/42 русскоязычных словах «Поставка», «канцелярских», «товаров» используются латинские буквы «о», «с», «а», «х», «е» вместо русских букв «о», «с», «а», «х», «е», в наименовании заказа № 090126/003319/43 в русскоязычных словах «поставка», «бумаги», «оргтехники»используются латинские буквы «о», «с», «а», «у», «е» вместо русских букв «о», «с», «а», «у», «е», в наименовании заказа № 090225/003319/44 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «по», «организации», «проведению», «культурно-массового», «мероприятия» используются латинские буквы «а» .«с», «у», «с», «о» вместо русских букв «а», «е», «у», «с», «о», в наименовании заказа № 090303/003319/45 в русскоязычных словах «поставка», «шкафов», «комбинированных» используются латинские буквы «о», «с» вместо русских букв «о», «с», в наименовании заказа № 090303/003319/46 в русскоязычных словах «поставка», «столов», «стульев», «универсальных» используются латинские буквы «о», «с» вместо русских букв «о», «с», в наименовании заказа № 090303/003319/47 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «размещению». «рекламно-информационных», «материалов» используются латинские буквы «о», «с», «у», «е», «а» вместо русских букв «о», «с», «у», «с», «а», в наименовании' заказа № 090304/003319/48 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «познавательно-экскурсионного» используются латинские буквы «о», «а», «у» вместо русских букв «о», «а», «у», в наименовании заказа № 090407/003319/50 в русскоязычных словах «организации», «проведение», «культурно-массового» вместо русских букв «о», «а», «с», «с» используются латинские буквы «о», «а», «е». «с» вместо русских букв «о», «а», «е», «с», в наименовании заказа № 090415/003319/51 в русскоязычных словах «организация», «проведение», «спортивно-оздоровительных» используется латинская буква «о» вместо русской буквы «о», в наименовании заказа № 090428/003319/53 в русскоязычных словах «организации». «культурно-массового» используются латинские буквы «о», «а», в наименовании заказа № 090505/003319/54 в русскоязычных словах «оказание», «организации», «проведению», «спортсменов» используется латинская буква «о» вместо русской буквы «о», в наименовании заказа № 090505/003319/55 в русскоязычных словах «изготовление», «доставка», «учебных», «пособий» используются латинские буквы «о», «е», «а», «х» вместо русских букв «о», «е», «а», «х», в наименовании заказа № 090505/003319/56 в русскоязычных словах «ремонт», «здания», «общежития» используются латинские буквы «е». «а» вместо русской буквы «е». «а», в наименовании заказа № 090518/003319/57 в русскоязычных словах «проектирование», «поставка», «монтаж» используются латинские буквы «о», «а» вместо русских букв «о», «а», в наименовании заказа № 090519/003319/58 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «по», «исполнению», «предписания» используются латинские буквы «о», «а», «у» вместо русских букв «о», «а», «у», в наименовании заказа № 090520/003319/59 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «организации», «культурно-массового» используются латинские буквы «о», «а», «с» вместо русских букв «о», «а», «с», в наименовании заказа № 090525/003319/61 в русскоязычных словах «оказание», «услуг», «по», «охране», «территории», «университета» используются латинские буквы «о», «а», «у», «е» вместо русских букв «о», «а», «у», «е», в наименовании заказа № 090527/003319/63 в русскоязычных словах «оказание», «культурно-массового», «мероприятий» используются латинские буквы «о», «а», «у», «е» вместо русских букв «о», «а», «у», «е», в наименовании заказа № 090601/003319/64 в русскоязычных словах «Техническое», «обслуживание», «системы», «установки», «пожарной», «оповещение» используются латинские буквы «е», «с», «о», «у» вместо русских букв «с», «с», «о», «у».

Приведенные обстоятельства были расценены ФАС России как не позволяющие участникам размещения заказа осуществлять поиск заказа на официальном сайте, используя в наименовании заказа только русские буквы.

По результатам рассмотрения дела № П-136/09 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов ФАС России 30.06.2009 приняла решение (от 03.07.2009 №17/22020), которым признала в действиях заявителя нарушение ч.1 ст.1, ч.6 ст. 16, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 33, ч.1 ст.45 Закона о размещении заказов.

В связи с тем, что по запросам котировок по реестровым номерам 081219/003319/38, 081226/003319/39, 081229/003319/40. 090111/003319/41, 090126/003319/42, 090126/003319/43. 090225/003319/44. 090225/003319/45. 090303/003319/46, 090303/003319/47, 090303/003319/48, 090304/003319/49. 090407/003319/50, 090415/003319/51, 090428/003319/53. 090505/003319/54. 090505/003319/55, 090505/003319/56, 090518/003319/57, 090519/003319/58. 090520/003319/59, 090525/003319/61, 090527/003319/63, 090601/003319/64 государственные контракты заключены, предписание антимонопольным органом по ним не выдавалось.

По конкурсу с реестровым номером 090521/003319/60 и по аукциону №090602/003319/65 ФАС России выдано предписание от 03.07.2009 №17/22021, согласно которому заявителю предписано:

- аннулировать размещение заказов с реестровым номером 090521/003319/60 и 090602/003319/65.

- в срок до 17.07.2009 представить в ФАС России подтверждение исполнения пункта 1 предписания.

Полагая, что указанное решение и предписание нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Проведение проверок соблюдения заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, либо конкурсными, аукционными комиссиями требований Закона о размещении заказов, установление в рамках этих проверок, каких-либо обстоятельств, принятие мер по результатам проверок в соответствии с пунктом 5.3.1.12 Положения о ФАС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331, является исключительной компетенцией антимонопольного органа.

В соответствии с Приказом ФАС России от 14.10.2008 N394 создана Инспекция по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации по размещению заказов. На указанную Инспекцию ФАС России возложены обязанности по проведению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации по размещению заказов.

Как установлено ч.6 ст.16 Закона о размещении заказов, информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещается на официальном сайте. При этом к информации о размещении заказа относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

В соответствии с частью 7 указанной статьи Закона Порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 №147 утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, согласно пункту 13 которого ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляется на русском языке, использование букв латинского алфавита при этом не допускается, за исключением случаев наименования иностранных юридических и физических лиц.

Информация о размещаемом заказе считается размещенной в случае соблюдения заказчиком требования о введении информации о размещаемом заказе путем набора русскоязычных слов буквами кириллицы.

Между тем в настоящем случае установлено, что на официальном сайте заявителем размещено извещение о проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов, поскольку в наименовании запроса котировок, аукционов и заказов вместо нескольких русских букв использовались латинские буквы.

Данное обстоятельство не оспаривается автором апелляционной жалобы. Также это обстоятельство подтверждается скрин-листами Интернет-страниц.

Замена букв не позволяет участникам размещения заказа осуществлять поиск заказа на официальном сайте, указывая в наименовании заказов русские буквы, а, следовательно, указанные действия заказчика влекут за собой ограничение количества участников, что нарушает ч.1 ст.1, ч.6 ст. 16, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 33, ч.1 ст.45 Закона о размещении заказов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что информация о проведении запроса котировок не размещена заявителем в установленном законом порядке.

В обоснование незаконности оспариваемого решения заявитель в апелляционной жалобе также указывает на нарушение процедуры проведения внеплановой проверки.

Согласно служебной записке от 30.06.2009 № 17-1335 (л.д. 57) в ходе изучения информации о проведении запроса котировок на право заключения государственных контрактов на оказание услуг телематических служб по передачи данных, размещенной Заявителем на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, сотрудником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственных заказов ФАС России были получены сведения об использовании в наименовании предмета заказа латинских букв вместо аналогичных русских, что исключает данные закупки из поиска на официальном сайте.

Частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов предусмотрено, что внеплановая проверка осуществляется в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Указанная норма не конкретизирует субъекта от кого поступает указанная информация.

Таким образом, проведение внеплановой проверки на основании полученной информации от сотрудника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственных заказов ФАС России соответствует Закону о размещении заказов.

Кроме того, в материалах дела имеется копия письма заместителя Министра экономического развития РФ от 16.06.2009 №9308-АП/Д05, адресованного в ФАС России, из содержания которого следует, что Минэкономразвития России был проведен анализ извещений, размещенных на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов, на предмет корректности введенных наименований предмета закупок, в результате которого сформирован перечень извещений, в наименовании которых буквы кириллического алфавита используются одновременно с буквами латинского алфавита (или преднамеренно заменены государственным заказчиком на аналогичные буквы латинского алфавита или цифры), что делает поиск указанных извещений затруднительным или невозможным для участников размещения заказа (л.д. 96-97).

В данном письме также содержится просьба о проведении контрольных мероприятий в отношении государственных заказчиков, намеренно опубликовавших извещения с подменой букв алфавита.

Довод заявителя о невозможности исполнения предписания ФАС России, выданного по результатам проведения внеплановой проверки, суд считает несостоятельным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Заказчику было выдано предписание от 03.07.2009 об аннулировании размещения заказов с реестровыми номерами 090602/003319/65 и 090521/003319/60, по которым еще не были заключены государственные контракты.

Резолютивные части Решения и Предписания были объявлены представителям Заказчика на заседании Инспекции ФАС России 03.07.2009.

Согласно части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов государственный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Вместе с тем, 06.07.2009 Заказчиком заключен государственный контракт № 12/С-2009(Г) на «оказание услуг по организации спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий для студентов бюджетной формы обучения университета во время летних каникул» (реестровый помер торгов -090521/003319/60).

17.07.2009 Заказчиком заключен государственный контракт № 24/А-2009(Г) «на поставку, монтаж и пуско-наладочные работы оборудования автоматической системы пожарной сигнализации общежития № 4 университета» (реестровый номер торгов — 090602/003319/65).

Следовательно, на момент издания предписания указанные контракты не были заключены, в связи с чем оно является законным. При этом вопрос исполнения предписания при наличии заключенных контрактов в рамках настоящего спора является беспредметным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2010 по делу № А40-140932/09-17-1102 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: С.Л. Захаров

Судьи: В.И. Попов

Л.А. Москвина