ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
26 декабря 2012 года
Дело № А41-45634/11
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, свидетельство от 06.02.2007, ФИО3, доверенность от 04.12.2012 № 62-12,
от заинтересованных лиц:
от администрации Щелковского муниципального района – ФИО4, доверенность
от 26.12.2011 № 4-юр,
от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области – ФИО5, доверенность от 28.02.2012
№ 50/2012-13, ФИО6, доверенность от 28.02.2012 №20/2012-10,
от третьего лица: ФИО7, доверенность от 18.01.2012, ФИО8, доверенность от 04.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «НИКОгаз» (ИНН: <***>), индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Московской области
от 04.10.2012 по делу № А41-45634/11, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к администрации Щелковского муниципального района, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области, при участи в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью «НИКОгаз», об оспаривании действий, постановлений, решений и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО2) обратилась в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к администрации Щелковского муниципального района (далее – администрация), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области (далее – кадастровая палата), в котором просит:
- признать незаконными действия администрации Щелковского района, выразившиеся в утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания и газопровода высокого давления, для последующего строительства офисного здания и газопровода высокого давления, в первом поясе (строгого режима) зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в деревне Богослово Щелковского района Московской области, ввиду отсутствия заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 (Выбор земельных участков для строительства) Земельного кодекса Российской Федерации;
- признать действия администрации Щелковского района не соответствующими подпункту 8 пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7, статье 27, статье 30, статье 33,
статье 36, статье 37 и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия документов зонирования территории деревни Богослово, в границах которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030201:503, и ввиду отсутствия и/или несоответствия иных документов федеральному законодательству;
- признать действия администрации Щелковского района не соответствующими статье 11.2 (Образование земельных участков) Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания и газопровода высокого давления, для последующего строительства офисного здания и газопровода высокого давления, в первом поясе (строгого режима) зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в деревне Богослово Щелковского района Московской области, ввиду того, что образование земельного участка площадью 2681 кв.метров +-18кв.метров для последующего строительства офисного здания и газопровода высокого давления осуществлено при отсутствии письменного согласия ФИО2 как землепользователя части указанного земельного участка, в пределах которого расположена часть сооружения: трубопровод стальной (водопроводные сети), протяженностью 25,22 метра и водопроводный колодец ВК-19/1, принадлежащего ФИО2 на праве собственности;
- признать постановление администрации Щелковского района «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово» от 08.06.2011 № 989, не соответствующим статье 16 АПК РФ, так как оно принято в нарушение судебных актов, вступивших в законную силу, являющихся обязательными для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц, и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации, а именно: постановления ФАСМО от 15.12.2009 по делу № А41-15366/09 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41-39956/10
от 05.09.2011, в которых прямо указано, что «В пределах зоны санитарной охраны нельзя производить никакие работы и использовать ее для личных нужд (пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02)»;
- признать незаконным и отменить постановление администрации Щелковского района «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово»
от 08.06.2011 № 989, которым нарушены права и законные интересы ФИО2 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- признать действия Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не соответствующими пункту 70 Приказа от 04.02.2010 № 42 Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования образуемого земельного участка: под офисное здание, в виду того, что вид разрешенного использования образованного земельного участка площадью 2681 кв.метров
+- 18 кв.метров, под офисное здание, расположенное в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово – не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка: под стальным трубопроводом (водопроводные сети);
- признать действия Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не соответствующими пункту 2.2.4 Приказа № 39 от 15.02.2007 Министерства экономических отношений Российской Федерации, выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2681 кв.метров +-18 кв.метров с кадастровым номером 50:14:0030201:503, под офисное здание, расположенного в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово, виду того, что земельные участки каждой группы не должны пересекаться (земельный участок должен быть отнесен только к одной группе), должны быть однородными с точки зрения значений и (или) диапазонов значений факторов стоимости и полностью покрывать данный вид разрешенного использования земель;
- признать действия Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не соответствующими статье 11.2 (Образование земельных участков) Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2681 кв.метров +- 18кв.метров с кадастровым номером 50:14:0030201:503, под офисное здание, расположенного в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово, при отсутствии письменного согласия ФИО2, как землепользователя части указанного земельного участка, в пределах которого расположена часть сооружения: трубопровод стальной (водопроводные сети), протяженностью 25,22 метра и водопроводный колодец ВК-19/1, принадлежащего ФИО2 на праве собственности;
- признать решение Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 17.08.2011
№ МО-11/РКФ/1-259221 о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2681 кв.метров +-18 кв.метров, под офисное здание, расположенного в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово, не соответствующим статье 16 АПК РФ, так как оно принято в нарушение судебных актов, вступивших в законную силу, являющихся обязательными для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц, и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации, а именно: постановления ФАСМО от 15.12.2009 по делу
№ А41-15366/09 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41-39956/10 от 05.09.2011, в которых прямо указано, что «В пределах зоны санитарной охраны нельзя производить никакие работы и использовать ее для личных нужд (пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02)»;
- признать действия Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не соответствующими подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7, статье 27,
статье 30, статье 33, статье 36, статье 37 и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия документов зонирования территории деревни Богослово, в границах которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030201:503 и ввиду отсутствия и/или несоответствия иных документов федеральному законодательству;
- признать незаконным и отменить решение Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области № МО-11/РКФ/1-259221 от 17.08.2011 о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2681 кв.метров +-18 кв.метров, под офисное здание, расположенного в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово, которым нарушены права и законные интересы ФИО2 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в течение пяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2681 кв.метров +-18 кв.метров, с кадастровым номером 50:14:0030201:503.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью «НИКОгаз» (далее – ООО «НИКОгаз», общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным постановления Администрации Щелковского муниципального района от 08.06.2011 № 989
«Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово».
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части, ИП ФИО2 и общество обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемых частях проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – сооружения: трубопровод стальной (водопроводные сети), назначение: трубопровод стальной (водопроводные сети), водопровод питьевого назначения, протяженностью 325 метров, и трубопровод стальной (водопроводные сети), назначение трубопровод стальной (водопроводные сети) водопровод питьевого назначения, протяженностью 2000 метров, по адресу: Московская область, Щелковский район, сельское поселение Гребневское, д.Богослово, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.03.2010 (т.1, л.д.22-23).
Также ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:14:030209:0013, площадью 123 000 кв.метров, по адресу: Московская область, Щелковский район, дер.Богослово.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по делу № А41-39956/10, которым отменено решение Арбитражного суда Московской области от 11.05.2011, удовлетворено требование ФИО2 о признании незаконным действия (бездействия) администрации Щелковского района по не утверждению, то есть уклонению от исполнения обязанности по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории деревни Богослово Щелковского района, в пределах которых расположены объекты недвижимости – сооружения трубопроводы стальные (водопроводные сети), принадлежащие ФИО2 на праве собственности. Суд обязал администрацию утвердить и выдать схемы расположения земельных участков, а именно:
- схему земельного участка, общей площадью 661 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030210),
- схему земельного участка, общей площадью 829 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030210),
- схему земельного участка, общей площадью 165 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030210),
- схему земельного участка, общей площадью 3 165 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030209),
- схему земельного участка, общей площадью 4 218 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030201),
- схему земельного участка, общей площадью 3 925 кв.м. (кадастровый квартал 50:14:030201).
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 05.09.2011 указал, что в пределах санитарной охранной зоны нельзя производить никакие работы и использовать ее для личных нужд (пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02). Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ). Согласно Нормам отвода земель для магистральных водоотводов и канализационных коллекторов № СН 456-73, утвержденных Госстроем СССР 28.12.1973 года, ширина полосы земельного участка и необходимая для капитального ремонта (эксплуатации) сооружения, составляет 20 метров.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что запрашиваемые ФИО2 схемы земельных участков соответствуют установленным предельным размерам земельных участков по ширине, необходимой для капитального ремонта (эксплуатации) принадлежащих ей трубопровода и водопроводных сетей.
В целях исполнения постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 № А41-39956/10 администрация Щелковского района вынесла постановления об утверждении схем расположения земельных участков, в том числе постановление от 07.10.2011 № 2014, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 4218 кв.метров под стальным трубопроводом (водопроводные сети), расположенного по адресу: Щелковский район, дер. Богослово, (земли населенных пунктов) согласно прилагаемой схеме расположения участка на кадастровой карте территории (т. 1, л.д.53).
Между тем 09.03.2011 на основании обращения ООО «НИКОгаз» комиссией в составе первого заместителя Главы администрации Щелковского района, председателя комитета по вопросам градостроительства – Главного архитектора Щелковского района, начальника Роспотребнадзора в городах Королев, Фрязино, Юбилейного, Лосино-Петровского и в Щелковском районе, Главы с.п.Гребневское, начальника Управления корпоративной деятельности и операционной эффективности, директора МПЦР «Щелковский водоканал», главного инженера филиала ГУП МО «Мособлгаз» и директора ООО «НИКОгаз» произведен выбор земельного участка и составлен акт о выборе земельного участка (т. 1, л.д.94).
08 апреля 2011 года в администрацию Щелковского района поступило обращение ООО «НИКОгаз», в котором общество просило утвердить материалы выбора земельного участка под офисное здание и схему расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: Московская область, Щелковский район, д.Богослово (т. 2, л.д. 18).
По результатам рассмотрения указанного обращения администрацией Щелковского района вынесено постановление от 08.06.2011 № 989 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово», которым утверждены материалы предварительного согласования места размещения офисного здания на земельном участке площадью 2681 кв.метров по указанному адресу, согласно акту о выборе земельного участка от 09.03.2011 и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л.д.42).
По заданию ООО «НИКОгаз» кадастровым инженером ФИО9 составлен межевой план земельного участка. В межевом плане указано, что часть формируемого участка площадью 869 кв.метров ограничена в пользовании (водопровод, водозаборный узел) (т. 1, л.д.75-92).
По окончании кадастровых работ ООО «НИКОгаз» обратилось в кадастровую палату с заявлением от 22.07.2011 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка согласно межевому плану.
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы (межевой план), ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области приняла решение 17.08.2011 № МО-11/РКФ/1-259221 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, с/п Гребневское, д.Богослово, площадью 2681 кв.метров (т. 1, л.д.68).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:14:0030201:503, установлен разрешенный вид использования «под офисное здание» (т. 1, л.д.37).
Не согласилась с выделением данного земельного участка и постановкой его на кадастровый учет, ИП ФИО2 обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным постановления Администрации Щелковского муниципального района от 08.06.2011
№ 989 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово», суд первой инстанции исходил из того, что при проведении выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства офисного здания, администрацией не было учтено, что вновь образованный земельный участок частично налагается на земельный участок, подлежащий выделению предпринимателю ФИО2 под размещение трубопровода, на основании постановления апелляционного суда, и в отношении которого уже вынесено постановление администрации о предварительном согласовании.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из того, что для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка ООО «НИКОгаз» были представлены все необходимые документы. При этом доказательств того, что орган кадастрового учета мог знать о том, что часть земельного участка, которому присвоен номер 50:14:0030201:503, накладывается на земельный участок, подлежащий формированию «для размещения трубопровода», не имеется. В связи с эти суд первой инстанции пришел к выводу о том, что орган кадастрового учета провел процедуру постановки на учет спорного участка в соответствии с требованиями законодательства
Обжалуя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения кадастровой палаты, ИП ФИО2 указывает, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030201:503 произведена с нарушением требований Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, а также прав и законных интересов
ИП ФИО2, поскольку при постановке на кадастровый учет названного земельного участка уполномоченный орган обязан был проверить наличие согласования границ сформированного земельного участка с собственником имущества, расположенного рядом с данным земельным участком, то есть наличие согласования с ИП ФИО2, которой принадлежит водопровод, расположенный в двух метрах
от спорного земельного участка, выделенного ООО «НИКОгаз». Предприниматель также указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030201:503 с видом разрешенного использования «под офисное здание» сформирован при отсутствии документов зонирования территории деревни Богослово, которыми мог бы быть установлен вышеназванный вид разрешенного использования. Кроме того, спорный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения деревни Богослово. Общество не представляло в администрацию заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
ООО «НИКОгаз», обжалуя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ИП ФИО2, указывает, что принадлежащий предпринимателю водопровод проходит за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030201:503. При этом действующее законодательство не содержит обязательных требований по передаче в собственность земельных участков, под которыми расположены инженерные сети, собственникам таких сетей. Ссылаясь на требования СанПиН 2.1.4.1110-02, введенные в действия 01.06.2001, общество также указывает, что ширина санитарно-защитной полосы водопровода диаметром до
1000 м при отсутствии грунтовых вод устанавливается не менее 10 м., а не 20 м по обе стороны от крайних линий водопровода. По мнению третьего лица, у суда первой инстанции отсутствовали основания для ссылки на постановления Федерального арбитражного суда Московской округа от 15.12.2009 и Десятого арбитражного апелляционного суда по делу от 05.09.2011 № А41-39956/10, поскольку
ООО «НИКОгаз» не участвовало в рассмотрении указанного спора. Кроме того, на момент рассмотрения данного спора ООО «НИКОгаз» уже был утвержден оспариваемым постановлением администрации от 08.06.2011 № 989
акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Общество также указало в апелляционной жалобе, что обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях Роспотребнадзора, в чьем ведении находятся санитарные зоны, не привлеченного к участию в деле.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения только в обжалуемых частях: в части признания недействительным постановления администрации Щелковского муниципального района от 08.06.2011 № 989 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово», а также в части отказа в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным решения кадастровой палаты.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения кадастровой палаты, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса (статья 11.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, администрацией Щелковского района осуществлены действия по выбору и предварительному согласованию ООО «НИКОгаз» места расположения земельного участка под офисное строительство.
В результате проведения данных мероприятий администрацией вынесено постановление от 08.06.2011 № 98 9 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово», на основании которого составлен межевой план со схемой участка и в пределах границ согласно акту выбора от 09.03.2011.
Между тем при проведении выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения данного земельного участка для целей строительства офисного здания, администрацией не было учтены нормы отвода для водопровода, принадлежащего ИП ФИО2, хотя из самого утвержденного администрацией акта о выборе земельного участка от 09.03.2011 (т. 2, л.д. 8) следует, что в двух метрах от предоставляемого земельного участка проходит указанный водопровод.
В принятом 05.09.2011 постановлении по делу № А41-39956/10 Десятый арбитражный апелляционный суд сослался на Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов № СН 456-73, утвержденные Госстроем СССР 28.12.1973, согласно которым ширина полосы земельного участка, необходимая для капитального ремонта (эксплуатации) трубопровода стального, составляет 20 метров. Эта зона является зоной санитарной охраны, в которой нельзя производить никакие работы и использовать ее для личных нужд (пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Таким образом, формирование ООО «НИКОгаз» земельного участка не могло быть произведено без учета права предпринимателя ФИО2 как собственника трубопровода.
Администрация Щелковского района в процессе проведения выбора и предварительного согласования земельного участка по заявлению ООО «НИКОгаз», не проверила имеют ли право в соответствии с требованиями действующего законодательства на оформление земельного участка другие лица, в частности
ФИО2, чем нарушила требования законодательства, а также права и законные интересы ФИО2
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя о признании недействительным постановления администрации от 08.06.2011 № 989 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Богослово».
Апелляционным судом не могут быть приняты во внимание доводы
ООО «НИКОгаз» о том, что принадлежащий предпринимателю водопровод проходит за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030201:503, при этом действующее законодательство не содержит обязательных требований по передаче в собственность земельных участков, под которыми расположены инженерные сети, собственникам таких сетей, а также о том, что ширина санитарно-защитной полосы водопровода диаметром до 1000 м. при отсутствии грунтовых вод устанавливается не менее 10 м., а не 20 м по обе стороны от крайних линий водопровода.
Законность права на оформление для ИП ФИО2 земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимости – сооружения: «Трубопровод стальной (водопроводные сети)», принадлежащие ФИО2, установлена вступившими в законную силу судебными актами – постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по делу № А41-39956/10, Федерального арбитражного суда Московской округа от 15.12.2009 по делу
№ А41-15366/09.
На основании указанных судебных актов заявителю постановлениями администрации от 07.10.2011 уже согласованы схемы расположения земельных участков для эксплуатации сооружений «трубопровод стальной» (водопроводные сети). Кроме того, такие земельные участки предоставлены предпринимателю в аренду согласно представленных в материалы документов.
Тот факт, что ООО «НИКОгаз» не принимало участия в рассмотрении дела
№ А41-39956/10, не свидетельствует о том, что у предпринимателя отсутствует право на оформление земельных участков для эксплуатации и обслуживания водопровода в соответствии с требованиями законодательства. Удовлетворяя требования предпринимателя по делу № А41-39956/10, суд сослался на положения Норм отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов № СН 456-73, утвержденных Госстроем СССР 28.12.1973, СанПиН 2.1.4.1110-02, которые должна была применить администрация еще в марте 2011 года, когда утверждала
ООО «НИКОгаз» акт о выборе земельного участка, из содержания которого следует, что в двух метрах от него проходит водопровод, принадлежащий ИП ФИО2 В связи с чем довод общества о том, что на момент рассмотрения спора по делу № А41-39956/10 ООО «НИКОгаз» оспариваемым постановлением администрации от 08.06.2011 № 989 уже был утвержден акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не может служить основанием для вывода об отсутствии у предпринимателя прав на земельный участок, по которому проходит принадлежащий ей водопровод.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом ООО «НИКОгаз» о том, что обжалуемое решение по настоящему делу принято о правах и обязанностях Роспотребнадзора, в чьем ведении находятся санитарные зоны, поскольку в рамках рассмотрения настоящего спора вопросы, связанные с компетенцией Роспотребнадзора судом не рассматривались. Обжалуемый судебный акт не содержит выводов относительно прав либо о наложении какой-либо обязанности на Роспотребнадзор.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО «НИКОгаз» и отмены решения суда первой инстанции в части признания недействительным постановления администрации
от 08.06.2011 № 989 «Об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания по адресу: Московская область, Щелковский район,
дер. Богослово».
Рассматривая апелляционную жалобу ИП ФИО2, в которой предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения кадастровой палаты, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь в орган кадастрового учета с заявлением о постановке сформированного земельного участка на кадастровый учет, ООО «НИКОгаз» приложил к указанному заявлению, в числе прочих документов, акт о выборе земельного участка от 09.03.2011, из содержания которого усматривается, что в двух метрах от вновь образованного земельного участка проходит водопровод, принадлежащий ИП ФИО2 на праве собственности (т. 2, л.д. 8).
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 40 названного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Из материалов дела усматривается, что межевой план спорного земельного участка, представленный для проведения кадастрового учета, не содержит согласования границ сформированного земельного участка с ИП ФИО2, которой принадлежит на праве собственности водопровод.
Необходимость такого согласования направлена, в том числе на соблюдение прав смежных землепользователей поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка (при постановке на кадастровый учет) может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников расположенных рядом объектов недвижимости.
Поскольку в землеустроительном деле в отношении земельного участка
ООО «НИКОгаз» в нарушение требований законодательства отсутствуют сведения о согласовании границ данного земельного участка с ИП ФИО2, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для постановки сформированного земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем требование предпринимателя о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области
от 17.08.2011 № МО-11/РКФ/1-259221 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного: Московская область, Щелковский район, с/п. Гребневское, д. Богослово, площадью 2681 кв.м., подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В рассматриваемом случае, признавая незаконным и отменяя решение кадастровой палаты от 17.08.2011 № МО-11/РКФ/1-259221 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, у апелляционного суда в рамках заявленного требования по главе 24 АПК РФ отсутствуют основания для обязания кадастровой палаты исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030201:503, поскольку право на распоряжение указанным земельным участком в настоящее время принадлежит администрации Щелковского муниципального района, который передан ею в аренду ООО «НИКОгаз» на основании договора от 09.02.2012 № 07-270/12 (т. 9, л.д. 67-70).
Исключение из государственного кадастра объектов недвижимости сведений о земельном участке повлечет прекращение прав администрации и ООО «НИКОгаз» на данный земельный участок как на объект земельных отношений. Вместе с тем при наличии в ЕГРП сведений относительно зарегистрированных прав на указанный земельный участок у апелляционного суда по требованию, заявленному в порядке
главы 24 АПК РФ, отсутствует возможность указания на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания кадастровой палаты снять земельный участок с кадастрового учета, поскольку вопрос о прекращении земельного участка как объекта земельных отношений может быть разрешен только в порядке искового производства, где ответчиками могут выступать правообладатели такого земельного участка.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 по делу
№ А41-45634/11 в обжалуемой индивидуальным предпринимателем ФИО2
части – в части отказа в требовании о признании незаконным и отмене решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области – отменить.
Признать незаконным и отменить решение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 17.08.2011 № МО-11/РКФ/1-259221 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного: Московская область, Щелковский район,
с/п. Гребневское, д. Богослово, площадью 2681 кв.м.
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 по делу
№ А41-45634/11 в обжалуемой ООО «НИКОгаз» части – в части удовлетворения требования о признании недействительным постановления администрации Щелковского муниципального района Московской области от 08.06.2011 № 989 – оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «НИКОгаз» - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю. Бархатов
Судьи
Е.Н. Виткалова
Е.А. Мищенко