ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-3027/13 от 23.12.2013 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

31 декабря 2013 года

Дело № А41-47975/12

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 декабря 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шевченко Е.Е.,

судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,

рассмотрев в судебных заседаниях заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» к администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в оформлении постановления о предоставлении обществу земельных участков в аренду под многоэтажное строительство, обязании принять такое постановление,

при участии третьих лиц: администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального Московской области, федерального государственного казенного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области»

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» – Власовой М.В. (представителя по доверенности от 15.10.2013 № 45), Костина А.А. (представителя по доверенности от 21.05.2013 № 38), Михляевой А.Г. (представителя по доверенности от 19.12.2013 № 50), Попова В.В. (по протоколам от 04.10.2011 № 32, от 27.09.2011);

от администрации Одинцовского муниципального района Московской области – Бублис К.К. (представителя по доверенности от 26.12.2012 № 57);

от администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области – Басманова А.В. (представителя по доверенности от 01.07.2013 № 828/2.12);

от администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального Московской области – Киреева И.С. (представителя по доверенности от 19.08.2013);

от федерального государственного казенного учреждения – «7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» – Кучиной М.В. (представителя по доверенности от 20.12.2012 № 54);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее – администрация района) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):

1. признать незаконным отказ администрации района, выраженный в письме от 31.08.2012 № 2.23/10276юр (входящий от 10.09.2012 № 1873/09), в оформлении постановления о предоставлении земельных участков в аренду под многоэтажное строительство обществу в границах застроенных территорий согласно следующим договорам:

– договору от 15.11.2001 № 1 о реализации проекта строительства малоэтажного жилого дома с инфраструктурой.

– договору от 25.06.2004 № 60 на финансовое обеспечение первой очереди строительства муниципального университета в г. Одинцово Московской области.

– инвестиционному контракту от 19.10.2004 № 146 на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области.

2. обязать администрацию района принять постановления о предоставлении обществу на правах аренды на период реализации инвестиционных договоров следующие земельные участки:

2.1 по договору от 15.11.2001 № 1:

земельный участок кадастровый номер 50:20:001 05 08:0206, общей площадью 4 998 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Барвихинский, пос. д/о «Огарево», д. 4 для целей жилищного строительства,

2.2. по договору от 25.06.2004 № 60 земельные участки, расположенные в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, а именно:

земельный участок площадью 4 998 кв.м., кадастровый номер 50:20:003 01 19:0005, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, вблизи дома № 5;

земельный участок площадью 4999 кв.м , кадастровый номер 50:20:003 01 19:0006, для строительства многоэтажного жилого комплекса, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами № 7 и № 9;

земельный участок площадью 4999 кв.м , кадастровый номер 50:20:003 01 19:0007, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, вблизи дома № 7;

земельный участок площадью 4 998 кв.м , кадастровый номер 50:20:003 01 19:0008, для многоэтажного жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами № 18 и № 16а;

земельный участок площадью 4 078 кв.м , кадастровый номер 50:20:003 01 19:0010, для жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом № 7 ;

земельный участок площадью 4 997 кв.м. кадастровый номер 50:20:003 01 19:0011, для многоэтажного жилищного строительства, с местоположением в г. Одинцово, между домом № 3 по Подушкинскому шоссе и домом № 27а по улице Новоспортивная.

2.3. по инвестиционному контракту от 19.10.2004 № 146 земельные участки, расположенные в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение Горское, с местоположением: Рублево-Успенское шоссе, а именно:

земельный участок площадью 4 744 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0508;

земельный участок площадью 4 453 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0509;

земельный участок площадью 4 977 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0510;

земельный участок площадью 2 313 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0511;

земельный участок площадью 3 621 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0512;

земельный участок площадью 4 799 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0513;

земельный участок площадью 3 698 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0514;

земельный участок площадью 4 796 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0515;

земельный участок площадью 4 959 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0516;

земельный участок площадью 4 990 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0517;

земельный участок площадью 4 991 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0518;

земельный участок площадью 4 677 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0519;

земельный участок площадью 4 697 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0520;

земельный участок площадью 4 992 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0521;

земельный участок площадью 4 999 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0522;

земельный участок площадью 4 963 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0523;

земельный участок площадью 4 330 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0524;

земельный участок площадью 4 992 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0525;

земельный участок площадью 3 866 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0526;

земельный участок площадью 4 980 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0527;

земельный участок площадью 4 991 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0528;

земельный участок площадью 2 649 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0529;

земельный участок площадью 848 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0530;

земельный участок площадью 3 957 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0531;

земельный участок площадью 4 302 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0532;

земельный участок площадью 3 409 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0533;

земельный участок площадью 4 992 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0534;

земельный участок площадью 2 469 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0535;

земельный участок площадью 3 092 кв.м., кадастровый номер 50:20:004 07 10:0536.

Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация района просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области (далее – администрация с.п. Барвихинское) просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях администрации с.п. Барвихинское, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области (далее – администрация с.п. Горское) просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях администрации с.п. Горское, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе федеральное государственное казенное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области» (далее – учреждение) просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях учреждения, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При рассмотрении апелляционной жалобы по существу апелляционным судом установлено, что обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях администрации с.п. Барвихинское, администрации с.п. Горское, учреждения, не привлеченных к участию в деле.

При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.

Общество 13.07.2011, 31.08.2012 обращалось к администрации района с письмом исх. № 362/07 о предоставлении обществу в аренду названных земельных участков по договорам от 15.11.2001 № 1, от 25.06.2004 № 60, инвестиционному контракту от 19.10.2004 № 146 на период реализации этих договоров (контракта).

Как усматривается из материалов дела, земельные участки по инвестиционному контракту от 19.10.2004 № 146 заняты объектами недвижимости, переданными в соответствии с Законом Московской области от 25.07.2007 № 139/2007-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями» (приложение № 9 к данному Закону) по передаточному акту от 21.10.2008 № 9 в муниципальную собственность с.п. Горское. Часть жилого фонда жилых домов, расположенных на спорных земельных участках, а также другие объекты недвижимости, находятся в собственности муниципального образования с.п. Горское.

На земельном участке с кадастровым номером 50:20:001 05 08:0206 (по инвестиционному контракту от 15.11.2001 № 1) расположены жилые дома № 4 и 4а пос. д/о Огарево, с.п. Барвихинское Одинцовского района Московской области. Часть жилого фонда в этих домах передана в муниципальную собственность с.п. Барвихинское на основании Закона Московской области от 25.07.2007 № 139/2007-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями» (пункты 3.32,.3.33 приложения № 8 к данному Закону) по актам приема-передачи формы ОС-1а от 31.12.2008 № 805 и 806.

Согласно представленным в материалы дела документам границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:003 01 19:0005, 50:20:003 01 19:0007, 50:20:003 01 19:0010 (договор от 25.06.2004 № 60) накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0015, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения. При этом на земельном участке с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0015 расположены находящиеся в собственности Российской Федерации объекты недвижимого имущества (здание центрального пункта радиосвязи и радиомачта), которыми учреждение владеет на праве оперативного управления. Данные сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:20:003 01 19:0010.

В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле по инициативе суда.

На основании этих норм с учетом указанных обстоятельств апелляционный суд определением от 22.11.2013 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для арбитражного суда первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрацию с.п. Горское., администрацию с.п. Барвихинское, учреждение.

Представители общества в судебных заседаниях поддержали доводы заявления, просили его удовлетворить.

Представители администрации района, администрации с.п. Барвихинское, администрации с.п. Горское, учреждения в судебных заседаниях возражали против доводов заявления, просили отказать в его удовлетворении.

Изучив заявление общества, отзывы на него, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Обществом и администрацией района заключены договоры по реконструкции и застройке территорий Одинцовского муниципального района, а именно:

1) договор от 15.10.2001 № 1 о реализации проекта жилищного строительства;

2) договор от 25.06.2004 № 60 на финансовое обеспечение первой очереди строительства муниципального университета в г. Одинцово Московской области;

3) инвестиционный контракт от 19.10.2004 № 146 на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области.

По условиям договора от 15.10.2001 № 1 (с учетом дополнительного соглашения от 17.10.2001 № 1) общество в качестве инвестора обязалось:

обеспечить за счет собственных и/или привлеченных (заемных) средств, а также средств привлеченных им третьих лиц (соинвесторов) финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме в соответствии с условиями договора и сдачу приемочной комиссии по приемке законченных строительством объектов в договорные сроки;

в договорные сроки своими или привлеченными силами разработать и согласовать в установленном порядке проектную и исходно-разрешительную документацию;

обеспечить строительство и ввод объектов в эксплуатацию в сроки, установленные договором и с качеством в соответствии с действующими строительными нормами и правилами;

после заключения договора и предоставления администрацией района в соответствии с договором земельных участков обеспечить выполнение условий освоения и содержания строительной площадки в соответствии с установленными строительными нормами и правилами (СНиП), включая обеспечение охраны, уборку строительных площадок и прилегающих к ним уличных полос;

при осуществлении жилищного строительства параллельно осуществлять реконструкцию, строительство и сдачу в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, инженерных сетей и сооружений, благоустройство территории застройки в соответствии с условиями договора и проектом застройки;

обеспечить оформление и регистрацию своих имущественных прав в установленном законом порядке;

в случае возникновения у инвестора обстоятельств финансового или иного характера, делающих невозможным исполнение договора, поставить в известность администрацию района;

осуществить постановку на налоговый учет в Одинцовском районе, по месту нахождения основных средств инвестора в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечить финансирование ремонтных работ дорожной сети и тротуаров, прилегающих к строящемуся (реконструируемому) объекту в случае использования тяжелой дорожной техники;

осуществлять своевременно и в установленном порядке арендные или иные
 установленные законодательством Российской Федерации платежи за имеющиеся права на земельные участки;

перечислить на внебюджетный расчетный счет администрации денежные средства, направляемые на восстановление и развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры в Одинцовском районе Московской области, в сумме 2 000 000 рублей в срок не позднее 31 декабря 2004 года;

для реализации инвестиционного контракта произвести за счет собственных средств расселение жителей с предоставлением квартир общей площадью на земельном участке площадью 2,49 га с месторасположением: Московская область, Одинцовский район, с/о Барвихинский, пос. Д/О Огарево, д. 4, 4А.

По условиям данного договора (с учетом дополнительного соглашения от 17.10.2001 № 1) администрация района обязалась:

передать обществу в аренду сроком на 5 (пять) лет для целей жилищного строительства земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, пос. д/о Огареве, д. 4, 4А (вблизи д. Усово) общей совокупной площадью ориентировочно 2,3 Га;

не позднее одного месяца с момента письменного обращения общества, осуществить в рамках предоставленных полномочий заключение договоров аренды на земельные участки, в установленном действующим законодательством Российской Федерации и Московской области порядке;

по возможности обеспечить на момент ввода объекта в эксплуатацию необходимые мощности энергоносителей в городских сетях, к которым будет произведено подключение объектов;

оказывать обществу необходимое содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию администрации района, в том числе обеспечивать подготовку и своевременное принятие распорядительных и нормативных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

в течение пяти дней с момента заключения договора издать постановления Главы Одинцовского района о согласовании размещения объекта строительства и определении ветхих жилых домов и иных построек и сооружений, подпадающих под застройку, под снос;

не допускать оформления имущественных прав на жилые и нежилые помещения (в том числе изменения договоров найма жилых помещений и регистрации граждан по месту жительства и пребывания на жилую площадь) в объектах, планируемых под снос на земельных участках, планируемых под застройку, кроме случаев, установленных действующим законодательством, о чем также издать нормативный акт Главы Одинцовского района;

оказывать активное содействие инвестору в оформлении документов на жилую площадь, предоставленную инвестором для переселения жителей в соответствии с графиком отселения, согласованным сторонами, и согласно Списку, содержащему перечень квартир предназначенных для переселения жителей;

оказывать активное содействие обществу в переселении жителей на площадь, предоставленную инвестором в соответствии с графиком отселения, согласованным сторонами;

в течение пяти дней с момента освобождения соответствующего жилого дома издать правовой акт о сносе освобожденного жилого дома/домов.

По условиям договора от 25.06.2004 № 60 на финансовое обеспечение первой очереди строительства муниципального университета в г. Одинцово Московской области (с учетом дополнительных соглашений от 25.05.2007, от 17.12.2007) общество обязалось:

за счет собственных и привлеченных средств принять участие в целевом
 финансировании проектирования и строительства первой очереди муниципального университета на земельном участке, расположенного по адресу Московская область, г. Одинцово, Подушкинское ш. 1-ый км.;

обеспечить финансирование объекта в объемах и сроки, согласованные Сторонами в дополнительном соглашении к договору (график финансирования);

перечислить необходимые денежные средства в бюджет по указанным в договоре реквизитам муниципального образования либо на расчетный счет уполномоченного представителя муниципального образования – муниципального унитарного предприятия «Служба капитального строительства», выполняющего функции заказчика по проектированию и строительству объекта в увязке с утвержденной схемой финансирования подрядных организаций, либо направить необходимые суммы непосредственно на расчетные счета подрядных организаций по письменному обращению Муниципального образования.

По условиям данного договора (с учетом дополнительных соглашений от 25.05.2007, от 17.12.2007) администрация района обязалась:

обеспечить целевое расходование направляемых обществом денежных средств на строительство Объекта;

обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию объекта в установленные сроки при условии соблюдения инвестором графика финансирования;

в течение двух месяцев с момента подачи обществом всех необходимых документов предоставить обществу в аренду сроком на 5 (пять) лет земельные участки, имеющие общие ориентировочные адресные ориентиры: Московская обл., г. Одинцово, Подушкинское шоссе, 1-ый км (напротив муниципального университета), расположенные на общей совокупной площади ориентировочно 11,0 га по выбору общества для строительства и заключить договоры аренды указанных земельных участков (в любом случае без выплаты каких-либо дополнительных платежей и без проведения конкурсов и/или аукционов и предъявления требований о выполнении каких-либо дополнительных условий);

Помимо этого стороны согласовали условия о том, что спорные земельные участки будут предоставлены администрацией района обществу с обременением расселения/переселения жителей из подлежащих сносу и расположенных на предоставляемых земельных участках жилых домов. Общество своими или привлеченными силами обязалось осуществить указанное расселение/переселение жителей либо перечислить администрации денежную компенсацию в счет расселения жителей. Не зависимо от способа осуществления расселения администрация района в рамках своих полномочий обязалась при необходимости осуществлять содействие по вопросу расселения/переселения жителей из подлежащих сносу домов, в том числе путем выпуска необходимых нормативных и распорядительных актов в пределах своей компетенции. Администрация района в установленном законом порядке обязалась расторгнуть существующие на дату подписания данного договора другие договоры аренды и контракты на право хозяйственного ведения и оперативного управления строениями и/или вышеуказанными земельными участками, их частями (при их наличии). администрация района не вправе требовать от общества выплаты дополнительно каких-либо сумм по договору, кроме случаев, предусмотренных непосредственно в договоре;

Стороны также договорились осуществить снос административного здания, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 122,7 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе д. 9, занимаемое в момент заключения договора МУСП «Одинцовское предприятие ритуальной службы» Одинцовского района, в порядке и на условиях установленных дополнительным соглашением от 17.12.2007.

По условиям инвестиционного контракта от 19.10.2004 № 146 на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области (с учетом дополнительного соглашения от 18.11.2004 № 1) общество обязалось:

обеспечить за счет собственных и привлеченных (заемных) средств финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме в соответствии со своими обязательствами по контракту и сдачу государственной комиссии по приемке законченных строительством (реконструкцией) зданий в сроки, определенные контрактом;

принять долевое участие в строительстве и реконструкции инженерных сетей
и сооружений на территории Московской области в сумме 30 117 120 рублей в порядке, установленном постановлением Правительства Московской области «Об участии инвесторов-застройщиков в строительстве и реконструкции инженерных сетей и сооружений при реализации инвестиционных проектов по строительству объектов недвижимости на территории Московской области» от 28.08.2001 № 271\28 путем перечисления указанной суммы на счет областного бюджета;

обеспечить отделочные работы в квартирах, предоставляемых для нужд
переселения в полном объеме, включая кухни, санитарные узлы и места общего
 пользования;

предоставлять администрации и министерству отчета о выполненных работах, предусмотренных статьей 4 контракта, в той части объекта, в которой имеется доля администрации ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, о выполненных работах по остальной части объекта – один раз в полугодие, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием;

обеспечить строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ, утвержденным дополнительным соглашением, и с качеством в соответствии с действующими строительными нормами;

после заключения контракта обеспечить выполнение условий освоения и содержания строительной площадки в соответствии с установленными строительными правилами и нормами (СНиП), включая обеспечение охраны, уборку строительных площадок и прилегающих к ним уличных полос;

в соответствии с законодательством Российской Федерации произвести отселение жителей и вывод собственников из объекта и обеспечить за счет собственных средств оформление жилой площади, предоставляемой жителям, с компенсацией в порядке, установленном действующим законодательством;

произвести в соответствии с установленным порядком учетную регистрацию контракта и договоров о привлечении финансовых средств в жилищное строительство в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.

обеспечить страхование объекта в порядке, определяемом статьей 742 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс);

обеспечить инженерную подготовку территории и выполнить свои обязательства в соответствии с техническими условиями и заключенным протоколом о разграничении ответственности сторон по инженерному обеспечению контракта;

при осуществлении жилищного строительства параллельно осуществлять реконструкцию, строительство и сдачу в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, инженерных сетей и сооружений в соответствии с условиями настоящего Контракта и проектом застройки;

использовать при строительстве преимущественно продукцию строительного назначения, имеющую сертификат соответствия в системе сертификации ГОСТ Р в строительстве;

обеспечить лабораторный контроль качества строительства и продукции испытательными подразделениями (лабораториями), аттестованными в установленном порядке, или по договорам с привлеченными испытательными центрами, аккредитованными Госстроем России;

в случае необходимости сноса жилых домов на участке строительства и
отселения из них жителей разработать график сноса и отселения, согласовать его с
администрацией района и обеспечить его выполнение;

В 10-дневный срок с момента оформления правоустанавливающих документов
передать в собственность муниципального образования «Одинцовский район Московской области» жилые помещения, находящиеся в собственности общества, для отселения граждан, проживающих в сносимом (реконструируемом) доме по договорам найма. Общая площадь жилых помещений, передаваемых администрации района для отселения нанимателей, рассчитывается обществом в соответствии с действующим законодательством;

в случае создания товарищества собственников жилья при заключении договоров соинвестирования и купли-продажи письменно оповещать соинвесторов об этом;

организовать и зарегистрировать в установленном порядке товарищество собственников жилья, если оно должно быть создано по решению будущих домовладельцев. Интересы муниципального образования как собственника домовладения, полученного в результате реализации инвестиционного контракта, представляет должностное лицо Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Одинцовского района;

обеспечить оформление и регистрацию своих имущественных прав в
установленном законом порядке; получить в установленном порядке паспорт домовладения;

осуществлять своевременно и в установленном порядке арендные платежи за пользование земельным участком;

при активном содействии администрации района переселить жителей-нанимателей из жилищного фонда, попадающего под снос, освобождению незаконно занимаемых зданий, строений, помещений и земельных участков, расположенных на территории застройки; обееспечить вывод собственников из жилого (нежилого) фонда, попадающего под снос;

в случае возникновения у общества обстоятельств финансового или иного
 характера, делающих невозможным его участие в строительстве объекта, поставить в
местность администрацию района;

за свой счет застраховать гражданскую ответственность за нарушение
контракта (неисполнение обязательств, исполнение обязательств с нарушением сроков и/или с ненадлежащим качеством работ) размером страховой суммы в 25 % от их стоимости, с указанием в качестве выгодополучателя (бенефициара) администрации Одинцовского района, причем страховые резервы компании-страховщика на дату подписания настоящего контракта должны составлять сумму, эквивалентную 5 миллионам евро, или представить гарантию (поручительство) кредитной организации исполнения инвестором обязательств по контракту отдельно по пусковым комплексам с  размером гарантийной суммы в 25 % от их стоимости с указанием в качестве бенефициара администрации района, причем минимальный уставной капитал банка-гаранта (поручителя) должен составлять сумму, эквивалентную 5 миллионам евро; предпочтительно предоставление страховых полисов и гарантий от финансовых организаций, в уставном капитале которых участвуют государственные или муниципальные образования;

предоставить преимущественное право муниципальному унитарному предприятию «Служба капитального строительства» выступить техническим заказчиком по проектированию и строительству объектов социальной инфраструктуры: детского дошкольного учреждения и ремонту общеобразовательной школы;

осуществить постановку на налоговый учет в Одинцовском районе по месту нахождения основных средств инвестора в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечить финансирование ремонтных работ дорожной сети и тротуаров, прилегающих к строящемуся (реконструируемому) объекту, застройщику, использующему тяжелую дорожную технику;

передать администрации района жилую площадь, предназначенную для переселения жителей-нанимателей администрации района не позднее, чем за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию.

По условиям данного контракта (с учетом дополнительного соглашения от 18.11.2004 № 1) администрация района обязалась:

в течение двух недель с момента подписания настоящего контракта всеми сторонами обеспечить издание соответствующего постановления Главы Одинцовского района о размещении строительства и определении ветхих жилых домов и иных построек и сооружений, подпадающих под застройку, под снос;

не осуществлять с момента подписания контракта сдачи в аренду, продажи жилых и нежилых помещений и земельных участков, а также изменения договоров найма жилых помещений и регистрации граждан по месту жительства и пребывания на жилую площадь, кроме случаев, установленных действующим законодательством, предназначенных под строительство общества согласно проекту застройки;

оказывать обществу необходимое содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию администрации района, в том числе обеспечивать подготовку и своевременное принятие распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

по заявке общества в срок до 1 (одного) месяца с момента формирования (межевания земельных участков с постановкой на кадастровый учет) заключить договоры аренды на земельные участки на период строительства в установленном порядке: на земельный участок, общей площадью ориентировочно 15,3 га, расположенного в Московской области, Одинцовском районе, пос. Горки-2, пролегающего частично вдоль полосы отвода Рублево-Успенского шоссе, в 14 км от МКАД с северной стороны Рублево-Успенского шоссе. Участок граничит: с северной стороны участок граничит с дачно-строительным кооперативом и объездной дорогой, отделяющей пос. Горки-2 от незастроенной территории, с восточной стороны – с жилыми многоквартирными домами № 1, 2, с южной стороны участок ограничен полосой отвода Рублево-Успенского шоссе, с западной имеет ограничением жилой многоквартирный дом № 32, муниципальные здания и квартал № 35 Звенигородского лесного хозяйства. На участке расположены: жилые многоквартирные дома малой и средней этажности № 6-9, 22, 28-33, 35-39 ,41; на земельный участок, общей площадью ориентировочно 2,7 га, расположенного в Московской области, Одинцовском районе, пос. Горки-2, 14 км. от МКАД с южной стороны Рублево-Успенского шоссе. Участок граничит: с северной стороны ориентировочно в 80 метрах от полосы отвода Рублево-Успенского шоссе, с восточной стороны – с землей производственного центра, с южной стороны – с индивидуальной жилой застройкой, с западной стороны – кварталом № 35 Звенигородского лесного хозяйства, ориентировочно в 100 метрах от дома № 45;

обеспечить вывод пользователей из объектов, подлежащих сносу, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

оказывать активное содействие обществу в оформлении документов на жилую площадь, предоставленную обществом для переселения жителей-нанимателей в соответствии с графиком отселения, согласованным сторонами, и согласно списку, содержащему перечень квартир, предназначенных для переселения жителей;

оказывать активное содействие обществу в переселении жителей на площадь, предоставленную инвестором в соответствии с графиком отселения, согласованным сторонами;

оформить свои имущественные права в регистрирующем органе в установленном
 порядке;

после ввода объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию и выполнения в
 полном объеме обязательств сторон по контракту, обеспечить оформление акта о
 результатах реализации инвестиционного проекта (пускового комплекса) в срок не более 15 дней при условии предоставления обществом необходимого пакета документов;

содействовать освобождению занимаемых на законных основаниях юридическими и физическими лицами зданий, строений, помещений и земельных участков, передаваемых обществу, и обеспечить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации освобождение незаконно занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, строений, помещений и земельных участков;

вопросы, возникающие по поводу земельных участков, находящихся в частной собственности, решаются инвестором самостоятельно.

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.01.2008 по делу № А41-К1-21940/07 признано незаконным решение администрации района от 11.10.2007 об отказе в предоставлении обществу земельного участка для строительства малоэтажного дома. Также суд обязал администрацию района заключить с обществом договор аренды сроком на 5 лет земельных участков: участка кадастровый номер 50:20:001 05 08:0206, общей площадью 4 998 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Барвихинский, пос. д/о «Огарево», д. 4 для целей жилищного строительства, установив арендную плату согласно применяемым в муниципальном образовании «Одинцовский район Московской области» на дату заключения договора коэффициентам расчета арендной платы.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2007 по делу № А41-К2-21884/07 признано незаконным решение администрации района (письмо администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11.10.2007 № 2.23/11879юр на письмо от 11.10.2007 № 451/10) об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства земельных участков по договору от 25.06.2004 № 60 на финансовое обеспечение первой очереди строительства муниципального университета в г. Одинцово Московской области. Также суд обязал администрацию района предоставить обществу в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства спорные земельные участки.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2008 по делу № А41-К2-637/08 признано незаконным решение администрации района об отказе в предоставлении обществу земельных участков по инвестиционному контракту от 19.10.2004 № 146 на комплексную реконструкцию территории поселка Горки-2 Одинцовского района Московской области. Также суд обязал администрацию района предоставить обществу в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства спорные земельные участки.

В связи с пропуском сроков для предъявления исполнительных листов, выданных арбитражным судом на основании этих судебных решений, к исполнению, утратой этих листов, отказами арбитражного суда в выдаче их дубликатов и в восстановлении сроков на их предъявление общество обращалось в 2008, 2011, 2012 гг. к администрации с заявлениями о заключении с обществом договоров аренды спорных участков на основании названных судебных актов.

По заявлению общества от 01.08.2012 администрация района письмом от 31.08.2012 № 2.23/10276юр отказала обществу в предоставлении обществу этих земельных участков в аренду для строительства, указав на пропуск обществом сроков на предъявление исполнительных листов к исполнению.

Не согласившись с администрацией района, общество 24.10.2012 обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации района о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 31.08.2012 № 2.23/10276юр, и об обязании принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду.

Изучив заявление общества, отзывы на него, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требование общества о признании незаконным отказа администрации района подлежит удовлетворению, в остальной части заявление общества удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Содержащееся в письме от 31.08.2012 № 2.23/10276юр решение администрации об отказе в предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду, по сути, является ненормативным правовым актом.

Следовательно, требование общества о признании незаконным такого решения администрации района подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.

Положениями главы 24 АПК РФ, регламентирующими рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, охватывается как рассмотрение требований об оспаривании таких действий, так и требований, касающихся устранения допущенных нарушений, в случае признаний таких действий незаконными.

Другое требование общества – об обязании администрации района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду – является ни чем иным как требованием об устранении нарушения, допущенного в результате принятия такого акта (решения), рассмотрение которого осуществляется в порядке, предусмотренном правилами главы 24 АПК РФ.

Таким образом, из предмета требований по настоящему делу (об оспаривании ненормативного правового акта и об обязании устранить нарушения, допущенные в результате принятия такого акта) следует, что оно заявлены в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем подлежат рассмотрению по правилам этой главы АПК РФ, в том числе статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений главы 24 АПК РФ, регламентирующих рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, следует, что проверка оспариваемого решения администрации района об отказе в предоставлении спорных земельных участков как ненормативного правового акта на предмет соответствия закону осуществляется по основаниям принятия такого решения с учетом его содержания.

В данном случае администрация района в качестве единственного основания отказа обществу в предоставлении спорных земельных участков в названном письме указала на истечение сроков на предъявление к исполнению исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Московской области на основании вступивших в силу решений от 09.01.2008 по делу № А41-К1-21940/07, от 20.12.2007 по делу А41-К2-21884/07, от 14.03.2008 по делу № А41-К2-637/08.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Исходя из смысла данных правовых норм обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения.

Соответствующие разъяснения содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 № 8893/10.

Исходя из указанного непредъявление взыскателем исполнительного листа к исполнению, а равно пропуск срока на предъявление его к исполнению, не может быть рассматриваться как основание для неисполнения решения суда, вступившего в силу.

Обращаясь в администрацию с заявлением о заключении договоров аренды спорных земельных участков для строительства на основании решений Арбитражного суда Московской области от 09.01.2008 по делу № А41-К1-21940/07, от 20.12.2007 по делу А41-К2-21884/07, от 14.03.2008 по делу № А41-К2-637/08, общество имело право получить от администрации района основанное на законе решение по его заявлению.

Между тем оспариваемый отказ администрацией района, мотивированный истечением сроков на предъявление к исполнению исполнительных листов, выданных арбитражным судом на основании этих судебных решений, нельзя признать соответствующим закону.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Обращаясь в арбитражный суд 24.10.2012 с заявлением об оспаривании отказа администрации, содержащегося в письме от 31.08.2012, общество соблюло указанный срок.

С учетом того, что проверка ненормативного правового акта в соответствии с правилами главы 24 АПК РФ осуществляется по основаниям его принятия, оспариваемый отказ администрации района в удовлетворении заявления общества ввиду несоответствия закону указанного в этом отказе основания признается апелляционным судом незаконным.

Требование общества об устранении нарушения, допущенного в результате принятия незаконного акта (решения), в том виде как его заявило общество (обязать администрацию района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду), подлежит проверке судом по правилам главы 24 АПК РФ на предмет соответствия его закону по любым основаниям, предусмотренных законом, не ограничиваясь тем основанием, которое было указано в оспариваемом акте (решении).

То обстоятельство, что администрацией было избрано незаконное основание для отказа в удовлетворении заявления общества о заключении договоров аренды спорных земельных участков, само по себе свидетельствует об отсутствии иных, соответствующих закону оснований, которые могли бы исключать удовлетворение требования общества обязать администрацию района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду.

При этом принятие в 2007–2008 гг. названных судебных актов по другим делам (решений Арбитражного суда Московской области от 09.01.2008 по делу № А41-К1-21940/07, от 20.12.2007 по делу А41-К2-21884/07, от 14.03.2008 по делу № А41-К2-637/08), которыми удовлетворены требования общества, в том числе об обязании администрации района предоставить обществу спорные земельные участка для жилищного строительства, само по себе не влечет удовлетворения требования общества об обязании администрации района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду, рассматриваемому арбитражными судами в 2013г.

В соответствии с частью 2 статья 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В настоящем деле участвуют лица, не привлекавшиеся к участию в делах, по которым Арбитражным судом Московской области приняты упомянутые решения – администрация с.п. Барвихинское, администрация с.п. Горское, учреждение, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела могут быть учтены иные обстоятельства, не указанные в данных судебных решениях.

Кроме того, с момента принятия этих судебных решений (2007-2008 гг.) могли измениться имевшие ранее место обстоятельства, например, мог быть произведен раздел спорных земельных участков и регистрация права собственности иных лиц на вновь образованные земельные участки, что повлекло бы прекращение существования первых в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса, а, следовательно, невозможность их предоставления обществу в аренду, несмотря на указанные решения судов по другим делам.

Проверив требование общества об обязании администрации района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду на предмет соответствия его закону (подлежащего применению в силу положений главы 24 АПК РФ по состоянию на момент рассмотрения судом этого требования) апелляционный суд установил, что спорные земельные участки существуют в прежнем виде (кадастровые выписки от 20.12.2013), между тем, судом выявлены иные основания, исключающие удовлетворение данного требования общества.

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном Земельным кодексом.

Согласно пункту 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки (выписки из ЕГРП от 18.02.2013, от 30.10.2013).

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее – Закон введении в действие Жилищного кодекса) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.

Как разъяснено в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса).

В данном случае, как следует из кадастровых выписок от 20.12.2013, спорные земельные участки сформированы в 2007-2008 гг., то есть после введения в действие Жилищного кодекса (01.03.2005).

Таким образом, те спорные земельные участки, на которых находятся многоквартирные жилые дома, квартиры в которых принадлежат гражданам и администрации с.п. Горское, администрации с.п. Барвихинское (в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации прав на эти квартиры, иные документы, подтверждающие выбытие жилого фонда в этих домах, а, следовательно и земельных участков, на которых они расположены, из распоряжения администрации района), объекты инфраструктуры, предназначенные для населения, проживающего в данных жилых многоквартирных домах, а также объекты муниципальной собственности с.п. Горское, объекты собственности Российской Федерации (находящиеся во владении учреждения на праве оперативного управления) не могут быть предоставлены обществу в аренду для жилищного строительства.

В соответствии с частью 1 статья 46.1 Градостроительного кодекса развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Согласно части 2 этой же статьи 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

Согласно части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Как следует из упомянутых договоров/контракта, переселение жителей многоквартирных домов, расположенных на спорных земельных участках, и последующий их снос в целях дальнейшего строительства обусловливается определением этих жилых домов под снос, признание их ветхими. Вместе с тем только на одном земельном участке (по договору № 60) постановлением администрации района определено под снос расположенное на нем здание (Московская область, г. Одиноцово, Подушкинское шоссе, 3). При этом указаний на признание его ветхим/аварийным не имеется, равно как и доказательств этого обстоятельства. Не имеется и таких доказательств и в отношении других жилых многоквартирных домов. Напротив, в отношении некоторых из этих домов представлены доказательства проведения капитального ремонта.

То обстоятельство, что администрация района взяло на себя соответствующие обязательства (об определении под снос зданий и сооружений, предоставлении спорных земельных участков в аренду под строительство) само по себе не означает наличия оснований и возможности для их исполнения администрацией района.

В связи с этим предоставление обществу в аренду для строительства земельных участков, на которых находятся жилые многоквартирные дома, могло бы нарушать права жителей этих домов, собственников, находящихся в них квартир.

Предоставление обществу спорных земельных участков для целей строительства было бы возможно в случае переселения собственников квартир многоквартирных жилых домов и прекращения их права собственности на квартиры в этих домах. В материалы дела не представлены доказательства переселения нанимателей/собственников жилых помещений и заключения с ними гражданско-правовых договоров, исключения из ЕГРП записей о правах на квартиры в существующих жилых домах.

Кроме того, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие Градостроительного кодекса) Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс Законом о введении в действие Градостроительного кодекса статьями 38.1 и 38.2.

Согласно статье 18 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса пункт 12 статьи 26 данного Закона вступил в силу с 01.10.2005.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса изложен в следующей редакции:

«До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;

соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью  …».

В рассматриваемом случае постановлений о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду не принималось до 30.12.2007: именно по этой причине общество обратилось в арбитражный суд по настоящему делу с требованием об обязании администрации района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду.

Проверив возможность применения в настоящем случае приведенных норм пункта 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса с учетом заключения администрацией района и обществом упомянутых договоров/контракта № 1, 60 146 в 2001/2004 , содержания его условий, исходя из документов, представленных лицами, участвующими в деле, в том числе обществом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обществом исполнены обязательства по данным договорам/контракту лишь в части, что не позволяет с учетом требований пункта 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса предоставить ему спорные земельные участки в аренду под жилищное строительство без проведения торгов.

Ссылаясь на переселение жителей одного из многоквартирных домов, общество затруднилось пояснить, все ли жители были переселены, сколько их вообще. Что касается ссылки общества на письмо отдела государственного пожарного надзора по Одинцовскому району от 26.01.2006 № 136, в котором отдел сообщил обществу о согласовании выбора земельного участка для жилой застройки, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Подушкинское шоссе, д, 5-5 «А» при условии переноса здания центрального пункта радиосвязи ГУ МЧС России по Московской области, его антенны, а также иные документы переписки общества с ГУ МЧС России по Московской области о переносе мачты радиосвязи, то эти объекты так и не были перенесены, необходимая проектная документация на проведение работ не представлена.

Отказ в удовлетворении требования общества об обязании администрации района принять постановления о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду под жилищное строительство не исключает возможность предъявления к администрации района требования о возмещении убытков, вызванных не исполнением обязательств заключенным договорам/контракту.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 по делу
 № А41-47975/12 отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» удовлетворить в части: признать незаконным отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 31.08.2012 № 2.23/10276юр в оформлении постановлений о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» в аренду земельных участков по договорам (контрактам) от 15.11.2001 № 1, от 19.10.2004 № 146, от 25.06.2004 № 60. В удовлетворении остальной части заявления общества с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» отказать.

Председательствующий cудья

Е.Е. Шевченко

Судьи

С.Ю. Епифанцева

Е.Н. Короткова