ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-7314/14 от 21.04.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-7314/2014-АК

г. Москва Дело № А40-167840/13

23 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,

судей: Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Дети» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2014 по делу № А40-167840/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (79-1120),

по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в СЗАО г.Москвы

к ЗАО «Дети»

о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя: Василевский Д.В. по доверенности от 09.01.2014;

от ответчика: Фролов И.А. по доверенности от 04.12.2013;

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в СЗАО г.Москвы (далее – административный орган) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ЗАО «Дети» (далее – общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.01.2014 заявленные административным органом требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей общества и административного органа, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.11.2013 в ходе проведения проверки административным органом при осмотре торгового зала установлено, что обществом производится реализация игрушек и товара для детей, не отвечающих требованиям Технических регламентов Таможенного союза, а именно ст. 3 п. 2, ст. 5 п. 5, ст. 6 п. 3, ст. 9 п.п. 1, 2, 3, 7, 8, ст. 13 п.п. 1-4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №797 и ст. 3 п.п. 2, 3, ст. 4 п.п. 4, 5, ст. 7 п.п. 1-4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798.

Указанные нарушения выразились в следующем:

1. Все мягконабивные игрушки не имеют индивидуальной или групповой упаковки;

2. Выявлены обезличенные игрушки и товары для детей без маркировки и товарных знаков: переноска из пластмассы с мягконабивной собачкой, пупсы из полимерного материала в ассортименте, носки детские размер 12, арт. RSA 1713-8, носки детские размер 11, арт.ФС102;

3. Прорезыватель-игрушка «Божья коровка на цветочке» торговой марки «Brignt Starts» (изготовитель: Питмонд Роуд Сьют 1800 Атланта Джорджия, сделано в Китае; импортер: ООО «Первые шаги», г. Москва, Семеновская площадь, д.7, кор. 1) - на маркировке отсутствует информация о составе материалов, из которых изготовлено изделие, не указана дата изготовления;

4. Игрушка-погремушка «Веселый утенок» торговой марки «Gulliver» (изготовитель: «Парадайз Тойз Лимитед», Шри-Ланка; импортер: ЗАО «Торговый дом «Гулливер и Ко», г.Москва, ул.Электрозаводская, д.29, стр.2) - на маркировке отсутствует информация о полном составе материалов, из которых изготовлен товар, дате изготовления, возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка;

5. Бутылочка для кормления из полипропилена с силиконовой соской торговой марки «NUK» - маркировка на русском языке не доступна для идентификации (заклеена штрих кодом);

6. Кукла «Принцесса-балерина» торговой марки «Mattel» (изготовитель: «Mattel inc», США, сделано в Китае; поставщик: ООО «Юнитойс-МСК», Москва, ул.Мневники, д.7, кор.2) - на маркировке отсутствует информация о дате изготовления, возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка;

7. Кукла Барби «Сияние моды» торговой марки «Mattel» (изготовитель «Маттел Европа», Нидерланды, сделано в Индонезии; импортер: ООО «Маттел» Москва, Варшавское шоссе, д.9, стр. 16) - на маркировке отсутствует информация о составе материалов, из которых изготовлен товар, возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления июль 2013г.);

8. Комбинезон с маркировкой «Reike» размер 62-40 3 месяца (изготовитель: ЗАО «Спецобслуживание», г. Санкт-Петербург, Комендатский проезд, д. 17, лит. А, пом. ЗН) - в состав входят не натуральные материалы (100% полиэстер), отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

9. Конверт для девочки размер 62-40 3 месяца (изготовитель: «Вужонг Дистрикт», Сужоу, Китай; поставщик: ООО «Голден бэби» Россия, г. Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.23, лит.А, пом.Ш) - в состав входят не натуральные материалы (100% полиэстер), отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

10. Ползунки для новорожденных артикул 0805ZS размер 56-40 (20) (изготовитель: Польша, Мацей Оперлейн, ул. Добжиньска, д.73; импортер: ООО «Голден бэби» Россия, Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.23, лит.А, пом.Ш) - соединительные швы с обметыванием срезов выполнены на изнаночную сторону, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

11. Рубашечка для новорожденного с торговой маркой «Ева» (изготовитель: Польша, «Заклад Конфекцйны, Клепач Ева», 26-600 Радом, ул.Матейки, д.56/1; импортер: ООО «Голден бэби» Россия, Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.23, лит.А, пом.Ш) - соединительные швы с обметыванием срезов выполнены на изнаночную сторону, на маркировке отсутствует информация об обязательной предварительной стирке изделия, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

12. Колготки детские размер 12 торговой марки «Носик» артикул 7С9 - на маркировке отсутствует информация об изготовителе, поставщике продукции, об обязательной предварительной стирке изделия;

13. Пинетки вязанные размер 0-4 месяца (изготовитель: Китай; поставщик: ООО «Объединенная текстильная компания», Россия, Московская область, г.Клиновск, ул.Ленина, д.1) - в состав входят не только натуральные материалы (20% шерсть, 80% ПЭ), на маркировке отсутствует информация об обязательной предварительной стирке изделия, дате изготовления;

14. Комбинезон детский размер 68-44 6 месяцев артикул HL7392A/4 (изготовитель: КНР; импортер: ООО «Голден бэби» Россия, Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.23, лит.А, пом.Ш) - в состав входят не натуральные материалы (100% полиэстер), отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

15. Носки торговой марки «Linas bebi» артикул ДС4051-3 размер 13 (изготовитель ООО «Орудьевский Трикотаж», Московская область, Дмитровский район, г. Орудьево, ул. Центральная, д.60; поставщик: ООО «МОДНЫЙ СТИЛЬ» на маркировке отсутствует информация об обязательной предварительной стирке изделия, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления июль 2013г.);

16. Туфли пляжные размер 21 (изготовитель: ООО ПКФ «Дюна-АСТ», г. Астрахань, ул.Советской Гвардии, д. 5) - на маркировке отсутствует информация о составе материала, из которого изготовлено изделие, не указана дата изготовления;

17. Туфли комнатные для мальчика размер 22 артикул HT00073S (изготовитель: «Суянг джида обувная фабрика», Ренмилу №145 Суянг город Джинсу провинция Китай; импортер: ООО «Голден бэби» Россия, г. Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.23, лит.А, пом.Ш) - имеется открытая пяточная часть, что не допускается в обуви для детей в возрасте до 3-х лет, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза (дата изготовления 2013г.);

18. Детский карнавальный костюм «Зайчик серый» комплект маска-шапочка, жилетка, шорты (производство: Беларусь) - на упаковке отсутствует маркировка с полной информацией об изготовителе, поставщике, о составе материала, из которого изготовлен костюм, дате изготовления изделия.

В соответствии с п.1 ст.36 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращения на единой таможенной территории Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №797 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).

Область применения указанного технического регламента распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения, в том числе на изделия для ухода за детьми и одежду, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия (ч.1 ст.1 ТР ТС 007/2011).

В соответствии с ч.2 ст.1 ТР ТС 007/2011 технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.

В соответствии с ч.2 ст.3 ТР ТС 007/2011 продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Согласно ч.5 ст.5 ТР ТС 007/2011 изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны быть изготовлены из натуральных материалов, за исключением наполнителей. Соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону.

В соответствии с ч.3 ст.6 ТР ТС 007/2011 в обуви не допускается открытая пяточная часть для детей в возрасте до 3 лет.

В соответствии со ст.9 ТР ТС 007/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка продукции должна содержать информацию, в том числе о дате изготовления, наименование страны, где изготовлена продукция, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора, а также единый знак обращения на рынке.

Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Маркировка сосок молочных и сосок-пустышек должна наноситься на закрытую упаковку и содержать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием.

Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием:

вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный);

размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции;

символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей до 1 года необходимо сопровождать информацией "Предварительная стирка обязательна".

Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).

Область применения указанного технического регламента распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.

Согласно ст.4 ТР ТС 008/2011 игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска.

Игрушка должна иметь индивидуальную и (или) групповую упаковку.

Маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.

Маркировка игрушки должна содержать информацию, в том числе, о наименовании игрушки, дате изготовления (месяц, год), минимальном возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка, наименовании страны, где изготовлена игрушка.

Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

В соответствии со ст.7 ТР ТС 008/2011 игрушки, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшие подтверждение соответствия согласно статье настоящего технического регламента Таможенного союза, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

По факту выявленных нарушений административным органом 22.11.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

Диспозицией указанной нормы права является нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Факт допущенных нарушений (в смысле ч.1 ст.14.43 КоАП РФ) подтвержден материалами дела, проверен судом первой инстанции и обоснованно признан доказанным.

Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с учетом положения ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, является правильным.

Апелляционный суд отклоняет довод общества о нарушении административным органом при проведении плановой проверки требований ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании следующего.

В соответствии с ч.12 ст.9 Закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как следует из материалов дела, распоряжением административного органа от 23.10.2013 №01-0236 на период с 30.10.2013 по 27.11.2013 назначено проведение плановой проверки в отношении общества (т.1 л.д.11-13).

Указанное распоряжение получено обществом 23.10.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на распоряжении (т.1 л.д.13).

Кроме того, факт уведомления общества о начале проведения плановой проверки подтверждается тем, что при проведении проверки присутствовал представитель общества Фролов И.А., действующий на основании доверенности от 07.11.2013.

Данный факт обществом не оспаривается.

Кроме того, как указывает само общество в тексте апелляционной жалобы, указанное распоряжение административного органа получено обществом 30.10.2013.

Однако, даже при таких обстоятельствах, общество не может считаться неизвещенным административным органом о проведении проверки.

Как указано выше, период проведения проверки определен административным органом с 30.10.2013 по 27.11.2013.

В соответствии с материалами административного дела, 30.10.2013 административным органом в адрес общества направлено требование о предоставлении необходимой информации.

Фактически проверка проведена административным органом - 22.11.2013.

Таким образом, общество было извещено административным органом о проведении плановой проверки, нарушений действующего законодательства при проведении административным органом плановой проверки судом не установлено.

Довод о том, что обществу вменяется нарушение регламента, действие которого не распространяется на реализуемый товар, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.

Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленного довода общество указывает, что в соответствии с пунктами 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №№797, 798 до 15.02.2014 допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Между тем, обществом не представлено суду доказательств того, что на реализуемую обществом продукцию не распространяется действия технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011).

Наличие документов об оценке (подтверждении) соответствия указанным обязательным требованиям на реализуемую обществом продукцию, выданных или принятых до дня вступления в силу технических регламентов, обществом также суду не представлено.

Как следует из текста распоряжения административного органа о проведении проверки от 23.10.2013 №01-0236, обществу было предложено представить документы, содержащие сведения о реализуемых товарах.

Между тем, в ходе проведения плановой проверки указанные документы не были представлены административному органу.

Таким образом, в совокупности собранными по делу доказательствами, административным органом доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.

Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.01.2014 по делу № А40-167840/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий судья: Д.Е. Лепихин

Судьи: Л.Г. Яковлева

Ж.В. Поташова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.