ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-209/14 от 15.04.2014 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

18 апреля 2014 года

Дело № А41-66184/13

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества «Московский коксогазовый завод» – ФИО1 (представителя по доверенности от 23.10.2013);

от Министерства экологии и природопользования Московской области – ФИО2 (представителя по доверенности от 30.12.2013 № 56),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Москокс» на решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2014 по делу № А41-66184/13, принятое судьей Синицей И.В.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Московский коксогазовый завод» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природопользования Московской области (далее – министерство) от 21.11.2013 № 5-044-173ж/13-1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2014 в удовлетворении требования отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель министерства в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.

В ходе проверки 23.10.2013 общества на предмет соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что общество осуществляет деятельность по производству кокса с очисткой коксового газа от химических продуктов коксования; в ходе деятельности обществом в атмосферный воздух выбрасывается до 49 наименований загрязняющих веществ, разрешение на выброс имеется; платеж на негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 года внесен 07.07.2013, платеж за 3 квартал 2013 года внесен 23.10.2013, то есть с с нарушением срока (акт от 23.10.2013).

По данному факту Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области вынесла постановление от 28.10.2013 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и направила материалы данного дела в министерство.

По результатам рассмотрения дела министерство 21.11.2013 вынесло постановление о привлечении общества к а ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей штрафа.

Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции исходил из того, что постановление вынесено министерством как уполномоченным на это лицом.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом об охране окружающей среды, иными федеральными законами; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Факт ведения обществом хозяйственной деятельности, которая негативным образом сказывается на окружающей среде, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается, равно как и факт несвоевременного перечисления им платы на негативное воздействие на окружающую среду.

Отклоняя доводы общества об отсутствии у министерства полномочий по рассмотрению в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ, суд первой инстанции указал на статью 23.29 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по статье 8.41 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Согласно части 2 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.29 КоАП РФ, вправе: 1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители; 2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы; 3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы; 4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители; 5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности; 6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности; 7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители; 8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы; 9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы; 10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители; 11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Указывая на эти положения КоАП РФ, суд первой инстанции необоснованно отклонил ссылку общества на иные положения законодательства, разграничивающие компетенцию органов, наделенных полномочиями рассматривать дела об административных нарушениях по статье 8.41 КоАП РФ.

Предусматривая норму о том, что дела об административных правонарушениях по статье 8.41 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль, часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ тем самым отсылает к законодательству, определяющему понятие государственного экологического контроля и регламентирующему, собственно, осуществление такого контроля.

Согласно пункту 1 статьи 65 Закона об охране окружающей среды под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

При этом согласно пункту 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции   в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Тем самым, следует разграничивать федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению такого контроля.

Из статьи 23.29 КоАП РФ с учетом приведенных норм иных нормативных правовых актов следует, что полномочия государственных органов и их должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 8.41 КоАП РФ определяются через полномочия данных государственных органов и их должностных лиц по осуществлению государственного экологического надзора.

В данном случае министерство, рассматривая дело об административном нарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ и привлекая общество к административной ответственности по данной статье КоАП РФ, действовало в качестве органа, осуществляющего региональный государственный экологический надзор.

Вместе с тем в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды, включены объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов (пункт 7 названного Перечня).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Свидетельством № А02-50234, выданным обществу Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 02.03.2012 (л.д.12), подтверждается включение объектов общества (при эксплуатации которых общество допустило в 2013 году вмененное ему министерством нарушение – несвоевременную оплату негативного воздействия на окружающую среду) в государственный реестр опасных производственных объектов: в соответствии с Перечнем (приложение 1 Закону о промышленной безопасности) принадлежащие обществу объекты – коксовый цех (peг. номер: А02-50234-0001); цех транспортный (рег. номер: А02-50234-0005); участок транспортирования опасных веществ (ж/д) (рег. номер: А02-50234-0009); цех улавливания (рег. номер: А02-50234-0010); склад сырого бензола (рег. номер: А02-50234-0013); склад ГСМ (рег. номер: А02-50234-0015); участок литейный (рег. номер: А02-50234-0019); площадка трансформаторной подстанции КХП (коксо-химическое производство) (рег. номер: А02-50234-0023); площадка мостового крана склада отдела оборудования (рег. номер: А02-50234-0031); углеподготовительный цех (рег. номер: А02-50234-0034); площадка трансформаторной подстанции УКБ (углекоксовый блок) (рег. номер: А02-50234-0035); площадка цеха газового хозяйства (рег. номер: А02-50234-0040) являются опасными производственными объектами, в связи с чем Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу выдано свидетельство от 02.03.2012 о регистрации А02-50234 этих объектов в качестве опасных производственных объектов.

Согласно пункту 3 статьи 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по упомянутому Перечню объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы

Более того, согласно пункту 12.2.1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 № 277/12, министерство наделено полномочиями по осуществлению контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Таким образом, деятельность общества на данных объектах подлежит федеральному экологическому контролю, в связи с чем оспариваемое постановление, вынесенное министерством (экологии и природопользования Московской области) признается апелляционным судом незаконным, как вынесенное не уполномоченным лицом, и подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2014 по делу № А41-66184/13 отменить.

Заявленное требование удовлетворить: постановление Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2013 № 5-044-173ж/13-1 о привлечении открытого акционерного общества «Московский коксогазовый завод» к ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Председательствующий cудья

Е.Е. Шевченко

Судьи

М.В. Игнахина

М.А. Немчинова