ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
23 июня 2014 года
Дело № А41-5468/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества «Ландшафт» – ФИО1 представитель по доверенности от 30 января 2014 года,
от Комитету по ценам и тарифам Московской области – ФИО2 представитель по доверенности от 10 января 2014 года № 07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Ландшафт» на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу № А41-5468/14, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению Закрытого акционерного общества «Ландшафт» к Комитету по ценам и тарифам Московской области об оспаривании постановления от 24 января 2014 года
№ 01/21-01-2014, о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Ландшафт» (далее – общество, ЗАО «Ландшафт») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее – комитет, административный орган) по делу об административном правонарушении от 24 января 2014 года № 29 исх-188/13 (дело
№ 01/21-01-2014), о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 3-7 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года в удовлетворении заявления ЗАО «Ландшафт» отказано (л.д. 76-80 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что ЗАО «Ландшафт» не является субъектом вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (л.д. 83-87 т. 2)
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданина ФИО3 (л.д. 54 т. 2), поступившим из Прокуратуры Московской области, Комитетом по ценам и тарифам Московской области телеграммой от 20 декабря 2013 года у ЗАО «Ландшафт» Комитетом запрошены учредительные документы, правоустанавливающие документы на объекты коммунальной инфраструктуры, договоры на оказание услуг, расчетно-платежные документы.
Из представленных документов установлено, что ЗАО «Ландшафт» имеет в собственности следующие объекты:
– распределительный газопровод низкого давления,
– газопровод высокого давления,
– сеть уличного освещения, сеть электроснабжения 10 кВ,
– сеть электроснабжения 0,4 кВ,
– телефонная сеть,
– сеть ливневой канализации,
– очистные сооружения ливневых стоков,
– сеть хозяйственно-фекальной канализации, сеть внутреннего водопровода.
ЗАО «Ландшафт» осуществляет деятельность по обслуживанию, в том числе обеспечением коммунальными услугами жителей посёлка, расположенного в д. Жуковка Одинцовского района Московской области.
29 декабря 2009 года между ЗАО «Ландшафт» и ОАО «Барвиха» заключен договор на отпуск воды от № 15/В (л.д. 123-126 т. 1) и договор на прием сточных вод от 29 декабря 2009 № 81 (л.д. 127-129 т. 1), согласно которым ОАО «Барвиха» обеспечивает подачу питьевой воды и прием сточных вод хозяйственно-бытовой канализации ЗАО «Ландшафт».
Между ЗАО «Ландшафт» и гражданином ФИО3 заключен договор об оказании услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации инженерных сетей от 01 апреля 2009 года № 404/СГ-09. Инженерные сети и сооружения включают в себя сети распределительного газопровода низкого и среднего давления; сети электроснабжения, внутреннего уличного освещения, наружного освещения периметра, освещения подъездной дороги; сети канализации, включая бытовую и ливневую канализацию; сети водопровода, включая водозаборный узел (ВЗУ); сеть внутренних и подъездных дорог для проезда автотранспорта. Стоимость услуг в 2013 году составляла 57 330 рублей 00 копеек в месяц (л.д. 134-137 т. 1).
В данном договоре указано, что гражданин дополнительно производит возмещение затрат ЗАО «Ландшафт» по оплате потребления элетроэнергии сетями внутреннего уличного освещения, наружного освещения периметра, освещения выездной дороги, инженерными системами и оборудованием согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ) ЗАО «Ландшафт» по установленным соответствующей ресурсоснабжающей организацией тарифам, в размере равном одной доле всех подключенных потребителей.
Также жители дополнительно производят оплату водопотребления, сброса хозяйственно-бытовых стоков, сброса ливневых вод согласно показаниям ИПУ по тарифам, установленным для ОАО «Барвиха».
ЗАО «Ландшафт» по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в Комитет не обращалось.
Административным органом 21 января 2014 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (л.д. 52-56 т. 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении комитетом вынесено постановление от 24 января 2014 года № 29 исх-188/13 (дело № 01/21-01-2014), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек (л.д. 43-47 т. 1).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления ЗАО «Ландшафт», суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210), тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Во исполнение этого полномочия Правительство Российской Федерации постановлением № 2 утвердило Основы ценообразования, пунктом 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 210 полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса предоставлены соответствующим органам субъектов Российской Федерации.
На территории Московской области уполномоченным органом в сфере регулирования, устанавливавшим тарифы на горячую воду для потребителей до 31 декабря 2011 года, являлось Министерство экономики Московской области, с 01 января 2012 года – Комитет по ценам и тарифам Московской области.
В силу пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 (далее – Основы ценообразования), к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ЗАО «Ландшафт» является собственником распределительного газопровода низкого давления, газопровода высокого давления, сети электроснабжения 10 кВ, сети электроснабжения 0,4 кВ, сети ливневой канализации, очистных сооружений ливневых стоков, сети хозяйственно-фекальной канализации, сети внутреннего водопровода.
Между ЗАО «Ландшафт» и гражданином ФИО3 заключен договор об оказании услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации инженерных сетей от 01 апреля 2009 года № 404/СГ-09. Инженерные сети и сооружения включают в себя сети распределительного газопровода низкого и среднего давления; сети электроснабжения, внутреннего уличного освещения, наружного освещения периметра, освещения подъездной дороги; сети канализации, включая бытовую и ливневую канализацию; сети водопровода, включая водозаборный узел (ВЗУ); сеть внутренних и подъездных дорог для проезда автотранспорта. Стоимость услуг в 2013 году составляла 57 330 рублей 00 копеек в месяц (л.д. 134-137 т. 1).
В данном договоре указано, что гражданин дополнительно производит возмещение затрат ЗАО «Ландшафт» по оплате потребления элетроэнергии сетями внутреннего уличного освещения, наружного освещения периметра, освещения выездной дороги, инженерными системами и оборудованием согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ) ЗАО «Ландшафт» по установленным соответствующей ресурсоснабжающей организацией тарифам, в размере равном одной доле всех подключенных потребителей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, оказание подобных услуг может осуществляться, только после установления соответствующего тарифа, однако ЗАО «Ландшафт» в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, не обращалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку нарушен установленный порядок регулирования цен.
Общество ссылается на то обстоятельство, что исходя из норм Федерального закона № 210 ЗАО «Ландшафт»не отвечает признакам организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем не может быть субъектом вмененного административного правонарушения, а также, что в силу статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ЗАО «Ландшафт» не осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению.
В обоснование указанного довода, ЗАО «Ландшафт» ссылается на то, что не осуществляет полный цикл технологического процесса водоснабжения и водоотведения, а лишь оказывает жителям поселка услуги по транспортировке транзитной питьевой воды и транзиту сточных вод. Из чего общество делает вывод о том, что услуги по транзиту питьевой воды и сточных вод не подлежат государственному регулированию.
Вместе с тем, согласно статье 15 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» внесены изменения, согласно которым ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с 1 января 2013 года не применяется в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, в 2013 году регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществлялось в соответствии с ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление № 406), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 (далее – Методические указания).
Согласно статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
К стадиям технологического процесса в системах холодного водоснабжения, определенным подпунктом 1 пункта 29 Методических указаний относятся:
– подъем воды;
– очистка воды;
– транспортирование воды.
К стадиям технологического процесса в системах водоотведения, определенным подпунктом 2 пункта 29 Методических указаний, относятся:
– прием и транспортирование (перекачка) стоков;
– очистка стоков и утилизация сточной жидкости;
– утилизация осадка и его захоронение.
Абзацем четвертым пункта 47 Методических указаний в системах холодного водоснабжения предусмотрена возможность установления тарифов на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления).
Абзацем третьим пункта 52 Методических указаний в системах водоотведения предусмотрена возможность установления тарифов на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Ландшафт» имеет в собственности и эксплуатирует инженерные сети, предназначенные для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению: сеть ливневой канализации, очистные сооружения ливневых стоков, сеть хозяйственно-фекальной канализации, сеть внутреннего водопровода.
Между ЗАО «Ландшафт» и гражданином ФИО3 заключен договор об оказании услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации инженерных сетей от 01 апреля 2009 года № 404/СГ-09. Инженерные сети и сооружения включают в себя сети распределительного газопровода низкого и среднего давления; сети электроснабжения, внутреннего уличного освещения, наружного освещения периметра, освещения подъездной дороги; сети канализации, включая бытовую и ливневую канализацию; сети водопровода, включая водозаборный узел (ВЗУ); сеть внутренних и подъездных дорог для проезда автотранспорта. Стоимость услуг в 2013 году составляла 57 330 рублей 00 копеек в месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 11 ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Исходя из положений договора договор об оказании услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации инженерных сетей от 01 апреля 2009 года № 404/СГ-09 под сервисным обслуживанием и технической эксплуатацией понимаются, в том числе следующие услуги: обеспечение постоянного доступа принимающих устройств заказчика (ФИО3) к инженерным сетям и сооружениям Исполнителя (ЗАО «Ландшафт») с целью потребления холодной питьевой воды, электроэнергии, газа низкого давления, сброса хозяйственно-бытовых стоков и ливневых вод; эксплуатация (профилактика, диагностика, текущий ремонт) инженерных сетей и сооружений; систематический контроль, плановый и/или капитальный ремонт, замена вышедшего из строя инженерного оборудования и обеспечение надежного функционирования инженерных сетей и сооружений; устранение возникающих неисправностей инженерных сетей; круглосуточное диспетчерское обслуживание.
Таким образом, по указанным договорам жители поселка фактически возмещают ЗАО «Ландшафт» затраты на эксплуатацию принадлежащих ему инженерных сетей.
Однако, затраты, связанные с оказанием данных услуг, подлежат государственному регулированию и возмещению через установление тарифов на услуги:
– по передаче электрической энергии (пункт 22 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2, пункт 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178);
– по водоснабжению и водоотведению (пункты 31.1, 31.2 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47);
– по транспортировке газа (приложение № 2 к Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утверждённым Приказом ФСТ России от 15 сентября 2009 года № 411-э/7).
Таким образом, взимание с жителей поселка затрат на оказание услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации указанных инженерных сетей не по утвержденным в установленным порядке тарифам является нарушением порядка ценообразования.
Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 22 августа 2011 года № ВАС-7518/11.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления от 24 января 2014 года № 29 исх-188/13 (дело № 01/21-01-2014) о привлечении общества к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 2000 рублей, перечисленная за подачу апелляционной жалобы платежным поручением № 296 от 30 апреля 2014 года подлежит возврату ЗАО «Ландшафт» из Федерального бюджета, поскольку оплата госпошлины по делам об административных правонарушениях не предусмотрена арбитражным процессуальным законодательством.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу №А41-5468/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Закрытому акционерному обществу «Ландшафт» из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, перечисленную за подачу апелляционной жалобы платежным поручением № 296 от 30 апреля 2014 года.
Председательствующий
М.А. Немчинова
Судьи
М.В. Игнахина
Е.Е. Шевченко