ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-5677/10 от 19.10.2010 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

26 октября 2010 года

Дело № А41-3703/10

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,

судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 доверенность № 44 от 23.12.2009,

от заинтересованного лица: ФИО3 доверенность № 6-юр от 30.12.2009,

от третьего лица: ФИО4 доверенность № ИС-17735 от 29.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуМинистерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2010 года по делу № А41-3703/10, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Государственного унитарного предприятия Московской области «Наследие» к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об оспаривании постановления от 03.11.2009 № 3297, при участи в деле в качестве третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Московской области «Наследие» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением о признании постановления Главы Щелковского муниципального района Московской области от 03.11.2009 № 3297 «Об установленииместоположенияземельныхучастков с кадастровыминомерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, 50:14:040371:0011» недействительным в части, относящейся к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009.

В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, заявителем указана Администрация Щелковского муниципального района Московской области.

Определением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2010 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.

Решением от 05.08.2010 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования.

Министерство имущественных отношений Московской области, не согласившись с судебным актом, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. По мнению третьего лица, суд первой инстанции не дал оценку постановлению Правительства Московской области от 12.12.2007 № 939/44 «О включении земельных участков в границы р.п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района», принятому по инициативе заявителя, не оспоренному до настоящего времени.

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель Администрации Щелковского муниципального района Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области.

Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18.02.2008 между Министерством имущественных отношений Московской области (Арендодатель) и Государственным унитарном предприятием Московской области «Наследие» (Арендатор) на основании постановления Правительства Московской области от 12.12.2007 № 939/44 «О включении земельных участков в границы р. п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района» заключен договор аренды
 земельного участка от 18.02.2008 № 39030-Z, находящегося в государственной собственности Московской области, предметом которого являются земельные участки: площадью 114, 308 кв. м, с кадастровым номером 50:14:04 03 71:0009; площадью 45, 391 кв. м, с кадастровым номером 50:14:04 03 71:0008, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «под объекты спортивного использования» для строительства стадиона для регби, расположенные по адресу: Московская область,
 Щелковский район, вблизи р. п. Монино (т. 1 л.д. 10 – 14).

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области.

03.11.2009 Главой Щелковского муниципального района Московской области вынесено постановление № 3297 «Об установлении местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, 50:14:040371:0011», которым утверждено местоположение указанных земельных участков – Московская область, Щелковский район, р. <...>.

Заявитель, считая постановление Главы Щелковского муниципального района Московской области от 03.11.2009 № 3297 недействительным в части, относящейся к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация Щелковского муниципального района Московской области не обладала полномочиями на издание оспариваемого постановления.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В материалы дела представлено постановление Правительства Московской области от 12.12.2007 № 939/44 «О включении земельных участков в границы р.п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района». Согласно указанному документу Правительство Московской области постановило перевести в том числе спорные земельные участки из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов», включив их в границы р.п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов, предусмотрен ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения,
 отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Устанавливая в постановлении от 03.11.2009 № 3297 местоположение спорных земельных участков – <...> без соблюдения процедуры изменения границ населенного пункта, Глава Щелковского муниципального района нарушил статью 84 Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, довод апелляционной жалобы о вынесении оспариваемого постановления в связи с направлением Министерством имущественных отношений Московской области в адрес Администрации Щелковского муниципального района письма от 01.02.2008 № ИС-802 о присвоении спорным земельным участкам адреса с учетом включения их в границы р.п. Монино признается апелляционным судом несостоятельным в связи со следующим. Письмо от 01.02.2008 № ИС-802 направлено в связи с вынесенным постановлением Правительства Московской области от 12.12.2007 № 939/44, согласно которому спорные земельные участки расположены вблизи р.п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района. Следовательно, установление иного местоположения данных земельных участков, расположенных расположены вблизи р.п. Монино городского поселения Монино Щелковского муниципального района, без соблюдения процедуры изменения границ населенного пункта невозможно.

Кроме того, на территории Московской области действует закон от 17.01.01 №12/2001-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» (далее – Закон МО № 12/2001-ОЗ), предметом регулирования которогоявляетсяадминистративно-территориальное устройство Московской области, порядок решения вопросов административно-территориального устройства и компетенцию органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в их решении.

Указанным законом Московской области определены следующие понятия (ст. 3):

- административно-территориальное устройство Московской области - это
территориальная организация Московской области, представляющая собой систему
 административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций
 государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры.

- административно-территориальная единица - часть территории Московской области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно территориального деления Московской области, имеющая установленный законодательством статус (район, город областного подчинения, закрытое административно-территориальное образование) и наименование.

Согласно статье 5 Закона МО №12/2001-ОЗ к вопросам административно-территориального устройства Московской области в том числе относится установление и изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц Московской области.

Перечисленные нормы применимы с учетом положений ст. ст. 11-13 и 84, 85 Федерального закона от 06.10.05 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.04 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которыми компетенция по изменению границ земельных участков, в настоящее время, отнесена к исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Щелковского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 11.07.2006 № 133/21, Администрация Щелковского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

Таким образом, исходя из нормативной совокупности ст. ст. 14, 14.1, 15, 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Щелковского муниципального района Московской области Администрация Щелковского муниципального района Московской области не обладала полномочиями на издание оспариваемого заявителем постановления об утверждении местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009.

Кроме того, на основании оспариваемого постановления, в части относящейся к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, арендатором которых является - заявитель, арендодателем изменен коэффициент базового размера арендной платы с 1, 56 руб. на 39, 56 руб.

Вопрос о правомерности изменения размера арендной платы исследовался Арбитражным судом Московской области в рамках рассмотрения дел № А41-29549/09, № А41-9567/09 по заявлениям Министерства имущественных отношений Московской области к ГУП МО «Наследие» о взыскании задолженности и пени по договору аренды.

В материалы дела представлено постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.04.2010 по делу № А41-29549/09, из которого следует, что судом кассационной инстанции отклонен довод заявителя кассационной жалобы (Министерства имущественных отношений Московской области) о том, что на основании постановления Правительства Московской области от 12.12.2007 № 939/44 осуществлен перевод земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» и включен в границы р.п. Монино, вследствие чего, изменен размер арендной платы, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом доказательств включения спорного земельного участка в границы городов и поселков муниципальных образований Московской области Министерством имущественных отношений Московской области не представлено.

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы со ссылкой на ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004г. «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», о том, что в связи с изданием постановления Правительства Московской области № 939/44 от 12.12.2007г. осуществлен перевод спорных земельных участков в земли населенных пунктов, путем включения этих земельных участков в границы р.п. Монино.

Согласно ст. 4.1. ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

Включение земельного участка в границы населенных пунктов по указанной процедуре возможно до 01.01.2012 г. и при наличии генерального плана и схем территориального планирования (пункт 1.1. статьи 4.1. названного Федерального закона).

При этом статьей 4.1. настоящего Федерального закона регламентирован порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов.

В соответствие с пунктом 4 названной статьи орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта.

В порядке, установленном статьей 4.1. вышеуказанного Федерального закона, на основании пункта 5 орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта.

Министерством имущественных отношений Московской области не представлено доказательств соблюдения вышеуказанного порядка включения земельных участков в границы населенного пункта.

Постановление Правительства Московской области № 939/44 от 12.12.2007г. в отсутствие процедуры, предусмотренной статьей 4.1. ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», не может свидетельствовать о включении арендуемых предприятием земельных участков в границы р.п. Монино.

С учетом изложенного, вынесение заинтересованным лицом постановления от 03.11.2009 № 3297 «Об установлении местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, 50:14:040371:0011» в части, относящейся к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие)

Администрацией Щелковского муниципального района Московской области не представлены надлежащие (достаточные, относимые и допустимые) доказательства, подтверждающие законность и обоснованность издания оспариваемого постановления.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Учитывая изложенные обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недействительности постановления Главы Щелковского муниципального района от 03.11.2009 № 3297 «Об установлении местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009, 50:14:040371:0011» в части, относящейся к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:040371:0008, 50:14:040371:0009.

Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2010г. по делу № А41-3703/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Виткалова

Судьи

Д.Д. Александров

В.Г. Гагарина