ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
13 мая 2016 года
Дело № А41-79881/15
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – общества с ограниченной ответственностью «Колбасный завод «Ирмит» – ФИО1 (представителя по доверенности от 18.12.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – ФИО2 (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2015 по делу № А41-79881/15, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Колбасный завод «Ирмит» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – управление) со следующими требованиями:
– признать незаконным отказ управления, выраженный в сообщении от 08.07.2015 № 50/012/003/2015-4204 в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления с условным номером 50-50/012-50/012/003/2015-4204 по адресу: <...>;
– обязать управление осуществить государственную регистрацию права на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 27.05.2015 обратилось в управление с заявлением о регистрации права собственности газопровод высокого давления с условным номером 50-50/012-50/012/003/2015-4204, расположенный по адресу: <...>.
К заявлению общество приложило следующие документы:
– декларацию об объекте недвижимого имущества от 27.05.2015;
– информационное письмо от 27.05.2015;
– доверенность от 14.07.2014 № 6-1370;
– платежное поручение от 26.05.2015 № 146 (22 000 рублей, ООО «Колбасный завод «Ирмит»).
Уведомлением государственного регистратора от 09.06.2014 № 50/012/003/2015-4204 осуществление государственной регистрации приостановлено со следующим обоснованием.
Газопровод как сооружение для транспортировки горючих газов от места их добычи или производства к пунктам потребления является линейным сооружением, основной характеристикой которого является протяженность, однако графа «протяженность» в декларации не предусмотрена.
В связи с этим, по мнению государственного регистратора, правоустанавливающий документ, представленный на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем провести государственную регистрацию права собственности на заявленный к регистрации объект не представляется возможным.
Также государственный регистратор отметил, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090228:128, на котором расположен заявленный к регистрации объект, имеет ограничение, предусмотренное статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), а именно: особый режим использования земли.
Кроме того, государственный регистратор в уведомлении от 09.06.2014 № 50/012/003/2015-4204 о приостановлении государственной регистрации записал, что в адрес администрации Мытищинского района Московской области направлен соответствующий запрос.
При этом сам запрос, в чем он именно заключался, когда он направлен, управление в материалы дела не представило.
Сообщением от 08.07.2015 № 50/012/003/2015-4204 обществу отказано в государственной регистрации права собственности на объект со ссылкой на основания, указанные в уведомлении от 09.06.2014 № 50/012/003/2015-4204.
Не согласившись с данным отказом от 08.07.2015, общество 07.10.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации, Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с положениями статьями 16-18 Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 25 Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества.
Согласно абзацу 2 пункта 1 той же статьи Закона представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом порядке.
Исходя из статей 1, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) газопровод относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Заявленный к государственной регистрации газопровод высокого давления с условным номером 50-50/012-50/012/003/2015-4204 по адресу: <...>, является объектом вспомогательного использования и предназначен для обеспечения снабжения газом объектов общества.
Справкой кадастрового инженера от 06.04.2016 подтверждается, что данный газопровод присоединен к оборудованию в здании котельной общества с кадастровым номером 50:12:0090228:269.
Этот газопровод построен обществом в соответствии с ТУ ГУП МО «Мособлгаз», отвечает требованиям технических регламентов и проектной документации, что подтверждается следующими документами:
– актом приемки объекта капитального строительства от 14.05.2014;
– актом ЗАО «Гидро-Сервис-Энерго» от 14.05.2014, подтверждающим соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов;
– актом ЗАО «Гидро-Сервис-Энерго» от 25.12.2014, подтверждающим соответствие построенного объекта проектной документации;
– письмом филиала ГУП МО «Мособлгаз Мытищимежрайгаз» от 26.02.2015, подтверждающим соответствие построенного объекта техническим условиям;
– схемой линейного объекта;
– заключением органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное распоряжением ГУ Государственного строительного надзора МО от 02.02.2015 № 1080-4-07.
Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 года № 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» в редакции, действовавшей в период строительства газопровода, установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них (в ныне действующей редакции данным законом предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 1,2 МПа включительно).
Кроме того, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением от 16.11.2015 по делу № А41-45518/15 по заявлению общества к Министерству строительного комплекса Московской области с участием управления, ФИО3, Арбитражный суд Московской области установил, что в соответствии с действующим законодательством Московской области строительство названного газопровода с давлением до 0,6 МПа в настоящее время на территории Московской области осуществляется без выдачи разрешения на строительство, а, следовательно, по окончании строительства данного объекта разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию не требуется, в связи с чем по окончании строительства данного объекта получения разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию не требуется.
То обстоятельство, что обществу все же было выдано разрешение на строительство упомянутого газопровода, не опровергает указанное.
Таким образом, заявленный к государственной регистрации газопровод высокого давления является линейным объектом и сооружением вспомогательного использования, разрешения на строительство которого не требуется, равно как не требуется и выдачи акта ввода в эксплуатацию.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
– документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
– правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Согласно пункту 5.2.24 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, данное Министерство наделено полномочиями на принятие нормативного правового акта о форме декларации об объекте недвижимости, направляемой для осуществления государственной регистрации прав на такой объект.
На основании этих положений Минэкономразвитие РФ приказом от 03.11.2009 № 447 утвердило форму декларации об объекте недвижимого имущества.
Исходя из этих положений общество обратилось за государственной регистрацией права собственности на упомянутый газопровод в упрощенном порядке, приложив к заявлению декларацию об этом газопроводе по данной форме.
Действительно, как отметил государственный регистратор в оспариваемом отказе, в декларации, поданной обществом на государственную регистрацию газопровода, отсутствует графа «протяженность».
Между тем такая графа не предусмотрена формой декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации приказом от 03.11.2009 № 447.
Довод управления о несоответствии поданной обществом декларации требованиям действующего законодательства является несостоятельным, поскольку форма указанной декларации утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.11.2009 № 447, в соответствии с которой в пункте 5.1 декларации указывается общая площадь сооружения, что и было сделано обществом. При этом площадь объекта не исключает такое понятие как протяженность, поскольку объект имеет свои пространственные характеристики, которые и отражены в декларации общества.
Декларация, поданная обществом с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный газопровод высокого давления, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447 и содержит описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости.
В связи с этим вопреки доводам управления отсутствие в декларации, представленной обществом графы «протяженность», не могло выступать основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно кадастровому паспорту на газопровод (том 2 л.д. 57-58) и справке кадастрового инженера ФИО4 от 06.04.2016 (т. 2 л.д. 61) газопровод расположен в пределах трех земельных участок с кадастровыми номерами 50:12:0090228:131, 50:12:009228:128, 50:12:0070228:153.
Общество на момент обращения с указанным заявлением в управление являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:12:009228:128 (договор аренды от 17.10.2012 № 8354: л.д. 21-24). На данный момент общество является собственником данного земельного участка, о чем в ЕГРП 17.09.2015 сделана запись регистрации № 50-50/012-50/012/007/2015-5131/4 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.09.2015).
Согласно справке кадастрового инженера ФИО4 (том 2 л.д. 61) сооружение газохимического комплекса – газопровод высокого давления общества с кадастровым номером 50:12:0090228:335, учтен в ГКН, дата внесения номера в ГКН – 21.01.2016, расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0090228:131, 50:12:009228:128, 50:12:0070228:153, при том, что по границе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:131 он присоединен к оборудованию в здании котельной общества с кадастровым номером 50:12:0090228:269.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:131 (свидетельство о государственной регистрации от 05.03.2015)
Согласно обязательству ФИО3, являющегося владельцем третьего земельного участка (с кадастровым номером 50:12:0070228:153, что признал представитель управления в судебном заседании апелляционного суда 05.05.2016), по которому проходит газопровод, последний проложен в законном порядке, в связи с чем ФИО3 обязуется не совершать каких-либо действий, влекущих возможность повреждения газопровода, а также не препятствовать ведению регламентных работ по техническому обслуживанию и проведению аварийных работ.
Тем самым, как правомерно отмечает общество, ФИО3 согласовал обществу строительство и эксплуатацию газопровода.
Что касается указания государственного регистратора в оспариваемом отказе на то, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090228:128, на котором расположен заявленный к регистрации объект, имеет ограничение, предусмотренное статьей 56 Земельного кодекса, а именно – особый режим использования земли, то он также признается апелляционным судом несостоятельным.
Согласно кадастровому паспорту от 26.10.2010 земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090228:128 отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования «для размещения водозаборного узла и ТРП».
Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Между тем доказательств введения особого режима использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:128 не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 56 Земельного кодекса могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно названному кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090228:128 имеет площадь 2 460 кв.м.
При этом согласно этому кадастровому паспорту (раздел В.3) весь участок отнесен к ориентировочной и расчетной санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов; в части площади 853 кв.м. на участке располагается зона 3 пояса санитарной охраны ВЗУ, в части площади 47 кв.м. – охранная зона высоковольтного электрокабеля, в части площади 28 кв.м. – охранная зона воздушной линии связи, в части площади 919 кв.м. охранная зона ЛЭП 6 кВ., высоковольтного электрокабеля, КТП.
Между тем управление с учетом площади таких зон не доказало, что газопровод, проходящий по земельному участку с кадастровым номером 50:12:0090228:128 с площадью 2 460 кв.м., попадает в зону 3 пояса санитарной охраны ВЗУ, охранную зону высоковольтного электрокабеля, охранную зону воздушной линии связи, охранную зону ЛЭП 6 кВ., высоковольтного электрокабеля, КТП. При этом санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов на указанном земельном участке определена ориентировочно расчетным путем.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Таких оснований для отказа в государственной регистрации обществу права собственности на газопровод у государственного регистратора не имелось.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2015 по делу № А41-79881/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий cудья
Е.Е. Шевченко
Судьи
Н.В. Диаковская
Е.А. Мищенко