ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-9152/2014
г. Москва Дело № А40-181138/13
10 апреля 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Егуновым О.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2014
по делу № А40-181138/2013, принятое судьей Кастальской М.Н. (153-1689),
по заявлению ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина (129110, г. Москва, пр-т Мира, д. 41, стр. 2),
к старшему государственному инспектору отдела Надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федеральной службы по ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
об оспаривании постановления от 02.12.2013 № 0041/287/0593, признании незаконным и отмене предписания б/н, № 0041/287/0593.
при участии:
от заявителя: | Самарханова Н.А. по доверенности №18-13/30 от 09.01.2014; |
от ответчика: | Коротков А.В. по доверенности №39 от 10.01.2014; |
У С Т А Н О В И Л:
ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 02.12.2013 № 0041/287/0593, вынесенное в отношении ГУП «Московский метрополитен», старшим государственным инспектором отдела Надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее-ответчик) Коротковым Александром Владимировичем в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей; предписания без даты, № 0041/287/0593, вынесенное в отношении ГУП «Московский метрополитен», старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Коротковым Александром Владимировичем.
Решением суда от 17.02.2014 в удовлетворении заявленных требований – отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил письменные пояснения на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, С 05.11.2013 по 02.12.2013 на основании Распоряжения начальника УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 24.10.2013 № АМ1.6-736-р (уфс) была проведена выездная плановая проверка по надзору за исполнением законодательства о транспортной безопасности, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ГУП «Московский метрополитен».
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлено, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Исходя из вышеизложенного, следует, что все требования Приказа, соответствующие уровню безопасности № 1, обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Кроме этого в требованиях по обеспечению транспортной безопасности вместе с пунктами, исполнение которых предусматривает наличие категории, существуют пункты, исполнение которых не требует присвоения объекту транспортной инфраструктуры категории. Все нарушения отображены в акте от 02.12.2013. Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнением правил и норм законодательства о транспортной безопасности и законодательства, направленного на противодействие терроризму и защиту объектов жизнедеятельности от угрозы терроризма, ставит под угрозу жизнь, здоровье пассажиров, а также увеличивает риск совершения террористического акта на вышеуказанных объектах транспортной инфраструктуры, т.е.нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в данном случае.
Согласно статьи 28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не нарушены. При составлении протокола об административном правонарушении были соблюдены все права лица, представляющего интересы ГУП «Московский метрополитен». Копия протокола была вручена лично в руки представителю ГУП «Московский метрополитен» по доверенности Боброву С.А..
Согласно статьи 23.36 КоАП РФ органы осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью1 статьи 11.15.1 в п.2 прописано: иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере транспорта (государственные транспортные инспектора).
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении было отправлено факсом 29.11.2013 в 14 час. 08 мин. и в 14 час. 13 мин., а также определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок отправлено 29.11.2013 в 14 час. 37 мин., как следует из материалов дела.
Постановление было рассмотрено с представителем ГУП «Московский метрополитен» по доверенности Бобровым С.А. 02.12.2013, а вынесено и подписано Бобровым С.А. 04.12.2013, как следует из материалов дела.
Форма бланка предписания не предусматривает дату вынесения предписания. Представитель ГУП «Московский метрополитен» по доверенности Бобров С.А. не в акте, предписании, протоколе и постановлении нигде нет записи о несогласии с данными документами.
В нарушение требования пункта 6.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитена, утвержденных приказом Минтранса России от 29.04.2011 №130 (далее-Требования) отсутствие утвержденного порядка взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие (станций: «Киевская, Курская, Комсомольская, Павелецкая). Так как эти указанные станции связаны с железнодорожными вокзалами и непосредственно соединены между собой одним переходом.
В нарушение пункта 6.5.9 Требований отсутствует порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ. После утверждения агентством оценки уязвимости планы обеспечения по транспортной безопасности разрабатывают субъекты транспортной инфраструктуры. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.5.10 Требований отсутствует порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого расположены ОТИ, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.5.6 Требований отсутствие Положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.19 Требований отсутствие отдельных помещений или выделенных участков помещений, оборудованных согласно плану ТБ, для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте. В нарушении пункта 6.19 субъекту ГУП «Московский метрополитен» вменяется отсутствие отдельных помещений или выделенных участков помещений, а затем только потом оборудованных согласно плану ТБ.
В нарушение пункта 6.5.3 Требований не соответствует номенклатура (перечень) должностей работников, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.5.12 Требований отсутствие порядка функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.37 Требований не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 6.5.7 Требований отсутствие порядка выявления и распознавания на ОТИ предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.5.4 Требований не соответствует номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости. Согласно п. 3,4 приказа Минтранса России от 06.09.2010 №194 существует «Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».
В нарушение пункта 6.5.5 Требований не соответствует номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ. Приложения к плану является отдельным документом и разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от оценки уязвимости.
В нарушение пункта 6.10 Требований отсутствие специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ. Существуют центры подготовки и программы определенным законодательством Российской Федерации.
В нарушение пункта 6.12 Требований отсутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:
- 6.12.1. Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
- 6.12.2. Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным документам.
- 6.12.3. Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
- 6.12.4. Совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ;
В нарушение пункта 6.17 Требований отсутствие ограничения доступа к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ;
В нарушение пункта 6.24 Требований отсутствие установленного в целях обеспечения транспортной безопасности:
-6.24.1. Конфигурацию и границы зоны территории каждого ОТИ, доступ в которую физических лиц не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ), при ее наличии.
- 6.24.3. Конфигурацию и границы участка (участков) зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материально-технических объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), при его (их) наличии.
- 6.24.4. Конфигурацию и границы участка (участков) зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материально-технических объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности). Эти нарушения не связаны с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 6.31 Требований отсутствие воспрепятствования проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) и/или преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБю.
В нарушение пункта 6.32 Требований отсутствуют установленные и единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц и/или перемещения материально-технических объектов в перевозочный (за исключением пассажиров, их личных вещей и багажа) и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, и/или на критические элементы ОТИ, а также установить правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком.
В нарушение пункта 6.32.23 Требований отсутствие согласования пропусков с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального округа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ. Представленные пропуска не соответствуют приказу Минтранса России от 29.04.2011 №130.
В нарушение требования пункта 6.32.20 Требований отсутствуют пропуска установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ на видном месте поверх одежды. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ;
Так как станциям ГУП «Московский метрополитен» присвоена первая категория, являющимися особо опасными объектами согласно приказа Минтранса России от 29.04.2011 №130 в пункте 7 субъект транспортной инфраструктуры метрополитена на ОТИ 1 и 2 дополнительно к требованиям пункта 6 обязан:
В нарушение пункта 7.1 Требований отсутствует воспрепятствование проникновения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителей, в том числе оснащенных специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.2 Требований отсутствует воспрепятствование проникновению нарушителя, не оснащенного специальными техническими средствами, в технологический сектор зоны транспортной безопасности. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.3.1 Требований отсутствует идентификация физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через КПП на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.3.2 Требований отсутствует обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время (далее - видеораспознавание) в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.3.4 Требований отсутствует обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (далее - видеомониторинг) по периметру зоны транспортной безопасности и в зоне свободного доступа ОТИ. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.3.6 Требований отсутствует хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 7.3.10 Требований отсутствует принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ. Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В нарушение пункта 6.6 Требований отсутствует проведение оценки уязвимости ОТИ и утвержденные в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств о присвоенной категории ОТИ (по 132 ОТИ). Это нарушение не связано с планом обеспечения ТБ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, установлено, что ГУП «Московский метрополитен» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2014 по делу № А40-181138/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья: Л.Г. Яковлева
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.