Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д
115998, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва№ 09АП – 8324/2006-ГК
"07" августа 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.06г.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.06г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крыловой А.Н.
судей Сумароковой Т.Я., Корякина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Катковой К.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по культуре и кинематографии на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.06 г. по делу № А40-74443/05-19-476, принятое судьей Ильиной Л.В.
по иску Федерального агентства по культуре и кинематографии
к ответчику ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский»
3-и лица: ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1»; Департамент имущества г. Москвы; ЗАО ТПА «ЛАД»
о признании недействительным Устава ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» и признании недействительной государственной регистрации этого общества и его ликвидации
с участием:
от истца: ФИО2 по дов. от 29.03.06г.
от ответчика: генеральный директор ФИО3 протокол от 16.03.01г. №17/15
от третьего лица ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1»: ФИО4 по дов. от 01.02.06г. №14
от третьего лица Департамент имущества г. Москвы: ФИО5 по дов. от 09.12.05г. №Д-05/2160
от третьего лица ЗАО ТПА «ЛАД»: в судебное заседание не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по культуре и кинематографии обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1» и ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» о признании недействительным устава ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский», зарегистрированного Государственным учреждением Московская регистрационная палата 13.03.95г. за №36310, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 01.08.02г. за основным государственным регистрационным номером 1027700087392; о признании недействительной регистрации ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» и ликвидации ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский».
До вынесения судом решения истец подал заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит признать недействительными учредительные документы -заявку на регистрацию, протокол учредительного собрания, все имеющиеся редакции устава ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский», зарегистрированного Государственным учреждением Московская регистрационная палата 13.03.95г. за №36310, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 01.08.02г. за основным государственным регистрационным номером 1027700087392.
Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено определением арбитражного суда первой инстанции в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Истцом заявлено ходатайство об отказе от исковых требований к Федеральному государственному учреждению культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1» и от требований об обязании акционеров ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» осуществить процедуру ликвидации общества. Ходатайство истца об отказе от исковых требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о чем Арбитражным судом г. Москвы вынесено определение от 05.04.06г.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.06г. по делу № А40-74443/05-19-476 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены - ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1», Департамент имущества г. Москвы, ЗАО ТПА «ЛАД».
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.06 г. по делу № А40-6030/06-133-58 в удовлетворении исковых требований Федерального агентства по культуре и кинематографии отказано.
Не согласившись с принятым решением, Федеральное агентство по культуре и кинематографии подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.06 г. и удовлетворить исковые требования.
В обоснование своих требований заявитель апелляционной жалобы утверждает о необоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что истец не доказал своего права на предъявление данного иска. Согласно п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ №291 от 17.06.04г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет полномочия собственника - Российской Федерации в отношении имущества государственных учреждений культуры, следовательно, агентство имеет право на обращение в суд в защиту интересов собственника.
Заявитель считает, что Распоряжение Президента Российской Федерации №48-РП от 19.01.93г. «О создании культурно-исторического комплекса «Славянский» установило лишь общие рамки создания комплекса, но не являлось волеизъявлением собственника на участие театра и третьих лиц в ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский». В связи с этим заявитель полагает, что в данном случае имеет место нарушение прав и законных интересов Российской Федерации, выражающееся в несанкционированном участии федерального государственного учреждения культуры в хозяйственном обществе.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица (ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1») в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица (Департамента имущества г. Москвы) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица (ЗАО ТПА «ЛАД») в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей истца, ответчика и третьих лиц, проверив все доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» было создано в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 19.01.93г. №48-РП «О создании культурно-исторического комплекса «Славянский» в целях осуществления государственной поддержки культуры и искусства, создания благоприятных условий для развития русского национального музыкального театрального искусства, сохранения и восстановления культурных и архитектурно-исторических традиций Москвы.
Во исполнение Распоряжения Президента Российской Федерации от 19.01.93г. №48-РП было издано Постановление Правительства г. Москвы №543 от 05.07.94г. «О создании культурно-исторического комплекса «Славянский», которым было принято решениео создании акционерного общества «Славянский» для проведения реконструкции и реставрации строений 1-3 дома №17 по Никольской улице с целью создания культурно-исторического комплекса «Славянский».
В исковом заявлении истец ссылается на то, что при создании ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» были нарушены положения ч.4 ст. 66 ГК РФ, регулирующие порядок участия учреждений в хозяйственных обществах. Однако, данные доводы являются необоснованными, поскольку никаких доказательств, подтверждающих это основание исковых требований, истцом не представлено. Акционерное общество создано в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 19.01.93г. №48-РП, пунктом 1 которого установлено, что по предложению Министерства культуры РФ осуществляется создание культурно-исторического комплекса «Славянский» с участием Московского камерного музыкального театра, при этом определена цель создания организации и состав участников.
Действовавшим в период создания ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» Положением о Государственном комитете РСФСР по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 21.01.91г. №35, на Госкомимущество РСФСР возлагались правомочия по распоряжению и управлению государственным имуществом только по отношению к предприятиям, относящимся к федеральной форме собственности.
Из изложенного следует, что Распоряжение Президента РФ от 19.01.93г. №48-РП является правомочным волеизъявлением собственника - Российской Федерации на участие ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1» в создании ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский».
Впоследствии собственник - Российская Федерация в лице полномочного органа по управлению государственным имуществом – Министерства имущественных отношений РФ, а также Министерство культуры РФ одобрили факт участия театра в создании и деятельности ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский», что подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской указанных министерств и ФГУ культуры «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством ФИО1» об участии театра в реконструкции и ремонте Культурно-исторического комплекса «Славянский» в качестве акционера общества.
Доводы Федерального агентства по культуре и кинематографии о том, что сделка по созданию акционерного общества путем утверждения и подписания учредителями его учредительного документа - устава, подписанного от имени театра директором ФИО6, в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной, в связи с тем, что в нарушение ст. 66 ГК РФ не было получено согласие собственника имущества государственного учреждения, несостоятельны, поскольку в данной статье отсутствует указание на то, в какой форме должно быть дано разрешение собственника на участие в учреждении хозяйственно-
го общества. Арбитражным судом первой инстанции также правильно указано, что утверждение общим собранием акционеров устава акционерного общества не является гражданско-правовой сделкой в смысле ст. 153 ГК РФ и не может оспариваться как сделка.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушений законодательства Российской Федерации при создании ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» допущено не было, т.к. именно Распоряжение Президента РФ от 19.01.93г. №48-РП явилось разрешением собственника на участие театра в хозяйственном обществе.
Арбитражный апелляционный суд также принимает во внимание, что в исковых требованиях о признании недействительным в полном объеме устава акционерного общества «КИК «Славянский» отсутствуют доводы о каких-либо нарушениях законодательства, прав и законных интересов истца или государственных интересов другими учредителями акционерного общества, доля которых в уставном капитале акционерного общества в семь раз превышала необходимый минимальный размер уставного капитала, поэтому требование о признании недействительным устава акционерного общества нарушает законные права других акционеров и самого акционерного общества.
При проверке обоснованности исковых требований о признании недействительными как учредительных документов заявки на регистрацию и протокола учредительного собрания ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский», арбитражный апелляционный суд учитывает, что такие требования не предусмотрены ст. 12 ГК РФ как способ защиты гражданских прав. Ссылка истца в обоснование иска на п. 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 25.12.90г. №601 «Об утверждении положения об акционерных обществах», несостоятельна, поскольку на момент создания ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» (зарегистрированного Государственным учреждением Московская регистрационная палата 13.03.95г. за №36310, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 01.08.02г. за основным государственным регистрационным номером 1027700087392) требования этого пункта не действовали, порядок создания акционерных обществ регулировался частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а в соответствии с п.З ст. 98 ГК РФ, единственным учредительным документом общества является его устав.
Арбитражный апелляционный суд принимает также во внимание, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его право на иск о признании недействительными учредительных документов ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский», с учетом требований п.1 ст. 125 ГК РФ, согласно которым от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.13 Указа Президента РФ №314 от 09.03.04г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» вновь образованному Федеральному агентству по культуре и кинематографии переданы функции по управлению имуществом в сфере культуры и кинематографии упраздняемого Министерства культуры Российской Федерации, которые согласно Положению о Министерстве культуры РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.97г. (в редакции от 19.11.03), а также согласно Положению о Федеральном агентстве по культуры и кинематографии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.04г. № 291, не предоставляют истцу право на предъявление иска о признании недействительными учредительных документов ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский».
Действующим законодательством полномочием по обращению в суд в защиту имущественных интересов Российской Федерации наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Так, согласно п. 6.9 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ №691 от 27.11.04г. агентство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Арбитражный апелляционный суд также принимает во внимание, что истец не представил обоснование, каким образом может защитить интересы Российской Федерации признание недействительными учредительных документов организации, создание которой с участием Московского государственного академического Камерного музыкального театра осуществлено в соответствии с Распоряжением Президента РФ в целях государственной поддержки культуры и искусства.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 11 ГК РФ арбитражный суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Таким образом, истец не доказал и не обосновал свое право на обращение в арбитражный суд с иском в защиту интересов собственника государственного имущества - Российской Федерации, а также не доказал, что при создании ОАО «Культурно-исторический комплекс «Славянский» было допущено нарушение законодательства, прав и законных интересов Российской Федерации либо истца, что предъявление данного иска приведет к защите прав и интересов Российской Федерации, в связи с чем данные исковые требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу Федерального агентства по культуре и кинематографии необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Федеральное агентство по культуре и кинематографии освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, п.1 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.06 г. по делу № А40-74443/05-19-476 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по культуре и кинематографии - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
судья А.Н. Крылова
Судьи Т.Я. Сумарокова
Д.В. Корякин