ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10041/2022 от 02.08.2022 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 августа 2022 года                                                                                Дело №А65-33190/2021

г. Самара                                                                                                             11АП-10041/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,

в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 августа 2022 года в зале № 3 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Гвардейская» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2022 года по делу №А65-33190/2021 (судья Хамидуллина Л.В.)

по иску некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Гвардейская» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,

о взыскании 585134 руб. 70 коп. – задолженности и 147322 руб. 06 коп. – процентов за пользование денежными средствами за период с 03.03.2017 по 31.07.2021, а также с 01.08.2021 по день фактической уплаты долга,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – НО «Фонд ЖКХ РТ», истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Гвардейская» (далее – ООО «УК «ЖКХ Гвардейская», ответчик) о взыскании 413046 руб. 87 коп. – долга,  174301 руб. 65 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2017 по 31.03.2022, а также процентов, начисленных на сумму долга, начиная с 01.04.2022 по день фактической уплаты долга (с учетом принятого судом уточнения иска).

Определением суда от 11.01.2022 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 09.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2022 иск удовлетворен частично. С ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» в пользу НО «Фонд ЖКХ РТ» взыскано 61759 руб. 14 коп. – задолженности по перечислению взносов за капитальный ремонт за период с января 2019 года по март 2022 года, 23132 руб. 37 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.03.2019 по 31.03.2022, с продолжением начисления процентов с 01.04.2022 по день фактической оплаты долга, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», и 2131 руб. – расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу с учетом дополнения, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика и дополнении к ней, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Жилищный кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Республики Татарстан № 52-ЗРТ от 25.06.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее – Закон № 52-ЗРТ), Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1146 от 31.12.2013 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» (далее – Постановление № 1146) собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона № 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 07.12.2015) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в данный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

НО «Фонд ЖКХ РТ» создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом № 52-ЗРТ, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – Постановление № 394) и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора.

В соответствии с Постановлением № 394 НО «Фонд ЖКХ РТ» является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).

Согласно Закону № 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме. Перечисление взносов осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежном документе.

В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона № 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

Как следует из материалов дела, во исполнение законодательства между НО «Фонд ЖКХ РТ» (фонд) и ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» (управляющая организация) был заключен договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах № 514 от 30.06.2017 (далее – договор), по условиям которого управляющая организация обязалась обеспечивать ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, поступление на счет фонда взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении № 1 к договору, на уровне не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан (пункт 3.2.3. договора), обеспечить формирование платежных документов и произведение ежемесячных начислений платежей собственникам помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт общего имущества (пункт 3.2.2. договора) (л.д. 17-19).

Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений в многоквартирных домах (далее – МКД), указанных в приложении № 1 к договору, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято постановление № 2262 от 30.04.2014 «Об утверждении решения о способе формирования капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани», в соответствии с которым формирование фонда капитального ремонта в отношении МКД осуществляется на счете регионального оператора.

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в МКД, истец направил в адрес ответчика претензию № 1161-ф от 24.09.2021 с требованием в срок до 08.10.2021 перечислить на счет регионального оператора сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по МКД в размере 585134 руб. 70 коп. за период с января 2017 года по июль 2021 года, проценты за пользование чужими денежными средствами (л.д. 12-13).

Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск заявил об истечении срока исковой давности, а также указал на отсутствие задолженности, поскольку обязанность по внесению взносов возложена на собственников помещений, а не на управляющую организацию.

Положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ.

Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В целях реализации положений ЖК РФ Постановлением № 1146 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.

Пунктом 2 Постановления № 1146 предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после дня официального опубликования Программы (04.03.2014), то есть не позднее 19.04.2014.

В Республике Татарстан организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется также Законом № 52-ЗРТ, которым установлена презумпция выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае в связи с отсутствием принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 30.04.2014 принято постановление № 2262 «Об утверждении решения о способе формирования капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани», в соответствии с которыми принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД на счете регионального оператора.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №394  от 10.06.2013 истец является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республики Татарстан (региональный оператор).       

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 450 от 29.06.2013 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 год включительно в размере 5,85 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 2020 года по 30.06.2021 - 6,11 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 01.07.2021 - 6,38 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ, части 3 статьи 5 Закона № 52-ЗРТ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

В разделе VII Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 729 от 08.10.2016 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017-2019 годах» установлена обязанность управляющей организации заключать с региональным оператором договоры (соглашения), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора, а также меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.

Следовательно, законом субъекта установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Во исполнение действующего законодательства между НО «Фонд ЖКХ РТ» и ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» был заключен договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах № 514 от 30.06.2017, в соответствии с условиями которого ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» обязалось обеспечивать ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, поступление на счет НО «Фонд ЖКХ РТ» взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении № 1 к договору, на уровне не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан (пункт 3.2.3. договора), обеспечить формирование платежных документов и произведение ежемесячных начислений платежей собственникам помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт общего имущества (пункт 3.2.2. договора).

Поскольку формирование фонда капитального ремонта по спорному МКД подлежит на счете регионального оператора, а также учитывая, что в течение периода, за который истцом заявлено о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт, не было принято и реализовано решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а ответчиком обязанность по перечислению региональному оператору (истцу) взносов на капитальный ремонт не исполнена, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт являются обоснованными. 

Однако в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям.

Рассмотрев заявление ответчика, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 202 ГК РФ, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с января 2017 года по сентябрь 2018 года, поскольку истец обратился в арбитражный суд с иском 27.12.2021, и с учетом установленного ЖК РФ срока уплаты взносов и приостановления течения срока исковой давности на срок, необходимый для соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора, трехлетний срок исковой давности по указанным требованиям истек, что является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, на основании статей 195, 199, 200, 309, 310, 395 ГК РФ, статей 169, 170, 171, 178, 180 ЖК РФ, статей 2, 5 Закона № 52-ЗРТ, пунктов 3-5 Постановления Правительства Российской Федерации № 424 от 02.04.2020 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта по МКД за период с января 2019 года по март 2022 года и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по уплате взносов в фонд капитального ремонта за указанный период в размере 61759 руб. 14 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2019 по 31.03.2022 в размере 23132 руб. 37 коп., а также проценты с 01.04.2022 по день фактической уплаты долга, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации № 497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом деле, судом апелляционной отклоняются инстанции в силу следующего.

Из материалов дела следует, что сторонами заключен договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах № 514 от 30.06.2017.

В соответствии с пунктом 3.2.2. договора управляющая организация обязана формировать платежные документы и производить ежемесячно начисление платежей собственникам по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3.2.3. договора управляющая организация обязана обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Управляющая организация обязана принимать меры по недопущению образования задолженности собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт, а также осуществлять взыскание задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и представлять информацию о проделанной работе в фонд (пункты 3.2.4., 3.2.5. договора).

Таким образом, именно ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» в соответствии с условиями договора обязано обеспечивать поступление на счет истца взносов на капитальный ремонт в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Следовательно, ООО «УК «ЖКХ Гвардейская» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период 06.04.2020 по 07.01.2021, а также за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 являются несостоятельными, поскольку, вопреки доводам ответчика, указанные периоды исключены судом первой инстанции из расчета процентов за пользование чужими денежными средствами.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований признать иное и переоценить выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2022 года по делу   №А65-33190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Гвардейская» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

Судьи    

В.А. Морозов

Е.Г. Демина

С.А. Кузнецов