ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной сторожки, 12
адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-7110/2010-АК
Гор. Москва
28 апреля 2010 года
№ А40-153453/09-147-1039
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей:
ФИО1, Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда №13 апелляционную жалобу ОАО "Инвестиционный Городской Банк"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2010 по делу № А40-153453/09-147-1039, принятое судьей Дейна Н.В.,
по заявлению ОАО "Инвестиционный Городской Банк"
к Федеральной налоговой службе Министерства Финансов РФ
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: ФИО2 паспорт <...>, по дов. № 18/10д от 16.03.2010;
от ответчика: ФИО3 уд-ние № 2052, по дов. № ММ-29-7/57 от 19.02.2010
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Инвестиционный Городской Банк» (далее – Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ФНС России с заявлением об оспаривании действий и решения о запрете проведения стимулирующей лотереи, выраженного в письме от 19.10.2009 № 2-6-17/00710@. При этом заявитель просил признать незаконным соответствующее решение, а также обязать ответчика отменить действие о запрете лотереи и внести в реестр информацию о проведении стимулирующей лотереи.
Решением от 25.01.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из того, что банк в силу законодательства о банковской деятельности не вправе выступать организатором стимулирующей лотереи.
ОАО "Инвестиционный Городской Банк" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что ни законодательством о банках и банковской деятельности, ни гражданским законодательством, ни законодательством о проведении лотереей не предусмотрено абсолютного запрета на проведение банками стимулирующих лотерей.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на то, что у налогового органа не было оснований для отказа в проведении лотереи в силу законодательства о лотереях, поскольку все необходимые документы были предоставлены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Считает, что основанием для отказа в проведении стимулирующей лотереи по спорному решению является то, что банк в силу законодательства о банковской деятельности не вправе вступать организатором стимулирующей лотереи.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что 09.10.2009 ОАО "Инвестиционный Городской Банк" было принято решение о проведении стимулирующей лотереи - «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!».
12.10.2009 Банком в адрес ФНС России было направлено уведомление о проведении указанной стимулирующей лотереи.
28.10.2009 заявителем было получено письмо ответчика от 19.10.2009 №2-06-17/00710@ «О запрете проведения стимулирующей лотереи» с указанием, что банк не вправе выступать организатором стимулирующей лотереи.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что банк в силу законодательства о банковской деятельности не вправе выступать организатором стимулирующей лотереи.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РФ 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях) разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Однако, в силу п. 8 этой же нормы установлено, что положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 7 указанного Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Банком полностью соблюден порядок направления в ФНС уведомления о проведении стимулирующей лотереи, предусмотренный Законом о лотереях.
Однако ФНС России оспариваемым письмом запретило Банку проводить стимулирующую лотерею на основании ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» и нормах ст. 834 ГК РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (в редакции, действовавшее на момент возникновения спорного правоотношения) кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Вместе с тем, сам факт привлечения кредитными организациями денежных средств граждан во вклады с розыгрышем призов не подпадает под действие установленного ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" запрета, (ч. 2 письма ЦБ РФ от 10.07.2003 № 105-Т).
Единственное ограничение на проведение банками стимулирующих лотерей, которое установлено ЦБ РФ, как органом, осуществляющим в силу Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банковское регулирование, это:
-запрет на привлечение во вклады денежные средства физических лиц на условиях выплаты вкладчикам дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме (ч. 2 письма ЦБ РФ от
10.07.2003 № 105-Т)
- включение условия о розыгрыше приза в договор банковского вклада (ч. 3 письма ЦБ РФ от 10.07.2003 № 105-Т).
В условия стимулирующей лотереи «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!» нет указания о том, что привлечение денежных средств во вклады обусловлено или каким-то иным образом поставлено в зависимость от участия вкладчиков в стимулирующей лотерее. Банком не проводится привлечение денежных средств во вклады с целью проведения лотереи - наоборот, Банком проводится лотерея с целью привлечения средств во вклады.
Участие вкладчика в стимулирующей лотерее, его выигрыш никак не влияют на получение вкладчиком дохода (процентов) по вкладу. Любой вкладчик, участвующий в лотерее (в том числе, и победители лотереи), получает доход в виде процентов по вкладу, а лица, являющиеся победителями лотереи (выигравшими участниками) - дополнительный доход в виде соответствующей части призового фонда лотереи.
Условие о розыгрыше соответствующей части призового фонда лотереи также не включено в условия договора банковского вклада.
Расходы Банка, связанные с проведением стимулирующей лотереи (в том числе - приобретением соответствующих частей призового фонда), осуществляются не за счет средств участников лотереи (в том числе - привлекаемых во вклады), а за счет собственных средств Банка.
Каких либо доказательств, подтверждающих обратное, то есть - подтверждающих, что Банк поводит лотерею «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!» среди вкладчиков с выплатой дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме, либо что Банк включает условия о розыгрыше приза в договор банковского вклада, в материалах дела не имеется.
В связи с этим, вопреки доводам суда первой инстанции, проведение Банком стимулирующей лотереи не является нарушением норм Федерального Закона от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», Гражданского Кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Не может быть принят во внимание вывод суда первой инстанции о том, что банки, в силу приведенного законодательства, не могут быть организаторами стимулирующей лотереи, поскольку ни законодательством о банках и банковской деятельности, ни гражданским законодательством, ни законодательством о проведении лотереей не предусмотрено абсолютного запрета на проведение банками стимулирующих лотерей.
Ссылка суда первой инстанции на положения письма ЦБ РФ от 10.07.2003 № 105-Т, неправомерна, поскольку в указанном письме ЦБ РФ рассматривает частные случаи, когда банки не могут проводить лотереи и которые в н7астоящем деле отсутствуют. В то же время, запретов на проведение банками лотереи на иных условиях, кроме рассмотренных в письме ЦБ РФ от 10.07.2003 № 105-Т, указанное письмо не содержит.
Кроме того, о правомерности проведения кредитными организациями стимулирующей лотереи, свидетельствует, в том числе Письмо Минфина РФ от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37, в котором рассматривается ситуация, связанная с проведением банка среди своих вкладчиков - физических лиц стимулирующей лотереи. Указанное письмо доведено до неопределенного круга лиц. В указанном письме Минфин РФ также разъясняет последствия проведения банком стимулирующей лотереи, и порядок исполнения обязанностей, возникающих у банка после проведения стимулирующей лотереи.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции, подлежит отмене, а апелляционная жалоба ОАО "Инвестиционный Городской Банк" удовлетворению в части признания незаконным действий и решения о запрете ФНС России о проведении стимулирующей лотереи «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!» изложенного в письме от 19.10.2009 № 2-6-17/00710@.
Относительно возможности устранения нарушенных прав и интересов заявителя путем удовлетворения его требования о возложении на ответчика обязанности внести всероссийскую стимулирующую лотерею «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!» проводимую с 02.11.2009 по 01.06.2010 в государственный реестр с присвоением лотерее государственного (регистрационного) номера, суд приходит к следующему выводу.
Действительно, в рамках настоящего дела признан незаконным запрет ФНС России о проведении стимулирующей лотереи «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!», изложенный в письме от 19.10.2009 № 2-6-17/00710@. Вместе с тем, срок проведения указанной лотереи определен Банком с 02.11.2009 по 01.06.2010. Следовательно, внесение сведений в апреле 2010 года о проведении лотереи с 02.11.2009 повлечет за собой внесение недостоверных сведений, что является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269, 270, 271 АПК РФ суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2010 по делу № А40-153453/09-147-1039 отменить.
Признать незаконным действия и решение ФНС о запрете ОАО "Инвестиционный Городской Банк" в проведении стимулирующей лотереи «Открой вклад и выиграй свое место под солнцем!», оформленные письмом от 19.10.2009 № 2-6-17/007106.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: С.Л.Захаров
Судьи: В.И. Попов
ФИО1