ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
23 декабря 2010 года
Дело № А41-22221/10
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии в заседании:
от истца ООО «СпецСтройПроект» - ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 01 января 2010 года,
представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Монинская квартирно-эксплуатационная часть района» в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения «Монинская квартирно-эксплуатационная часть района» на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2010 года по делу №А41-22221/10, принятое судьей Кондратенко Н.А., по иску Общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройПроект» к Федеральному государственному учреждению «Мониская квартирно-эксплуатационная часть района» о взыскании задолженности за выполненные работы и поставленное оборудование по государственному контракту №20/08/2008 от 20 августа 2008 года в размере 19 162 751 руб. 74 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 556 917 руб. 47 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СпецСтройПроект» (далее по тексту – ООО «СпецСтройПроект») обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному учреждению «Монинская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее по тексту – ФГУ «Монинская КЭЧ района») о взыскании задолженности за выполненные работы и поставленное оборудование по государственному контракту №20/08/2008 от 20 августа 2008 года в размере 19 162 751 руб. 74 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10 апреля 2010 года по 09 июня 2010 года в размере 247 518 руб. 88 коп., расходов по уплате госпошлины в размере 120 051 руб. 35 коп. (л.д.2-4 т.1).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 556 917 руб. 47 коп. (л.д.74 т.2).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2010 года исковые требования ООО «СпецСтройПроект» удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФГУ «Монинская КЭЧ района» в пользу ООО «СпецСтройПроект» задолженность в размере 19 162 751 руб. 74 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 404 280 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 120 051 руб. 35 коп. В остальной части иска отказано (л.д.114-128 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГУ «Монинская КЭЧ района» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 135-137 т.3).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы Федерального государственного учреждения «Монинская квартирно-эксплуатационная часть района» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель истца ООО «СпецСтройПроект» возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2008 года между Монинской КЭЧ района КЭУ г. Москвы (Заказчик) и ООО «СпецСтройПроект» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 20/08/2008 (л.д.7-14 т.1)
По условиям указанного договора Подрядчик обязуется в установленный срок выполнить по заданию заказчика комплекс работ по установке и наладке автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии Монинской КЭЧ для учета электропотребления объектов по адресу Московская область, п. Монино, Монинская КЭЧ района, а заказчик обязуется принять выполненные собственными силами и материально- техническими ресурсами подрядчика в соответствии с выданным заказчиком техническим заданием и утвержденной установленным порядком проектно- сметной документацией с возможным привлечением субподрядных организаций (т.1 л.д. 7).
Цена контракта определяется сметой, которая является неотъемлемой частью контракта и составляет 34 948 229 руб. 55 коп., в том числе НДС – 5 331 085 руб. 86 коп. (пункт 3.1 контракта).
До начала работ по контракту заказчик уплачивает подрядчику аванс в размере 30% цены контракта, что составляет 10 484 468 руб. 87 коп. Аванс выплачивается в течение пяти рабочих дней с даты выставления соответствующего счета подрядчиком.
Согласно п. 3.4.2 окончательный расчет за выполненные подрядчиком работы по каждому этапу осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты подписания обеими сторонами акта сдачи- приемки выполненных работ в размере 70% стоимости этапа.
Пунктом 3.7 установлено, что основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акт выполненных работ (форма КС-2), счет- фактура.
После завершения каждого этапа работ подрядчик представляет заказчику соответствующие отчетные документы и Акт сдачи-приемки выполненных по этапу работ.
Заказчик обязан в течение пяти рабочих дней после получения отчетных документов по этапу и Акта сдачи-приемки передать подрядчику подписанный Акт сдачи- приемки или мотивированный отказ от приемки работ.
Датой начала работ по контракту является дата перечисления Заказчиком аванса на расчетный счет Подрядчика (пункт 2.1 контракта). Срок выполнения работ по контракту устанавливается графиком выполнения работ (Приложение №2) и составляет 43 недели. В случае задержки начала выполнения этапов работ по вине Заказчика, сроки выполнения работ корректируются Подрядчиком на время такой задержки (пункт 2.2 контракта).
Письмом №15 от 05 апреля 2010 года ООО «СпецСтройПроект» направило в адрес Монинской КЭЧ района отчетные и платежные документы по выполненным работам, а также документы на поставленное оборудование (л.д.74 т.1).
09 апреля 2010 года Монинская КЭЧ района КЭУ направила в адрес письмо №582 с замечаниями по порядку оформления документации, представленной ООО «СпецСтройПроект» (л.д.75-76 т.1).
Предъявляя настоящие исковые требования, ООО «СпецСтройПроект» сослалось на то, что замечания по оформлению документации истцом были устранены, в отношении необоснованных замечаний в адрес ответчика были направлены мотивированные разъяснения, а также претензионные требования о погашении суммы задолженности в размере 19 162 751 руб. 74 коп.
Общая стоимость выполненных истцом работ составила 34 948 229 руб. 55 коп.
Ответчик оплатил выполненные истцом работы частично, в размере 14 895 635 руб. 03 коп.
Поскольку выполненные истцом работы не были оплачены ответчиком в полном объеме, ООО «СпецСтройПроект» просило взыскать с ответчика задолженность за выполненные работы и поставленное оборудование по государственному контракту №20/08/2008 от 20 августа 2008 года в размере 19 162 751 руб. 74 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 556 917 руб. 47 коп.
В соответствии со статей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 указанной статьи по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В ходе судебного разбирательства установлено, что стоимость работ и оборудования по государственному контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года, заключенному между ООО «СпейСтройПроект» и Монинской квартирно-эксплуатационной части составляет 34 948 229 руб. 55 коп.
Данная стоимость закреплена сторонами в Приложении № 3 «Смета», которая является неотъемлемой частью государственного контракта № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года.
Исходя из требований п. 4.1. ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» оплата выполняемых работ осуществляется по цене, установленной государственным контрактом.
Согласно п. 4 Приложения № 3 к государственному контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года «Сводная смета выполнения работ по созданию АИИС КУЭ Монинской КЭЧ» и согласованной и подписанной «Спецификации оборудования АИИС КУЭ Монинской КЭЧ района» стоимость оборудования составляет 10 800 000 рублей.
Ответчику были переданы товарные накладные по форме ТОРГ-12 № 1 от 07 февраля 2010 года, №2 от 31 декабря 2008 года, №3 от 01 декабря 2008 года, №4 от 08 декабря 2008 года в 2-х экземплярах и счета-фактуры к ним (письмо №15 от 05 апреля 2010 года (л.д.74 т.1). .
Подписанные товарные накладные ответчиком в адрес истца возвращены не были. При этом часть стоимости поставленного оборудования ответчиком оплачена в размере 8 470 516 руб. 25 коп., что подтверждается Актом сверки на 31 декабря 2008 года (л.д.1 т.3).
Оборудование на сумму 2 329 483 руб. 75 коп. ответчиком не оплачено, в том числе не оплачено:
1. Коробка испытательно-переходная ЛИМГ в количестве 5 штук
2. Разветвитель интерфейса RS 485 в количестве 5 штук
3. Розетка интерфейса RJ-45 к количестве 103 штук
4. Выключатель автоматический трехполюсный для цепей напряжения счетчиков 1н=2А в количестве 4 штук
5. Трансформатор тока ТПЛ-10-М ЮкВ 200/5кл 0,5 15ВА к количестве 18 штук
6. Шкаф серверный в составе в количестве 1 шт.
7. Кабель модемный в количестве 2 штук
8. Патч-корд (Cat.5e), RJ-45 - RJ-45, L=15m в количестве 1 штуки
9. Силовой кабель с медными жилами, с ПВХ изоляцией в ПВХ оболочек в количестве 10 метров
10. Кабель КВВГнг-10х2,5 в количестве 448 метров
11. Коннектор RJ-45 в количестве 100 штук
12. Рабочая станция в количестве 3 штук
13. Принтер А4 в количестве 1 штуки 14.Ноутбук в количестве 1 штуки
15. Windows Svr Std 2008 Russian OLP NL в количестве 1 штуки
16. Программноеобеспечение Oracle Database Standart Edition One Named User Plus Software Update License & Support вколичестве 1 штуки
17. ПО верхнего уровня "Меркурий-Энергоучет" в количестве 1 штуки
18. Программное обеспечение Office Basic 2007 Win32 Russian lpk DSP OEI V2 w/OfcPro2007Trial MLK в количестве 1 штуки
19. Ремонтный комплект в количестве 1 штуки.
Факт нахождения оборудования у ответчика подтверждается Актами о приемке-передаче оборудования в монтаж № 1 от 3 октября 2008г., № 2 от 01 декабря 2008г., № 3 от 08 декабря 2008 года и Актами обмеров установленного оборудования на трансформаторных подстанциях Монинской КЭЧ района (л.д.4-10 т.3).
Стоимость монтажных работ согласно пункту 5 Приложения № 3 к государственному контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года «Сводная смета выполнения работ по созданию АИИС КУЭ Монинской КЭЧ» и Приложениею № А к государственному контракту №20/08/2008 от 20 августа 2008 года. «Смета № 4 «СМР», составляет 3 388 597 руб. 73 коп.
Акт сдачи-приемки выполненных работ по монтажу ответчиком получен 05 апреля 2010 года, что подтверждается письмом исх. № 15 от 05 апреля 2010 года (л.д. 74 т.1)
09 апреля 2010 года в адрес истца со стороны ответчика письмом исх. № 582 были направлены замечания по порядку оформления документации.
Истец направил в адрес ответчика исх. № 21 от 23 апреля 2010 года вновь сформированный Акт сдачи-приемки выполненных работ по монтажу с устранением замечаний по оформлению, который получен ответчиком 27 апреля 2010 года.
Согласно п. 4.3 контракта Заказчик обязан в течение 5 рабочих дней передать подрядчику подписанный Акт сдачи-приемки.
Однако до настоящего времени Акт сдачи-приемки выполненных работ по монтажу в адрес истца не поступил.
В соответствии с п. 4.6 контракта, в случае не получения от заказчика подписанного акта сдачи-приемки в течение 5 дней работа считается выполненной и подлежит оплате.
Стоимость пусконаладочных работ согласно пункту 6 Приложения № 3 к государственному контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года «Сводная смета выполнения работ по созданию АИИС КУЭ Монинской КЭЧ» и Приложения № 3/5 к государственному контракту №20/08/2008 от 20 августа 2008 года «Смета № 5 «ПНР», согласованной и подписанной сторонами составляет 3 925 439 руб. 76 коп.
Акт сдачи-приемки пуско-наладочных работ ответчиком получен 05 апреля 2010г., что подтверждается письмом исх. № 15 от 05 апреля 2010 года.
В адрес истца со стороны ответчика было направлено письмо исх. № 582 от 09 апреля 2010 года о необходимости привести обоснование по количеству и группам каналов, применению коэффициентов к базовым ценам и на условиях производства работ.
Письмом исх. № 21 от 23 апреля 2010 года истец направил в адрес ответчика обоснования и пояснения по обозначенным вопросам по пусконаладочным работам.
Согласно Приложению № 3/5 к контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года «Смета № 5 «ПНР» созданная АИИС КУЭ должна быть 3 категории технической сложности (многоуровневая) с числом каналов 1120 на 280 счетчиков.
Таким образом, каждый счетчик должен иметь четыре аналоговых канала.
Согласно Технорабочему проекту, утвержденному сторонами, каждый счетчик в созданной системе имеет 12 аналоговых каналов связи (лист КДВЕ.411711.001.СС Технорабочего проекта, Рабочая документация. Структурная схема).
Истцом в Акте сдачи-приемки выполненных работ по ПНР стоимость работ рассчитана исходя из 4 каналов в связи с тем, что фактически выполненные работы по 12 каналам связи значительно превысят стоимость выполненных работ, что по условиям государственного контракта недопустимо.
Применение коэффициентов к базовым ценам основано на требованиях, установленных п. 1.10 Сборника № 2 Автоматизированные системы управления Федеральных единичных расценок на пусконаладочные работы (ФЕРп 81-04-02-2001), утвержденных и введенных в действие Постановлением Госстроя России от 16.04.2001г.
Система отнесена к автоматизированным системам управления III категории технической сложности, так как строится как многоуровневые распределенные информационные системы, что подтверждается пунктом 4.1. «Технорабочего проекта», согласованного сторонами и принятого заказчиком.
Применение коэффициентов на условие производства работ – коэффициент, связанный с работой в работающих электроустановках, подтверждается сметой № 5, являющейся приложением № 1/5 к государственному контракту № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года и выполняется по распоряжениям.
До настоящего времени со стороны ответчика Акт сдачи-приемки выполненных работ по ПНР в адрес истца не поступил.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4.6 контракта в случае не получения от заказчика подписанного акта сдачи-приемки работа считается выполненной и подлежит оплате.
Ссылка ответчика на то, что акт сдачи- приемки выполненных работ составлен на основании Прейскуранта на экспериментально- наладочные работы ОРГРЭС 1992г., утвержденного Минэнерго СССР от 11 сентября 1991г. № 92, который не может быть применим при расчете стоимости выполненных работ, является несостоятельной.
Прейскурант на экспериментально-наладочные работы ОРГРЭС 1992г. согласован и рекомендован к применению Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством Минстроя России 8 декабря 1992 года и утвержден приказом Минэнерго СССР от 11 сентября 1991 года № 92.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным контрактом.
В сметах, которые являются неотъемлемыми частями заключенного государственного контракта № 20/08/2008 от 20 августа 2008г. установлено, что сметы составлены на основании Прейскуранта на экспериментально-наладочные работы и работы по совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей, том 6, разделы 21,22; ОРГРЭС, утвержденного приказом Минэнерго СССР от 11 сентября 1991 года № 92.
Таким образом, расчет был произведен с применением Прейскуранта на экспериментально-наладочные работы ОРГРЭС 1992г., согласно условиям государственного контракта № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года, заключенного между сторонами.
Направление истцом в адрес ответчика отчетной документации подтверждается письмами № 58 от 13 ноября 2008 года, № 66 от 20 ноября 2008 года, № 15 от 26 мая 2009 года, № 16 от 29 мая 2009 года, № 23 от 06 июля 2009 года, № 26 от 16 июля 2009 года, № 51 от 03 сентября 2009 года, № 55 от 23 сентября 2009 года, № 147 от 30 сентября 2009 года, № 68 от 11 ноября 2009 года, № 75 от 15 декабря 2009 года, № 15 от 05 апреля 2010 года, № 21 от 23 апреля 2010 года.
Доводы ответчика о нарушении истцом сроков выполнения работ не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 сентября 2008 года истец запросил у ответчика график отключений присоединений, на данный запрос ответчиком дан ответ о невозможности произвести отключения вводных кабелей (исх. № 1498 от 07 октября 2008г.)
Письмом исх.81 от 23 декабря 2008 года истцом запрашивались акты границ по фидерам для возможности закончить ряд этапов работ и ответчик был предупрежден, что не предоставление документации может повлиять на сроки выполнения работ.
Кроме того, истцом запрашивались графики отключений и Акты границ балансовой принадлежности (исх. № 5 о 27 января 2009г., исх. №7 от 09 февраля 2009 года.)
Ответчик письмом исх. № 211 от 11 февраля 2009 года указал, что график отключений и Акты границ балансовой принадлежности будут предоставлены по окончании отопительного сезона.
17 апреля 2009 года письмом исх. № 560 ответчик направил в адрес истца график отключения фидеров.
Истцом также запрашивались у ответчика Акты границ балансовой принадлежности и однолинейные схемы электроснабжения объектов (исх. № 30 от 27 июля 2009 года, № 51 от 03 сентября 2009 года), которые были предоставлены ответчиком в сентябре 2009г. (исх. 1444 от 23 сентября 2009 года).
Согласно пунктам 6.2.4, 6.2.5 государственного контракта № 20/08/2008 от 20 августа 2008 года заказчик обязан предоставить подрядчику всю необходимую документацию, требующуюся в ходе выполнения работ, а также обеспечить готовность объектов для проведения работ.
Согласно части 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истцом не были исполнены обязательства по государственном контракту в установленные сроки вследствие просрочки исполнения обязательств ответчиком.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца основной задолженности в размере 19 162 751 руб. 74 коп..
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 556 917 руб. 47 коп. за период с 10 апреля 2010 года по 24 августа 2010 года.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
По условиям спорного государственного контракта Заказчик обязан в течение пяти рабочих дней после получения отчетных документов по этапу и Акта сдачи- приемки передать подрядчику подписанный Акт сдачи- приемки или мотивированный отказ от приемки работ.
11 мая 2010 года. ответчик обратился к истцу с письмом о необходимости представить надлежаще оформленную документацию.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно счел необходимым применить период расчета с даты направления письма ответчику о необходимости представить надлежаще оформленную документацию с учетом установленного договором 5-дневного срока, то есть с 16 мая 2010 года по 24 августа 2010 года.
Таким образом, размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 404 280 руб. за период с 16 мая 2010 года по 24 августа 2010 года при применении ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент рассмотрения дела 7,75%.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2010 года по делу №А41-22221/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Н. Иванова
Судьи
С.В. Боровикова
Н.В. Диаковская