ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-2284/09 от 04.06.2009 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

10 июня 2009 года

Дело № А41-23028/08

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.

судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии в заседании:

от ЗАО «ФорМи»: ФИО2 по доверенности от 01.12.2008, ФИО3 по доверенности от 01.12.2008,

от администрации г.Орехово-Зуево: ФИО4 по доверенности от 23.03.2009 №1исх177,

от третьих лиц: представители не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобыадминистрации городского округа Орехово-Зуево Московской области и закрытого акционерного общества «ФорМи» на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2009 по делу №А41-23028/08, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению закрытого акционерного общества «ФорМи» к администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, при участии в деле третьих лиц: открытого акционерного общества «Прибордеталь» и Комитета по управлению имуществом г.Орехово-Зуево, о признании действий незаконными, обязании подготовить постановление об изъятии земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ФорМи» (далее – ЗАО «ФорМи», общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее – администрация, администрация г.Орехово-Зуево) о признании (с учетом уточненных требований) незаконными ненормативных актов администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 в части, касающейся предоставления дополнительных документов: проекта раздела границ земельного участка, заключения Управления архитектуры и градостроительства о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями; об обязании администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области подготовить постановление об изъятии путем выкупа земельного участка площадью 2652 кв.м. в пользу ЗАО «ФорМи» из земель ранее отведенных ОАО «Прибордеталь» общей площадью 9,34 га; обязании администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2652 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для передачи земельного участка в собственность ЗАО «ФорМи».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Прибордеталь» (далее – ОАО «Прибордеталь») и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее – КУИ г.Орехово-Зуево).

Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2009 года по делу №А41-23028/08 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными ненормативные акты администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 в части, касающейся предоставления дополнительных документов: проекта раздела границ земельного участка, заключения Управления архитектуры и градостроительства о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями как несоответствующие требованиям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
 от 30.10.2007 № 370.

Не согласившись с решением суда, ЗАО «ФорМи» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также в связи с нарушением судом норм материального права.

Администрация г.Орехово-Зуево также не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить в связи с допущенным судом нарушением норм материального права.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г.Орехово-Зуево от 08.10.1992 №2037 Орехово-Зуевскому заводу «Прибордеталь», правопреемником которого является ОАО «Прибордеталь», на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 9,34 га для размещения производственных корпусов и подсобных помещений завода, что подтверждается свидетельством на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 08.10.1992 серии МО-47 №А-72 (т.1 л.д. 72).

ЗАО «ФорМи» принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 350,20 кв.м инв. №497 лит Ф, и нежилое здание общей площадью
 585,20 кв.м, инв. №497, лит.Х, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.09.2002 серии 50 АД № 038982, серии
 50 АД №038983 (т.1 л.д. 64-65).

Названное недвижимое имущество приобретено заявителем на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 04.04.2002 № 50, заключенного с ОАО «Прибордеталь» (т.1 л.д. 22-28).

Указанные нежилые здания расположены на земельном участке площадью
 2652 кв.м по адресу: <...>, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - УАиГ) от 25.12.2008 № 1093 (т.1 л.д. 84).

Спорный земельный участок площадью 2652 кв.м расположен в границах земельного участка площадью 9,34 га, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО «Прибордеталь».

Письмом от 01.04.2002 №58 ЗАО «ФорМи» обратилось в администрацию с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении части земельного участка, принадлежащего ОАО «Прибордеталь» на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с покупкой объектов недвижимости, на что было получено решение межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере земельных отношений в городе Орехово-Зуево (протокол от 24.04.2003 №4) об одобрении к оформлению данного земельного участка, что подтверждается письмом администрации от 05.05.2003 № 7 (т.1 л.д.8-9).

Письмом от 07.04.2008 №60 ЗАО «ФорМи» обратилось в администрацию с просьбой об утверждении границ земельного участка площадью 2652 кв.м. (т.1 л.д.10). В соответствии с письмом от 04.06.2008 №92 ЗАО «ФорМи» просило администрацию принять постановление об утверждении границ и выкупе земельного участка в собственность (т.1 л.д.11).

ОАО «Прибордеталь» отказалось от пользования земельным участком, расположенным под нежилыми помещениями, принадлежащими ЗАО «ФорМи» без указания площади земельного участка, что следует из письма от 18.10.2002 №606
 (т.1 л.д.73).

Письмами от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 администрация городского округа Орехово-Зуево сообщила, что для подготовки проекта постановления главы городского округа Орехово-Зуево об утверждении проекта границ земельного участка площадью 2652 кв.м, расположенного по адресу: <...>, заявителю необходимо произвести раздел земельного участка, предоставленного ранее ОАО «Прибордеталь», для чего предложила заявителю подтвердить факт раздела земельного участка представлением в Комитет по управлению имуществом проекта раздела границ земельного участка, согласованного в установленном порядке, и заключения Управления архитектуры и градостроительства (далее – УАиГ) о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями (т.1 л.д. 12, 14).

Посчитав, что предоставление дополнительных документов в том числе, проекта раздела границ земельного участка, согласованного в установленном порядке, заключения УАиГ о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями, для подготовки проекта постановления главы городского округа Орехово-Зуево об утверждении проекта границ земельного участка площадью 2652 кв.м., расположенного по адресу: <...>, не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370, ЗАО «ФорМи» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Администрация г.Орехово-Зуево с предъявленными требованиями не согласилась, в отзыве на исковое заявление указала, что документы по разделу земельного участка площадью 9,34 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Орехово-Зуевскому заводу «Прибордеталь», правопреемником которого является ОАО «Прибордеталь», необходимы для принятия решения администрации г.Орехово-Зуево об утверждении границ образованных земельных участков и дальнейшего предоставления земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ЗАО «ФорМи», в собственность указанного общества.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными требований администрации г.Орехово-Зуево о предоставлении проекта раздела границ земельного участка, согласованного в установленном порядке, заключения УАиГ о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление названных документов не предусмотрено приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 №370. Отказывая в удовлетворении остальных требований, суд исходил из того, что нормы статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации к спорным отношениям не применимы, поскольку изъятие земельного участка для муниципальных и государственных нужд отсутствует. Кроме того, суд указал, что проект договора купли-продажи не может быть составлен, поскольку испрашиваемый земельный участок не прошел кадастровый учет и не существует как объект земельных отношений.

Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ЗАО «ФорМи» указывает, что отсутствие кадастрового паспорта земельного участка не является основанием для отказа в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Администрация г.Орехово-Зуево в своей апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что заявитель не обращался с заявлением об утверждении проекта границ вновь образованных земельных участков, испрашиваемый земельный участок площадью 2652 кв.м на кадастровый учет не поставлен, а приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 №370 к спорным отношениям не подлежит применению.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании незаконными ненормативных актов администрации г.Орехово-Зуево, изложенных в письмах администрации городского округа
 Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.

ЗАО «ФорМи» приобрело у ОАО «Прибордеталь» два объекта недвижимости, расположенные на земельном участке площадью 9,34 га, находящемся у
 ОАО «Прибордеталь» в постоянном (бессрочном) пользовании. Таким образом,
 ЗАО «ФорМи» на основании статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации приобрело право на земельный участок, расположенный под данными объектами недвижимости и необходимый для их использования.

В соответствии с заключением Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Орехово-Зуево от 21.09.2007 №214 для использования объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО «ФорМи» на праве собственности необходим земельный участок площадью 2652 кв.м.

Вместе с тем, данный земельный участок площадью 2652 кв.м не выделен из земельного участка площадью 93,4 га, который принадлежит ОАО «Прибордеталь» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом решения об образовании земельных участков принимаются на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

С подобным заявлением с приложением всех необходимых документов
 ЗАО «ФорМи» в администрацию г.Орехово-Зуево не обращалось.

ОАО «Прибордеталь» в отзыве на заявление указывает, что межевание и точное определение границ на местности земельного участка площадью 93,4 га, из которого должен быть образован земельный участок площадью 2652 кв.м, не проведено
 (т.1 л.д.127).

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ
 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются, в том числе следующие документы:

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» – выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));

- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

ЗАО «ФорМи» к заявлению об утверждении границ и предоставлении земельного участка площадью 2652 кв.м в собственность указанных выше документов не прикладывало.

Кроме того, приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 применяется при подаче заявлений о приобретении земельных участков в собственность, прошедших государственный кадастровый учет. В настоящем споре земельный участок площадью 2652 кв.м кадастровый учет не прошел и не возник в качестве объекта земельных отношений.

ЗАО «ФорМи» обратилось в администрацию г.Орехово-Зуево с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка. Решение администрации
 г.Орехово-Зуево об утверждении проекта границ необходимо для постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, а не непосредственно для приобретения земельного участка в собственность, поскольку в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации может быть предоставлен только земельный участок прошедший кадастровый учет и возникший как объект земельных отношений.

В оспариваемых письмах администрации от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и
 от 27.08.2008 №1исх598 указано, какие документы должен представить заявитель для образования нового земельного участка площадью 2652 кв.м из земельного участка площадью 9,34 га. Требования администрации г.Орехово-Зуево, изложенные в данных письмах, направлены как к ЗАО «ФорМи», так и к ОАО «Прибордеталь». Представитель администрации г.Орехово-Зуево указал, что не оспаривает право
 ЗАО «ФорМи» на приобретение земельного участка площадью 2652 кв.м в собственность. Вместе с тем, отметил, что истребуемые документы необходимы для осуществления раздела земельного участка площадью 9,34 га, предоставленного ранее ОАО «Прибордеталь», и постановки образованных земельных участков на кадастровый учет для последующего предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ЗАО «ФорМи».

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
 от 30.10.2007 № 370 к спорным отношениям, фактически связанным с разделом земельного участка, а не с предоставлением испрашиваемого земельного участка в собственность, не применим, в связи с чем в удовлетворении требования
 ЗАО «ФорМи» о признании незаконными ненормативных актов администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 как несоответствующих требованиям названного Приказа от 30.10.2007 № 370 должно быть отказано.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона
 «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

Таким образом, кадастровый учет земельного участка площадью 2652 кв.м, необходимого ЗАО «ФорМи» для использования объектов недвижимости и земельного участка ОАО «Прибордеталь», образовавшегося после образования земельного участка 2652 кв.м, должен быть осуществлен одновременно.

В силу пункта 7 статьи 7 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками заинтересованные правообладатели земельных участков вправе обратиться в уполномоченный орган Московской области или орган местного самоуправления за принятием решения о разделе земельного участка в целях последующего переоформления права постоянного (бессрочного) пользования отдельно на каждый земельный участок, сформированный при разделе. При этом раздел земельного участка осуществляется на основании проектов границ земельных участков при условии, что земельный участок является делимым.

Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона от 07.06.1996 №23/96-ОЗ в случае образования новых земельных участков в результате раздела существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, или объединения существующих земельных участков, органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимают решение об утверждении проекта границ вновь образованных земельных участков.

Из материалов дела следует, что соответствующие постановления администрации г.Орехово-Зуево о разделе земельного участка, об утверждении плана границ испрашиваемого земельного участка не вынесены, землеустроительное дело заявителем не сформировано, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка площадью 2652 кв.м не изготовлен.

В ответ на запрос суда первой инстанции Управление Роснедвижимости по Московской области письмом от 20.01.2009 №00833-9/24929 представило суду кадастровую выписку от 12.01.2009 №47.1/09-17 о земельном участке с кадастровым номером 50:47:0060102:5 площадью 93400 кв.м. В графе «Правообладатель» данной выписки значится Орехово-Зуевский завод «Прибордеталь» (т.1 л.д. 111-112).

Поскольку земельный участок площадью 2652 кв.м не поставлен на кадастровый учет и не возник как объект земельных отношений, не может быть удовлетворено требование ЗАО «ФорМи» об обязании администрации г.Орехово-Зуево подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2652 кв.м, расположенного по адресу: <...>, для передачи в собственность ЗАО «ФорМи».

Согласно статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда производится изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ЗАО «ФорМи» не указало, какое основание для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у ОАО «Прибордеталь» применяется к спорным отношениям, в связи с чем апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что положения статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, предусматривают условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и не имеют отношения к предмету заявленных требований.

Статьи 179, 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, также никак не связаны с предметом настоящего спора.

На основании изложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в части обязания администрации г.Орехово-Зуево подготовить постановление об изъятии путем выкупа земельного участка площадью 2652 кв.м. в пользу ЗАО «ФорМи» из земель ранее отведенных ОАО «Прибордеталь» общей площадью 9,34 га, а также обязания администрации г.Орехово-Зуево подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд приходит к выводу, что не подлежит удовлетворению требование ЗАО «ФорМи» о признании незаконными ненормативных актов администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области
 от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 в части, касающейся предоставления дополнительных документов: проекта раздела границ земельного участка, заключения Управления архитектуры и градостроительства о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями, так как названные письма администрации от 30.06.2008
 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 не противоречат приказуМинистерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании незаконными ненормативных актов администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2009 года по делу №А41-23028/08 в части удовлетворения требования о признании незаконными ненормативных актов администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 30.06.2008 №16х/2-1121-36 и от 27.08.2008 №1исх598 в части, касающейся предоставления дополнительных документов: проекта раздела границ земельного участка, заключения Управления архитектуры и градостроительства о разделе земельного участка в соответствии с его целевым назначением и градостроительными требованиями как несоответствующее требованиям Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 отменить.

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «ФорМи» в данной части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

В.Ю. Бархатов

Судьи

Н.В. Диаковская

С.К. Ханашевич