ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
20 октября 2010 года
Дело № А41-8874/10
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ФИО2, доверенность от 11.10.2010 № 23; ФИО3, доверенность от 09.03.2010 № 06;
от ответчиков: от налогового органа – не явились, надлежаще извещены; от Главы района – ФИО4, доверенность от 13.08.2008 № 1исх.2310;,
от третьего лица: ФИО4, доверенность от 13.08.2008 № 1исх.2310,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Мособлстрой-9» на решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2010 года по делу №А41-8874/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по иску (заявлению) ЗАО «Мособлстрой-9» к ИФНС России по г. Ногинску Московской области, Главе Ногинского муниципального района Московская область, при участии третьего лица – администрации муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области», об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Мособлстрой-9» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области (далее – инспекция, налоговый орган); Главе Ногинского муниципального района Московской области (далее – Глава района) со следующими требованиями: 1) признать недействительным внесение налоговым органом записи в Единый государственный реестрюридическихлицоюридическомлице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года – администрации муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» с порядковым номером 1, государственнымрегистрационнымномером записи 1025003917289 от 10.02.2002; 2) признатьнедействительным свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 50 № 004946670 от 10.12.2002, выданное инспекцией; 3) признать недействительной постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ администрации муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» от 12.11.2005.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» (далее – администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.07.2010 заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения. При этом суд указал, что администрация зарегистрирована в качестве юридического лица на законных основаниях, а заявитель не представил доказательств нарушения его прав.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить данный судебный акт и удовлетворить заявленные требования. Общество считает, что внесение оспариваемой записи в ЕГРЮЛ не соответствует закону, поскольку в отношении администрации не соблюдена в установленном законом порядке процедура регистрации в качестве юридического лица, следовательно она не может выступать субъектом гражданских правоотношений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Главы района и администрации возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в своих письменных возражениях, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, устав Ногинского района был зарегистрирован Постановлением Главы администрации Московской области от 07.03.1996 № 74-ПГ.
В соответствии с пунктом 30 устава Ногинского района администрация является исполнительным органом районного самоуправления и действует под непосредственным руководством Главы района.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» основанием для внесения записи о юридическом лице в государственный реестр является решение о государственной организации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Представитель общества не оспаривает тот факт, что решение о регистрации администрации в качестве юридического лица в установленные законом сроки не обжаловалось.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введение в действие части 1 Гражданского кодекса РФ» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Порядок организации органов местного самоуправления до принятия Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определялся Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно статье 14 данного закона к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с названным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 20 указанного закона выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
В Московской области порядок принятия и регистрации уставов местного самоуправления был определен Положением от 20.09.1994 № 12/94-НА «О порядке подготовки, принятия и регистрации Уставов местного самоуправления в Московской области», утвержденным решением Московской областной Думы от 08.07.1994 № 6/23 «О принятии положения о порядкеподготовки, принятияи регистрацииуставовместного самоуправления в Московской области». Согласно пункту 34 указанного Положения в целях создания единой системы учета и единообразного применения норм права, связанных с фактом принятия устава, уставы местного самоуправления любой территориальной общности Московской областипроходятгосударственнуюрегистрацию:непрошедший государственную регистрацию устав юридической силы не имеет и введен в действие быть не может. Государственную регистрацию уставов производит Администрация Московской области.
Так как устав Ногинского муниципального района был зарегистрирован Постановлением Правительства Московской области от 07.03.1996 № 74-ПГ, то датой регистрации юридического лица – Администрации Ногинского муниципального района – является дата регистрации устава муниципального образования – 07.03.1996, регистрационный номер юридического лица – № 74 ПГ и наименование регистрирующего органа до принятия Федерального закона № 129-ФЗ – Администрация Московской области.
В настоящее время порядок организации деятельности органов местного самоуправления определяется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 41 этого закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправлениявкачествеюридическихлицявляютсяустав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»местнаяадминистрация(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 37 названного закона и ст. 25 устава муниципального образования «Ногинский муниципальный район» местная администрация обладает правами юридического лица.
Следовательно, запись о регистрации администрации в качестве юридического лица, произведенная налоговым органом является обоснованной и законной, равно как и выданное на этом основании свидетельство о внесении записи.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку сами по себе записи в ЕГРЮЛ и свидетельства не могут быть признаны недействительными в отсутствие доказательств незаконности оснований внесения таких записей и выдачи свидетельств, то апелляционный суд полагает, что обратившись в суд с указанными требованиями, заявитель фактически оспорил действия государственного органа.
Однако, согласно названной норме, для признания недействительным ненормативного акта необходимо установить наличие одновременно двух условий: 1) несоответствие действий закону или иному нормативному акту; 2) нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
В рассматриваемом случае названные условия отсутствуют.
Кроме того, как уже отмечалось, решение о внесении записи в установленный законом срок (ч. 4 ст. 198 АПК РФ) не оспаривалось.
Также заявитель не доказал факт нарушения его прав и законных интересов, связанного именно с наличием записи о регистрации администрации в качестве юридического лица.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, а оснований для его отмены, в т.ч. безусловных, не имеется. Доводы общества отвергнуты правомерно, нормы материального и процессуального права применены правильно, с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 по делу № А41-8874/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Виткалова
Судьи
В.Ю. Бархатов
В.Г. Гагарина