ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-8364/2016 от 29.03.2016 Девятого арбитражного апелляционного суда

  ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

      № АП-8364/2016

город Москва

01.04.2016

дело № А40-189778/15

резолютивная часть постановления оглашена 29.03.2016

постановление изготовлено в полном объеме  01.04.2016

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Российского научного фонда

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 

по делу № А40-189778/15 , принятое судьей Папелишвили Г.Н.

по заявлению Российского научного фонда (109992, Москва, ГСП-2, улица Солянка, дом 14, строение 3)

к Росфиннадзору (125993, Москва, Миусская площадь, дом 3, строение 1)

о признании незаконным и отмене постановления;

при участии:

от заявителя - Лисина О.В. по доверенности от 21.08.2015 № 12;

от заинтересованного лица – Жалнина Е.Е. по доверенности от 19.05.2015 № АС-08-30/3015, Жаворонкова Т.А. по доверенности от 25.09.2015 № АМ-08-30/5966;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 в удовлетворении заявления Российского научного фонда о признании незаконным и отмене постановления Росфиннадзора от 16.09.2015 №14-2015/499 о назначении административного наказания, отказано.

Российский научный фонд не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.

            Представители Российского научного фонда и Росфиннадзора в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.

            Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в период с 25.05.2015 по 22.06.2015 в Российском научном фонде проведена выездная плановая проверка использования в 2013-2014 средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации.

В ходе проверки установлено нарушение, выразившееся в нецелевом расходовании  средств федерального бюджета (субсидии) по статье «расходы на медицинскую помощь» Финансового плана Фонда на 2014 в размере 240.000 руб. на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда наемных работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16.09.2015 административным органом вынесено постановление № 14-2015/499, о привлечении Фонда к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 5 % суммы средств, использованных не по целевому назначению, что составляет 12.000 руб.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 62 БК РФ).

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. При предоставлении указанных субсидий осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателям субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным и неотъемлемым условием.

Порядок предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации Фонду регламентирован Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1170.

Пунктом 2 Правил № 1170 установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации.

Федеральным законом № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016» для Министерства образования и науки Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на выделение субсидии Фонду в виде имущественного взноса Российской Федерации в размере 11.396.827, 2 руб.

Пунктом 3 Правил № 1170 установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с заключенным между Министерством и Фондом соглашением о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются, в том числе целевое назначение и размер субсидии; сроки и условия предоставления субсидии, а также обязательство фонда обеспечить целевое использование средств, полученных в результате предоставления субсидии, в соответствии с настоящими Правилами и соглашением.

В соответствии с Соглашением от 29.01.2014 № СОГ-1/14, заключенным между Министерством и Фондом, размер предусмотренной Фонду субсидии из федерального бюджета в 2014 году составляет 11.396.827, 2 руб.

Из материалов дела следует, что предметом Соглашения является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2014 из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на формирование имущества Фонда на условии целевого использования (п. 1.1 Соглашения).

Пунктом 2.3.1 Соглашения предусмотрено обязательство Фонда по обеспечению целевого использования субсидии, в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения требований Правил предоставления субсидии и условий настоящего Соглашения, субсидия возвращается в федеральный бюджет в объеме, равном сумме денежных средств, использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением требований Правил предоставления субсидии и условий настоящего Соглашения         (п. п. 2.1.2, 2.3.4 Соглашения).

Средства субсидии поступили на расчетный счет Фонда 06.02.2014.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество фонда формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда и использования его имущества, а также за счёт добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом Фонд использует свое имущество исключительно для достижения цели деятельности, определенной положениями Федерального закона        № 291-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 291-ФЗ целью деятельности Фонда является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковый научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 291-ФЗ для достижения цели своей деятельности Фонд осуществляет основные функции: проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по инициативе научных коллективов, отдельных научных и научно-педагогических работников, в том числе молодых ученых, а также научных организаций и образовательных организаций высшего образования; развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях укрепления кадрового потенциала науки, проведения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции; создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр, соответствующих мировому уровню, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований;  развитие международного научного и научно-технического сотрудничества;  осуществляет финансирование прошедших конкурсный отбор программ и проектов;  участвует в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования; участвует в подготовке предложений по формированию государственной научно-технической политики и развитию высшего образования; распространяет информацию о программах и проектах; организует и проводит конференции, семинары, «круглые столы» и другие научные мероприятия по вопросам деятельности Фонда; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации международное научное и научно-техническое сотрудничество; осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации.

Таким образом, деятельность Фонда направлена на поддержку и развитие научных исследований, на повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования, развитие международного научного и научно- технического сотрудничества, а также иную деятельность неразрывно связанную с наукой и образованием.

Из материалов дела следует, что в 2014 Фондом с ОАО «Медицина» заключен договор от 31.03.2014 № 682-мп-2014.

Предметом договора является оказание скорой, амбулаторно-поликлинической, стоматологической медицинской помощи, помощи на дому сотрудникам Фонда и членам их семей.

К указанному договору в течение 2014 заключено 5 дополнительных соглашений (от 24.04.2014 № 1, от 04.06.2014 № 2, от 01.07.2014 № 3, от 25.09.2014      № 4, от 26.11.2014 № 5), содержанием которых является прикрепление новых клиентов.

Согласно спискам клиентов, являющимся приложением к представленному договору и дополнительным соглашениям к нему, в 2014 году обслуживался 41 клиент из числа работников Фонда и членов их семей.

Договор действует до 02.04.2015 (п. 4.1 договора).

Согласно данным бухгалтерского учета и первичным документам (выписке из лицевого счета № 40503.810.2.00260000003 за 27.06.2014 в ОАО Банк ВТБ Москва) Фондом платежным поручением от 27.06.2014 № 588 перечислены ОАО «Медицина» средства субсидии из федерального бюджета в сумме 240.000 руб. в качестве аванса за предоставление услуг по медицинскому обслуживанию.

Вместе с тем в соответствии с п. 1.1 и 2.3.1 Соглашения, ст. 6 Закона № 291-ФЗ субсидия предоставляется Фонду на формирование его имущества на условии целевого использования, и должна быть использована исключительно для достижения цели его деятельности.

Оказание медицинской помощи и оплата таких услуг, в том числе стоматологических, не является целью деятельности Фонда, в связи с чем, средства субсидии из федерального бюджета, имеющие целевое значение, не могут быть направлены на оплату указанных услуг.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства Российской Федерации.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, административным органом правомерно с соблюдением сроков давности, Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа.

Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

     П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015  по делу № А40-189778/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья                                                                                               Маркова Т.Т.