ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-10272/13 от 22.10.2013 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

28 октября 2013 года

Дело № А41-26202/13

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,

судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 23.01.2013,

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 14.01.2013 № 09,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер-М.Гора» на решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 по делу № А41-26202/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьер-М.Гора» к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании действий и восстановлении лицензии,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Карьер-М.Гора» (далее – общество, заявитель, ООО «Карьер-М.Гора») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области
 (далее – министерство, заинтересованное лицо), в котором просит:

- признать действие министерства об отказе в приостановлении права пользования недрами, предоставленное на основании лицензии МСК 09033 ТЭ, на основании заявления ООО «Карьер-М.гора» от 29.03.2013 № 6 незаконным;

- признать действия министерства об аннулировании лицензии МСК 09033 ТЭ, выданной ООО «Карьер-М.гора», незаконным;

- восстановить лицензию МСК 09033 ТЭ, выданную ООО «Карьер-М.гора», в реестре лицензий на право добычи полезных ископаемых.

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между администрацией Дмитровского района Московской области (арендодателем) и ООО «Карьер-М.гора» (арендатором) заключен договор от 01.11.2000 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:4:0323:79 площадью 200 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Подъячевский сельский округ, с.Храброво, для разработки песчанно-гравийного месторождения «Сушкина гора» (расторгнут соглашением от 14.10.2011 года) (л.д. 8-14).

В дальнейшем между администрацией Дмитровского района Московской области и ООО «Карьер-М.гора» заключен договор от 14.10.2011 № 1266 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230314:307 площадью 200 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п.Яхрома, с.Храброво (л.д. 28-37).

Обществу 12.10.2001 выдана лицензия № МСК 09033 ТЭ на право пользования недрами на земельном участке с месторождением «Сушкина Гора» сроком действия до 01.04.2013 (л.д. 15-24).

26 октября 2012 года общество обратилось в министерство с заявлением
 от 25.10.2012 № 55, в котором просит продлить срок действия лицензии до полной отработки месторождения, на 12 лет, до 01.01.2025, указывая, что до полной отработки осталось 634,7 тыс.куб.метров полезных ископаемых (л.д.38).

В письме-ответе от 26.11.2012 № 60/161-1 на заявление общества, министерство указало, что, согласно утвержденному Административному регламенту, материалы по внесению изменений в лицензию на право пользования недрами (в том числе продлению срока действия лицензии) должны содержать обоснование необходимости внесения изменений, подтвержденное соответствующими расчетами (л.д.41).

25 декабря 2012 года общество представило в министерство расчет-обоснование необходимости внесения изменений в лицензию (л.д.42).

В ответе от 25.01.2013 № 30/161-2 министерство указало, что представленная обществом информация в нарушение Административного регламента не содержит данных о выполнении условий лицензии в полном объеме (с приложением соответствующих документов) (л.д.43).

В письме от 11.02.2013 № 4 заявитель представил пояснения министерству о том, что работы в месторождении «Сушкина гора» ведутся строго в соответствии с условиями пользования недрами в границах участка, после отработки месторождения и проведения технического и биологического этапа рекультивации участок земли должен быть возвращен собственнику, поскольку иного не предусмотрено договором аренды (л.д.44).

Письмом от 15.03.2013 № 60/22-1 министерство сообщило обществу, что согласно Административному регламенту для принятия министерством решения по заявлению о внесении изменений в лицензию (в частности, продлении ее срока действия) оценивается, в том числе, выполнение условий пользования участком недр на момент подачи заявления. В настоящее время в отношении ООО «Карьер-М.гора» возбуждено дело об административном правонарушении, выразившееся в несоблюдении экологических требований. Вопрос о продлении срока действия лицензии будет рассмотрен после проведения административного расследования (л.д.45).

26 марта 2013 года министерством в отношении ООО «Карьер-М.гора» составлен протокол об административном правонарушении, выразившееся в несоблюдении обществом условий пользования недрами (л.д.46).

29 марта 2013 года общество подало заявление о приостановлении права пользования недрами на 64 дня с 29.03.2013 до 31.05.2013 в связи с отсутствием решения о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами. Указанное заявление поступило в Правительство Московской области 29.03.2013 (л.д.48).

Письмом от 16.04.2013 № 60/56-1 министерство отказало обществу в приостановлении права пользования недрами, поскольку срок действия лицензии истек до подачи заявления (л.д.49).

Не согласившись с названным отказом, общество обжаловало его Министру экологии и природопользования Московской области, который в письме от 21.05.2013 года № 60/56-1/1-1 указал, что правовые основания для приостановления права пользования недрами отсутствуют (л.д.55).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Карьер-М.Гора» в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что за один день до окончания срока действия лицензии ООО «Карьер-М.гора» подало заявление о приостановлении права пользования недрами через Правительство Московской области, при этом указанное заявление поступило в министерство только 05.04.2013. Следовательно, на момент поступления заявления о приостановлении права пользования недрами в орган, уполномоченный рассматривать такое заявление, срок действия лицензии № МСК 09033 ТЭ истек. При этом датой обращения заявителя следует считать дату фактического поступления заявления в министерство.

Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что судом неправильно применены положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ
 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), который, по мнению заявителя, не может применяться к рассматриваемой ситуации, а также неправильно применены положения пункта 11 Административного регламента, позволяющего направлять обращения в министерство через отдел приема корреспонденции Дома Правительства Московской области.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель министерства против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав представителей общества и министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
 № 2395-1 «О недрах» право пользования недрами прекращается, в том числе, по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

При этом в силу статьи 10 названного Закона срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Лицензия № МСК 09033 ТЭ, выданная ООО «Карьер-М.гора» на разработку месторождения «Сушкина гора», имела срок действия до 01.04.2013.

Из материалов дела усматривается, что 29.03.2013, то есть за один день до окончания срока действия лицензии ООО «Карьер-М.гора» подало заявление о приостановлении права пользования недрами на 64 дня с 29.03.2013 до 31.05.2013 в связи с отсутствием решения о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами. Указанное заявление представлено обществом в отдел приема корреспонденции Дома Правительства Московской области и поступило в министерство только 05.04.2013.

Ссылка общества на положения пункта 11 Административного регламента, позволяющего подавать обращения через отдел приема корреспонденции Дома Правительства Московской области, правомерно отклонена судом первой инстанции.

В силу пункта 12.9.5 постановления Правительства Московской области
 от 26.04.2013 № 277/12 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области», пункта 6 Распоряжения Министерства экологии Московской области от 05.07.2011 № 151-РМ «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством экологии и природопользования Московской области государственных функций по принятию решений о предоставлении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и предоставлении права пользования участками недр для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов» (далее – Административный регламент) право принятия решения о предоставлении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр и подписи документов принадлежит Министру экологии и природопользования Правительства Московской области или лицу, его замещающему, но не Правительству Московской области.

Пунктами 7, 8 Административного регламента предусмотрено, что информация по исполнению государственной функции может быть получена путем обращения в Министерство в письменной форме или по справочным телефонам Управления по рациональному использованию минерально-сырьевой базы. Местонахождение Министерства: юридический адрес Министерства: 143407, <...>
; почтовый адрес Министерства: 143407, <...>.

Согласно пункту 47 Административного регламента «регистрация обращения заявителя» документы представляются в Министерство нарочным по адресу: <...>. Дни приема документов:
 понедельник – четверг с 9.00 до 18.00; пятница с 9.00 до 16.45; обед 12.00 – 12.45.

Из изложенных выше норм следует, что датой начала административной процедуры при приостановлении права пользования недрами является дата регистрации заявления именно в Министерстве, а не в отделе приема корреспонденции Дома Правительства Московской области.

Действительно согласно пункту 11 Административного регламента обращение в письменной форме с доставкой курьерским способом может быть представлено в отдел приема корреспонденции Дома Правительства Московской области в рабочие часы: понедельник, вторник, среда, четверг – с 9.00 до 18.00; пятница – с 9.00 до 16.45.

Вместе с тем пункт 11 Административного регламента, на который ссылается заявитель, входит в подраздел «Порядок информирования об исполнении государственной функции», в котором содержатся требования к получению информации по исполнению государственной функции (справочной информации), и не может применяться к обращениям за совершением юридически значимых действий.

Порядок обращения за совершением такого юридически значимого действия как о приостановление права пользования недрами регулируется нормами, содержащимися в разделе «IV. Административные процедуры при досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр». В указанном разделе Административного регламента содержится в том числе пункт 47, согласно которому документы представляются именно в Министерство нарочным по адресу: <...>.

Довод заявителя о том, что к рассматриваемой ситуации не могут применяться положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» опровергается пунктом 4 статьи 1 названного Федерального закона, согласно которому установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона.

Семидневный срок, установленный для передачи рассмотрения заявления на рассмотрение уполномоченному органу, в данном случае не пропущен.

Таким образом, учитывая, что на момент поступления заявления ООО «Карьер-М.Гора» о приостановлении права пользования недрами в орган, уполномоченный рассматривать такое заявление, срок действия лицензии № МСК 09033 ТЭ истек, министерство правомерно отказало в удовлетворении заявления общества.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 по делу
 № А41-26202/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю. Бархатов

Судьи

Е.А. Мищенко

Е.Е. Шевченко