ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-2146/08 от 23.07.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29 июля 2008 года

Дело № А41-2115/08

Резолютивная часть постановления объявлена  23 июля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2008 года ,

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,

Судей Ивановой Н.В., Мордкиной Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): - ФИО1 – доверенность б/н от 16.01.2008;

от ответчика: -  ФИО2 – доверенность № 03-97 от 02.07.2008; ФИО3 – доверенность № 03-65 от 28.12.2008;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2008г. по делу № А41-2115/08, принятое судьей Соловьевым А.А. по заявлению ОАО «Торгово-ярмарочный комплекс «Сити-Центр» к ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Торгово-ярмарочный комплекс «Сити-Центр» (ОАО «Сити-Центр», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Павловскому Посаду Московской области (ИФНС России по г. Павловскому Посаду МО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции № 11-01-002761 от 27.11.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2008г. завяленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на следующее:

- рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам, должны уплачивать единый налог на вмененный доход;

- одним из факторов, влияющим на признание торгового места стационарным, является то, что стационарные торговые места не подлежат перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды, при этом отнесение торгового места к стационарной торговой сети согласно нормам гл. 26.3 НК РФ не ставится в зависимость от наличия у данного объекта фундамента;

- оборудованные торговые места, состоящие из металлического каркаса, отделанного пластиковыми панелями, закрывающиеся на рольставни и металлические двери, расположенные на территории рыночного комплекса, признаются стационарными торговыми местами независимо от того, что данные торговые места не имеют фундамента и инженерных коммуникаций, и, соответственно, осуществляемая предпринимательская деятельность по передаче в аренду указанных торговых мест переводится на уплату единого налога на вмененный доход;

- в связи с тем, что ОАО «Сити-Центр» передает в субаренду торговые места, расположенные на арендуемой у организации ЗАО «Веселый Роджер» части торгового центра, с 1 января 2006 года подлежит налогообложению в виде единого налога на вмененный доход;

- из представленного технического паспорта здания, принадлежащего собственнику ЗАО «Веселый Роджер», не усматривается ни одного торгового места;

- договоры субаренды между арендодателем ОАО «Сити - Центр» и арендаторами носят исключительно однотипный характер, целью которых является уклонение от налогообложения, так как согласно действующему законодательству правовое обоснование доначисления налогов возлагается на налоговый орган.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Павловскому Посаду МО поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители ОАО «Сити-Центр» против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области была проведена выездная налого­вая проверка ОАО «Сити - Центр» и составлен акт от 22.10.2007 № 11-01-002460 дсп (т.1, л.д. 25-46).

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 27.11.2007 № 11-01-002761, в соответствии с которым Обществу доначислен ЕНВД за 2006г. в сумме 1 282 641 руб., пени на данную сумму недоимки в размере 160 906 руб.; Общество также привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 256 528 руб. (т.1, л.д. 47 - 63).

Не согласившись с решением ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области № 11-01-002761 от 27.11.2007, ОАО «Сити-Центр» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужила неправомерная, по мнению Инспекции, неуплата Обществом ЕНВД. При этом в рассматриваемый период Общество применяло упрощенную систему нало­гообложения и одновременно уплачивало в бюджет ЕНВД по нескольким объектам.

Из акта проверки и оспариваемого решения усматривается, что основными видами деятель­ности Общества в соответствии с уставом является арендная деятельность, в том числе, сдача в аренду торговых и складских помещений, офисов, сдача в аренду помещений под разме­щение предприятий общественного питания, залов игровых автоматов и иных видов органи­зации досуга и отдыха.

Согласно договорам аренды от 01.12.2005 и от 01.09.2006 Общество арендовало в 2006 году у ЗАО «Веселый Роджер» часть здания (торговый комплекс), расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ЗАО «Веселый Роджер» (т.1, л.д. 128 - 139).

Согласно п. 2.2. данных договоров указанное помещение предоставлено Обществу для сдачи в субаренду соответствующих площадей.

В соответствии с договорами субаренды, заключенными Обществом с индивидуальными предпринимателями и организациями (субарендаторами), в субаренду сдаются части здания торговой площадью на 1 этаже, представляющие собой или торговое место, или ма­газин, или киоск.

В соответствии с Законом Московской области от 24.11.2004 № 150/2004-03 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области» (в редакции законов Московской области от 18.11.2005 № 243/2005-ОЗ, от 29.12.2005 № 272/2005-ОЗ) на территории Московской области вве­дена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

При этом статьей 1 Закона Московской области от 24.11.2004 № 150/2004-03 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области» установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых единый налог является обязательным для уплаты.ЕНВД применяется в от­ношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационар­ных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих за­лов обслуживания посетителей.

На основании главы 26.3 НК РФ Решением Совета депутатов муниципального образования «Павлово-Посадский район» Московской области от 18.11.2005 № 150/24 «О сис­теме налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области» на территории Павлово-Посадского муниципального района введена система налогообложения в виде ЕНВД.

В соответствии с пп. 11 п. 2 данного Решения Совета депутатов единый налог на вмененный доход применяется с 01.01.2006 в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и пользование стационарных тор­говых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания.

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания по­сетителей.

Доводы налогового органао том, что рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам, должны уплачивать единый налог на вмененный доход; одним из факторов, влияющим на признание торгового места стационарным, является то, что стационарные торговые места не подлежат перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды, при этом отнесение торгового места к стационарной торговой сети согласно нормам гл. 26.3 НК РФ не ставится в зависимость от наличия у данного объекта фундамента; оборудованные торговые места, состоящие из металлического каркаса, отделанного пластиковыми панелями, закрывающиеся на рольставни и металлические двери, расположенные на территории рыночного комплекса, признаются стационарными торговыми местами независимо от того, что данные торговые места не имеют фундамента и инженерных коммуникаций, и, соответственно, осуществляемая предпринимательская деятельность по передаче в аренду указанных торговых мест переводится на уплату единого налога на вмененный доход, а также о том, что Общество в проверяемом периоде должно был уплачивать ЕНВД, исходя из физического показателя «ко­личество торговых мест, переданных во временное владение или пользование другим хозяй­ствующим субъектам» и базовой доходности 6 000 руб. в месяц, не принимаются судом апелляционной инстанции.

В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владе­ние и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

При этом, согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. Налоговое законодательство выделяет два вида стационарной торговой сети:

- стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ве­дения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объ­ектов относятся магазины и павильоны;

- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их час­тях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения дого­воров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торго­вых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие ана­логичные объекты.

Таким образом, под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стацио­нарной торговой сети, как имеющей, так и не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей).

Следовательно, деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест под организацию объектов организации торговли, относящихся к стационарной торговой сети, имеющий торговые залы (магазины и павильоны), не может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.Данный вывод содержится в письме Минфина России от 22 мая 2006г. № 03-11-04/3/267 (т.2, л.д. 3).

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для вынесения оспариваемого решения налоговый орган должен был установить, что Общество сдавало в аренду именно стационарные торговые места, не имеющие залов обслуживания посетителей (торговых залов), в количестве, указанном в оспариваемом решении.

Как следует из ст. 347.27 НК РФ, павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Таким образом, павильон является стационарным торговым местом, имеющим торговый зал, площадь кото­рого может быть равна общей площади павильона.

Согласно ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала - часть магазина, павильона (от­крытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а так­же площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых поме­щений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в ко­торых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавли­вающих документов.

В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим докумен­там относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и плани­ровке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользова­ния данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на от­крытой площадке и другие документы).

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган должен был исследовать указанные документы в совокупности.

Обществом в материалы дела представлен технический паспорт торгового комплекса «Сити-центр», расположенного по адресу: <...>, составленный 14.02.2006, и поэтажный план (т.1, л.д. 15 - 23). Из данного инвентаризацион­ного документа прямо следует, что арендуемые объекты определены как торговые павильо­ны.

При этом, передача в аренду павильонов и торговых мест в павильонах не подлежит налогообложению ЕНВД, на что прямо указано в письме Минфина России от 18.01.2006 №03-11-04/3/19 (т.1, л.д. 8).

Доводы налогового органа о том, что в договорах субаренды указано в ка­честве арендуемого имущества «торговое место», поскольку стационарное торговое место может быть расположено в стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (магазин, павильон), не принимается судом апелляционной инстанции.

В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действовав­шей в рассматриваемый период) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во вре­менное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рын­ках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Основания для расширительного толкования данной нормы не в пользу налогоплательщика отсутствуют. Суд первой инстанции правомерно оценил данные договоры в совокупности с инвентаризационными документами и учел, что технический паспорт составлялся ГУП МО «МОБТИ», которое является независимой организацией.

Кроме того, в некоторых договорах субаренды прямо выделена торговая площадь арендуемого помещения (т.1, л.д. 143, 146); в договорах аренды от 01.12.2005 и от 01.09.2006 не указано, какие именно объекты организации торговли будут передаваться в субаренду.

Дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных ст. 92 и ст. 93 НК РФ, налоговым органом не проводилось.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что налоговым органом в рамках рассматриваемого дела не доказано, что Общество в 2006 году сдавало в аренду именно стационарные торговые места, не имеющие залов обслуживания посетителей (торговых залов), а не павильоны, а также о том, что налоговым органом не доказана правильность определения количества торговых мест, сданных в аренду, -указанное в оспариваемом решении их число не совпадает с данными технического паспорта и списком субарендаторов, кроме того, налоговым органом не учтено наличие смежных торговых мест (т.2, л.д. 52 - 56).

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.

Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями налогового законодательства.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области № 11-01-002761 от 27.11.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным как противоречащее действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2008г. по делу № А41-2115/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области – без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий

Э.П. Макаровская

Судьи

Н.В. Иванова

Л.М. Мордкина