ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
18 марта 2014 года | Дело № А41-17033/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
при участии в заседании 11.03.2014:
от закрытого акционерного общества «Никольское» – генерального директора ФИО1 (по выписке из протокола № 1/2011 от 28.04.2011), ФИО2, (представителя по доверенности от 30.12.2013 № 01/241),
от комитета по ценам и тарифам Московской области – извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании 11.03.2014 апелляционную жалобукомитета по ценам и тарифам Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.12.2013 по делу № А41-17033/13, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Никольское» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Московской области (далее – комитет) от 21.03.2013 № 1136/28-13 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.12.2013 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представители общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, в том числе по доводам, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником и осуществляет эксплуатацию котельной, расположенной в мкр. Опалиха г. Красногорска, Московской области.
Часть тепловой энергии, производимой посредством указанной котельной, передается для теплоснабжения сторонних организаций. Между обществом и конечными потребителями тепловой энергии заключаются договоры теплоснабжения.
Незначительная часть теплосети, протяженностью 210 м, проходящая по производственной территории общества, по которой осуществляется передача тепловой энергии, находится в собственности общества.
Остальная и большая часть теплосети, по которой осуществляется передача тепловой энергии сторонним потребителям, находится на балансе ОАО «Красногорская теплосеть».
Схема теплосети представлена в материалы дела.
Между ОАО «Красногорская теплосеть» как теплосетевой организацией и обществом как теплоснабжающей организацией заключаются договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии до конечных потребителей.
Комитет 15.02.2013 составил в отношении общества протокол № 5 об административном правонарушении и 21.03.2013 вынес постановление № 1136/28-13 о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, в виде 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции указал на истечение годичного срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспоренного постановления.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Обществу вменено не ведение раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности: производство тепловой энергии и оказание услуг по передаче тепловой энергии.
В статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) определено, что теплоснабжение – это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8); потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9); теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 16); регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора (пункт 18).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: 1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; 2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; 4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; 5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); 6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; 7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; 8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закон о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В данном случае из указанных в Законе о теплоснабжении видов деятельности в сфере теплоснабжения общество осуществляет вид регулируемой деятельности – реализация тепловой энергии.
Событие административного правонарушения указано комитетом в протоколе от 15.02.2013 № 5 на основании данных предоставленных обществом для утверждения тарифа на 2012 год, в том числе на основании учетной политики общества, утвержденной приказом от 27.10.2010 № 46.
При этом протокол от 15.02.2013 № 5 составлен только после того, как на факт неведения раздельного учета было обращено внимание в Приказе Федеральной службы по тарифам от 14.12.2012 № 864-д «Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ЗАО «Никольское» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2012 год, возникшего между ЗАО «Никольское» и Министерством экономики Московской области, а также Комитетом по ценам и тарифам Московской области».
Также на данное обстоятельство было обращено внимание в письме Федеральной службы по тарифам от 31.01.2013 № 4-408 на имя Министра Правительства Московской области по ценам и тарифам.
Как установлено судом первой инстанции, тариф на теплоснабжение на 2012 год установлен распоряжением комитета от 05.12.2011 № 151-РМ.
Таким образом, на дату (05.12.2011) принятия распоряжения № 151-РМ комитет обладал полной, документально подтвержденной информацией для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении
Между тем к административной ответственности общество было привлечено лишь 21.03.2013.
Согласно части 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае комитетом пропущен срок привлечения общества к административной ответственности.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.12.2013 по делу № А41-17033/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий cудья | Е.Е. Шевченко | |
Судьи | Е.Н. Виткалова М.В. Игнахина |