ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-1191/2012 от 01.03.2012 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

06 марта 2012 года

Дело № А41-29642/11

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,

судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,

при участии в заседании:

от заявителя: Рыжова Е.П., доверенность от 14.02.2012 № 10,

от заинтересованного лица: Заруба А.И., доверенность от 09.08.2011,

от третьего лица: Петрович И.В., доверенность от 28.12.2011 № 56,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2011 по делу
 № А41-29642/11, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу к закрытому акционерному обществу «Универсал-нефть»
 (ИНН: 5008028511, ОГРН: 1025001205558), при участии в качестве третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области, о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее – департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к закрытому акционерному обществу «Универсал-нефть» (далее – общество, ЗАО «Универсал-нефть») о
 взыскании с платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере
 1 027 993 руб. 63 коп. за 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство экологии и природопользования Московской области (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, департамент обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.03.2011 департамент направил в адрес
 ЗАО «Универсал-Нефть» требование №06-53/3305 о доначислении суммы недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме
 1 027 993 руб. 63 коп., в том числе за 1-4 кварталы 2009 года – 488 372 руб. 08 коп.,
 за 1-4 кварталы 2010 года – 539 621 руб. 55 коп.

В названном требовании указано, что при проверке правильности исчисления представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и разрешительных документов установлено, что ЗАО «Универсал-Нефть» необходимо выполнить расчеты платы за размещение отходов в 2009 – 2010 годах:

- с применением ставки платы для отходов 5-го класса опасности – 15 руб/тонну вместо 8 руб/тонну,

- расчеты платы за размещение отходов в 2009 – 2010 годах выполнить с учетом всей номенклатуры отходов, образовавшихся от хозяйственной деятельности организации,

- расчеты должны выполняться с учетом повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации
 от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и е предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в связи с отсутствием документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного в законном порядке).

Срок уплаты начисленной недоимки составляет семь банковских дней с момента получения требования.

Поскольку в установленный срок указанное требование обществом не исполнено, департамент обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам хозяйственной деятельности ЗАО «Универсал-нефть» департаментом неправомерно применен норматив 15 руб./тонну. Суд также пришел к выводу о том, что лимит на размещение отходов производства и потребления №04-12499 выдан обществу уполномоченным на то лицом – Министерством экологии и природопользования Московской области, в связи с чем основания для применения пятикратного повышающего коэффициента, установленного пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и е предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отсутствуют.

Обжалуя решение суда первой инстанции, департамент указывает на то, что, по его мнению, выдача лимитов на размещение отходов производства и потребления не входит в компетенцию Министерства экологии и природопользования Московской области, следовательно, у общества отсутствует, выданный в установленном порядке лимит на размещение отходов производства и потребления, в связи с чем при расчете
 ЗАО «Универсал-нефть» платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент.

В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель министерства в судебном заседании поддержал позицию общества, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2
 статьи 16 от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации
 от 28.08.1992 № 632, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344
 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за загрязнение окружающей среды.

В соответствии с пунктом 5 Приложения №1 «Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления» к 6 постановлению Правительства Российской Федерации норматив за размещение 1 единицы измерения (тонны) отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов 5-го класса опасности (практически неопасные) составляет:

- для добывающей промышленности – 0,4 руб./тонну,

- для перерабатывающей промышленности – 15 руб./тонну,

- прочие – 8 руб./тонну.

Согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2008 №НФ-48/1400 «О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду» классификацию производственных отходов необходимо осуществлять во взаимосвязи с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

ЗАО «Универсал-нефть» присвоен код по ОКВЭД – 63.12.21., который соответствует «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки».

Указанная деятельность относится к классу: «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность».

Таким образом, при расчете ЗАО «Универсал-нефть» платы за размещение отходов применяется ставка 8 руб./тонну, установленная для прочих видов промышленности.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам хозяйственной деятельности ЗАО «Универсал-нефть» департаментом неправомерно применен норматив 15 руб./тонну.

В соответствии с пунктами Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и е предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, и плата за загрязнение окружающей природной среды исчисляется с учетом пяти кратного повышающего коэффициента.

Таким образом, возможность возложения на природопользователя обязанности применять повышающий коэффициент возникает в случае, если у такого пользователя отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Апелляционным судом не могут быть приняты во внимание доводы департамента о том, что выдача лимитов на размещение отходов производства и потребления не входит в компетенцию Министерства экологии и природопользования Московской области, следовательно, по мнению департамента,, у общества отсутствует, выданный в установленном порядке лимит на размещение отходов производства и потребления, в связи с чем при расчете ЗАО «Универсал-нефть» платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент, по следующим основаниям.

ЗАО «Универсал-нефть» получило в Министерстве экологии и природопользования Правительства Московской области лимит на размещение отходов производства и потребления №04-12499 (срок действия до 10.03.2009), лимит на размещение отходов производства и потребления №0380-0-09-1 (срок действия с 11.03.2009 по 11.03.2014).

Статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

Согласно пункту 1 статьи 18 названного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Московской области от 08.11.2001 №171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области» уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией устанавливает лимиты на размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Исходя из принципа совместного ведения природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, законодательства об охране окружающей среды, закрепленного пунктах «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Правительством Московской области с целью реализации своего полномочия по установлению лимитов на размещение отходов было принято постановление от 23.10.2006 №999/41 «Об утверждении Положения о выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и положения об установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления» (далее – Положение об установлении лимитов).

Утверждая лимиты на размещение отходов производства и потребления, Министерство экологии и природопользования Московской области руководствовалось указанным Положением об установлении лимитов. Указанное

Названное Положение было признано утратившим силу только 15.11.2010 в связи с принятием постановления Правительства Московской области от 15.11.2010 №1006/53 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области
 от 23.10.2006 №999/41 «Об утверждении Положения о выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и Положения об установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления» (опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», №218, 26.11.2010).

Согласно пункту 1.1. действовавшего на момент выдачи лимитов ответчику Положения об установлении лимитов лимит на размещение отходов производства и потребления устанавливался юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами на территории Московской области, на объектах, не подлежащих федеральному экологическому контролю.

В пункте 1.3 Положения об установлении лимитов указано, что установление лимитов осуществлялось Министерством экологии и природопользования Московской области.

Из приведенных норм следует, что лимиты могли быть установлены Министерством экологии и природопользования Московской области при соблюдении следующих условий:

- деятельность в области обращения с отходами осуществлялась на территории Московской области;

- объекты не должны были подлежать федеральному экологическому контролю.

На момент утверждения лимитов для ЗАО «Универсал-нефть» к полномочиям министерства в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области (утверждено постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 №681/27) было отнесено установление лимитов на размещение отходов производства и потребления (пункт 12.6 Положения).

Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2011 №238/11
 «О передаче полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области» полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области были переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, в связи с чем постановлением Правительства Московской области от 29.03.2011 №255/12 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утверждении его структуры и штатной численности» внесены изменения в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, из числа полномочий исключены полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области.

Исходя из изложенного, полномочия Министерства на утверждение лимитов на размещение отходов производства и потребления были установлены нормами действовавшего в тот момент законодательства.

Полномочия Министерства не были оспорены в судебном порядке на протяжении всего периода времени, в течение которого Министерством устанавливались лимиты на размещение отходов производства и потребления, прокуратура не выносила представление по данному вопросу.

Положения законодательства, которые относили утверждение лимитов к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, так же не были признаны в судебном порядке недействующими или противоречащими действующему законодательству.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ЗАО «Универсал-нефть» имело документы, подтверждающие утвержденные в установленном порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления, в связи с чем правовые основания рассчитывать плату за размещение отходов в 2009 – 2010 годах с учетом всей номенклатуры отходов, образовавшихся от хозяйственной деятельности организации (всей массы отходов) как сверхлимитной, применяя пятикратный повышающий коэффициент, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных департаментом требований. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2011 по делу
 № А41-29642/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю. Бархатов

Судьи

Е.Н. Виткалова

Е.А. Мищенко