ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-15506/2014 от 20.04.2015 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

23 апреля 2015 года

Дело № А41-45091/14

Резолютивная часть постановления объявлена  20 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  апреля 2015 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Игнахиной М.В.,

судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии в заседании:

от ООО «Ника» – ФИО2 представитель по доверенности
от 21.08.2014, ФИО3 представитель по решению от 24.11.2010 № 7,

от Администрации сельского поселения Колюбакинское – ФИО4 представитель по доверенности от 12.01.2015 № 1,

от Комитета лесного хозяйства Московской области – ФИО5 представитель по доверенности от 25.12.2014 № 26Дов-492,

от ТУ Росимущества в Московской области – представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от ЗАО «Богаевский карьер» - представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Министерства строительного комплекса Московской области – ФИО6 представитель по доверенности от 25.12.2014 №107,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ника» к Администрации сельского поселения Колюбакинское, 3-и лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Колюбакинское, об обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее
– ООО «Ника») обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Колюбакинское (далее – администрация) и обязании выдать разрешение на строительство пруда с попутной добычей полезного ископаемого.

Определением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2014 по делу № А41-45091/14 к участию в деле привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области (том 1, л.д. 70).

Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2014 по делу № А41-45091/14 в удовлетворении заявления ООО «Ника» о признании незаконным бездействия администрации и обязании выдать разрешение на строительство пруда с попутной добычей полезного ископаемого отказано (том 1, л.д. 98-100). 

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Ника» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение от 31.10.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.

Определением от 19.01.2015 по делу № А41-11292/14 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с непривлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ЗАО «Богаевский карьер» (то 7, л.д. 19-21).

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда
от 02.03.2015 по делу № А41-45091/14 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительного комплекса Московской области (том 7, л.д. 74-76).

Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Московской области, ЗАО «Богаевский карьер», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.

В судебном заседании представитель ООО «Ника» поддержал заявленные требования.

Представители Администрации сельского поселения Колюбакинское, Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда  Московской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела,26.06.2012 между Управлением лесного хозяйства по Московской области и городу Москва (арендодатель) и
ООО «Ника» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 50-0415-03-02-0228, находящегося в государственной собственности, площадью 17,1 га., с кадастровым номером 50:19:0050452:110 из земель лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке 07.08.2012 (том 1, л.д. 8-15).

Целью предоставления лесного участка в соответствии с пунктом 1.4 договора аренды является строительство и эксплуатация искусственного водоема (пруда).

28.04.2014 ООО «Ника» обратилось в Администрацию сельского поселения Колюбакинское с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Искуственный водоем (пруд) рекреационного назначения с попутной добычей полезного ископаемого» на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050452:110 с приложением пакета документом, что подтверждается штампом (том 1, л.д. 28-29).

Вместе с тем, по истечении нормативно установленного срока рассмотрения указанного заявления администрацией разрешение на строительство, либо отказ в выдаче такого разрешения в адрес заявителя направлены не были.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением, в котором ООО «Ника» просило признать незаконным бездействие администрации в выдаче разрешения на строительство и обязать администрацию выдать такое разрешение.

Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.

В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 51  ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 статьи 51 Градостроительного кодекса федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Как следует из материалов дела 28.04.2014 ООО «Ника» обратилось в Администрацию сельского поселения Колюбакинское с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Искуственный водоем (пруд) рекреационного назначения с попутной добычей полезного ископаемого» на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050452:110 с приложением пакета документов (том 1, л.д. 28-29).

Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ, которой установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

– проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

– проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

– выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как установлено судом апелляционной инстанции, в течение десяти дней с момента получения указанного заявления, администрация не выдала обществу разрешения на строительство. Отказа в выдаче разрешения на строительство также не последовало.

Подача заявления о выдаче разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос и принять законное и мотивированное решение.

Ссылка администрации на то, что вопрос о выдаче разрешения на строительство передавалось на согласование в Правительство Московской области, противоречит нормам Градостроительного кодекса и самому Положению о Градостроительном совете Московской области.

Согласно пункту 2.2 Соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и Администрацией сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 28.02.2014 № 135, орган местного самоуправления направляет в Уполномоченный орган по реализации Соглашения (далее – уполномоченный орган) проект Решения с соответствующими документами для рассмотрения в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству. Уполномоченный орган рассматривает поступившие документы и направляет по ним заключение в Градостроительный совет Московской области (том 2, л.д. 29-33).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 22 Положения о градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 № 180/9 (ред. от 24.09.2013) «О Градостроительном совете Московской области» (вместе с «Положением о Градостроительном совете Московской области») решения Совета вступают в силу с даты подписания протокола заседания Совета и учитываются центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений.

Таким образом, решения Градостроительного совета носят рекомендательный характер и могут учитываться уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом – администрацией при решении такого вопроса.

Поскольку иное не предусмотрено в Градостроительном кодексе Российской Федерации, действия уполномоченного органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство не могут быть основаны на необходимости соблюдения дополнительных процедур, не предусмотренных частью 10 статьи 51 ГрК РФ.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии со статьей 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Статьей 25 ЛК РФ установлен такой вид использования лесов, как строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

Из условий договора аренды, с учетом требований, содержащихся в статьях 24, 26, 41 ЛК РФ, лесной участок, предоставленный на праве аренды, должен использоваться в соответствии с проектом освоения лесов.

Статья 89 ЛК РФ устанавливает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов – это документ, устанавливающий цели использования арендатором лесного участка взятого в аренду у арендодателя и мероприятия, которые арендатор должен провести на лесном участке. Также проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного освоения лесов и их добровольного использования.

Согласно части 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса.

Приказом Комитета от 20.09.2013 № ЖЗО-681-П утверждено положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке общей площадью 17, 1 га, расположенном в кв. 6, выд.41,48,49,50,54, кв. 7 выд. 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 32 Чепелевского участкового лесничества Звенигородского лесничества, переданного в аренду ООО «Ника» для осуществления строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Как усматривается из материалов дела, 13.05.2014 администрацией сельского поселения Колюбакинское заявление ООО «Ника» вместе с приложенными документами были направлены для рассмотрения по существу и принятия решения в Правительство Московской области, на основании соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области администрацией сельского поселения Колюбакинское в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений, а также постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 № 180/ 9 «О градостроительном Совете Московской области», «Положением о Градостроительном совете Московской области» (том 2, л.д. 25, 29-33).

Согласно письму от 13.05.2014 №953 администрация уведомила
ООО «Ника» о том, что его заявление ООО «Ника» вместе с приложенными документами направлены для рассмотрения по существу и принятия решения в Правительство Московской области (том 2, л.д. 24).

При этом доказательств, подтверждающих направление уведомления ООО «Ника» в материалы дела не представлено.

Письмом от 03.07.2014 №23 исх – 5201 Министерство экологии и природопользования Московской области сообщило администрации о том, что выдача разрешений на строительство не относится его полномочиям (том 2, л.д. 27-28).

Сопроводительным письмом от 31.07.2014 №1634 администрация направила копию вышеуказанного письма ООО «Ника» (том 2, л.д. 26).

При этом ни одного из указанных действий (выдать разрешение или отказать в выдаче разрешения) администрацией совершено не было.

Изложенное свидетельствует о том, что допущенное администрацией бездействие является незаконным (противоречит статье 51 ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требование общества о признании незаконным соответствующего бездействия администрации обоснованно, подлежит удовлетворению.

Довод администрации о том, что при строительстве водоема (пруда) не требуется получение разрешения на строительство, отклоняется судебной коллегией.

Согласно пункту  2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, сооружений, строений.

В пункте 4 статьи 1 Водного кодекса РФ определено, что водный объект - это природный или искусственный водоем, обладающий признаками водного режима.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.09.2006 № 268 утверждены и с 01.07.2007 введены в действие Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Правила).

В подпунктах 2.11 и 2.12 приложения 2 названных Правил содержится указание на отнесение к объектам капитального строительства объектов гидротехнического и водохозяйственного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа.

Таким образом, строительство искусственного водоема (пруда) является возведением объекта капитального строительства и нуждается в получении разрешения на строительство.

Ссылки Комитета лесного хозяйства и администрации о том, что фактически обществом будет осуществляться добыча полезных ископаемых, отклоняются судебной коллегией.

В материалы дела представлены «Проект освоения лесов» и «Проект строительства искусственного водоема с попутной добычей полезного ископаемого», а также отчеты о произведенных инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканиях, являющихся обязательным этапом проектирования капитального объекта, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (том 4, л.д. 1-7).

По результатам указанных изысканий, исходя из условий местности (отсутствие поверхностных источников притока воды - ручьев и рек, отсутствие близкорасположенных к поверхности грунтовых вод, высокие дренажные свойства подстилающих пород) формирование чаши водоема возможно только на уровне глубоких водоносных слоев. Проект строительства подтверждает, что емкость возводимого глубоководного пруда, фактически представляет собой выемку. Формирование такой выемки невозможно без изъятия из недр горных пород, которые по своим свойствам могут соответствовать общераспространенным полезным ископаемым.

Указание в названии Проекта строительства о попутной добыче полезного ископаемого, связано с тем, что технология строительства данного подземного сооружения местного значения (искусственного водоема) обязательно будет связана с добычей (изъятием) песчанно-гравийной смеси (попутная добыча).

Таким образом, добыча общераспространённого полезного ископаемого в данном случае является неотъемлемой частью технологического процесса строительства водоема (пруда).

При сопоставлении Проекта освоения лесов и Проекта строительства следует, что Проект строительства разработан в строгом соответствии с параметрами (контурами водоема и площадью вырубки), утвержденными в Проекте освоения лесов.  При этом Проект освоения лесов является первичным документом, разрабатывается и утверждается до Проекта строительства, и является одним из основных видов исходно-разрешительной документацией для последнего.

По условиям договора аренды лесного участка от 26.06.2012 № 50-0415-03-02-0228 (далее – договор аренды) Проект освоения лесов разрабатывается в течение 90 (девяноста) дней со дня заключения договора и содержит необходимую для разработки в дальнейшем Проекта строительства информацию по площади допустимого строительства, лесоустроительных и лесоохранных мероприятиях (том 4, л.д. 8-15).

В материалы дела не представлено доказательств, что проект строительства разработан или прошел экспертизу с нарушением действующих норм и регламентов или противоречит Проекту освоения лесов. Кроме того, отсутствуют доказательства, что предусмотренное извлечение полезного ископаемого (попутная добыча) не обоснована реальными геологическими и гидрологическими условиями в месте расположения земельного участка или не является неотъемлемой частью технологических работ по созданию водоема.

Утверждение администрации о том, что ООО «Ника» обратилось в орган местного самоуправления не только за разрешением на строительство, но и за разрешением на попутную добычу полезного ископаемого (в виду чего такое разрешение не может быть выдано), является ошибочным и несостоятельным.

Разрешение на любое использование недр лежит вне компетенции органа местного самоуправления и возникает на основании специального разрешения – лицензии на пользовании недрами.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) безлицензионное пользование недрами собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка допускается для строительства горных выработок глубиной до 5 метров.

В договоре аренды отсутствуют ограничения по глубине создания искусственного водоема. Поскольку Проект строительства искусственного водоема, обоснованный результатами геологических и гидрологических инженерных изысканий, предполагает проходку горной выработки глубже 5 метров, строительной организации необходимо получение разрешения на пользование недрами (в данном случае для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), которое оформляется в виде лицензии.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050452:110, предоставленный ООО «Ника» не основании договора аренды лесного участка площадью 17,1 га, входит в границы горного отвода
ООО «Богаевский карьер», что подтверждается схемой, предоставленной в материалы дела (том 6, л.д. 121), а также приложением №1 к договору аренды от 26.06.2012 №50-0415-03-02-0228 (том 1, л.д. 18).

В ноябре 2012 года ООО «Ника» обратилось в адрес ЗАО «Богаевский карьер» за разрешением на строительство искусственного водоема на земельном участке площадью 17,1 га с кадастровым номером 50:19:0050452:110, входящим в границы горного отвода ЗАО «Богаевский карьер».

Письмом от 23.11.2012 № 498/1 ЗАО «Богаевский карьер» дало согласие на застройку данного участка при соблюдении ряда условий в случае, если глубина проектируемого водоема будет более 5 м. и/или в процессе инженерно-геологических изысканий на данном участке будут обнаружены запасы общераспространенного полезного ископаемых (песчанно-гравийной смеси).

Согласно статье 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Проектом строительства искусственного водоема, предоставленным ООО «Ника» в распоряжение общества, документально подтверждено наличие запасов ПГС на участке планируемого строительства, предусмотрена его выемка в процессе формирования чаши водоема (в границах спроектированного объекта), обоснованы объемы земляных работ, глубина строительства и корректно подсчитаны объемы полезного ископаемого, подлежащие изъятию. Также в проекте в полном объеме предусмотрены мероприятия, препятствующие потери и разубоживание извлекаемого в процессе строительных работ полезного ископаемого.

ЗАО «Богаевский карьер» обладает лицензией на право пользования недрами МСК 05319 ТЭ, и свидетельством о допуске к определенному виду (видам) работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства от 27.06.2012 № 0418.2-2010-5075011344-С-162. Руководствуясь положениями ФЗ «О недрах», ООО «Ника» приняло решение привлечь ЗАО «Богаевский карьер» в качестве подрядчика строительства, что подтверждается Предварительным договором строительного подряда, с последующим заключением основного договора подряда (том 6, л.д. 14).

Статьей 23.3 Закона о недрах предусмотрен порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, таким образом, извлечение полезного ископаемого при работах, не связанных с добычей, не запрещено законодательством.

При этом планируемая разработка недр при горных работах и извлечение сопутствующего полезного ископаемого будут производится подрядчиком с соблюдением всех норм законодательства и с уплатой всех платежей, как предусмотренных разделом 5 Закона о недрах, так и действующим законодательством о налогах и сборах.

Заявитель, являясь только заказчиком работ, не будучи лицензиаром и не являясь первым собственником извлеченного ископаемого, не может извлекать прямую выгоду из процесса добычи.

В данном случае добыча полезного ископаемого не является самостоятельным видом использования лесов. Поскольку конечной целью Проекта строительства является создание объекта инфраструктуры (искусственного водоема) в строгом соответствии с целевым назначением договора аренды лесного участка и в параметрах (границах и контурах водоема) утвержденных в прошедшим государственную экспертизу «Проекте освоения лесов», добыча полезного ископаемого, планируемая в процессе строительства, не может быть признана отдельным видом деятельности, т.к. является неотъемлемой частью технологического процесса земляных работ, без которой строительство не может быть осуществлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО «Ника» о выдаче разрешения на строительство.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

            В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя ООО «Ника»просило обязать выдать разрешение на строительство пруда с попутной добычей полезного ископаемого.

Данный способ устранения нарушенного права признается судом апелляционной инстанции приемлемым ввиду того, что полнота и содержание представленных обществом для получения разрешения на строительство документов администрацией, апелляционной инстанции устанавливались и проверялись.

Доказательств, наличия оснований для отказа ООО «Ника» в выдаче разрешения на строительство спорного объекта в материалы дела и суду апелляционной инстанции не представлено.

С 01.01.2015 администрация сельского поселения Колюбакинское не обладает полномочиями в сфере утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона Московской области от 10.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» (вступившим в силу с 01.01.2015) Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений.

            В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд апелляционной инстанции полагает, что требование общества об обязании администрации выдать ООО «Ника» разрешение на строительство объекта «Искусственного водоёма (пруд) рекреационного назначения и попутной добычей полезного ископаемого», расположенного на земельном участке с кадастровым номером  50:19:0050452:110, расположенном по адресу: Московская обл. Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское, подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области
от 31 октября 2014 года по делу № А41-45091/14 отменить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО «Ника» о выдаче разрешения на строительство.

Обязать Министерство строительного комплекса Московской области выдать ООО «Ника» разрешение на строительство объекта «Искусственного водоёма (пруд) рекреационного назначения и попутной добычей полезного ископаемого», расположенного на земельном участке с кадастровым номером  50:19:0050452:110, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское.

Председательствующий

М.В. Игнахина

Судьи

М.А. Немчинова

Е.Е. Шевченко