ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
03 августа 2022 года Дело №А55-27813/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 июля 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 августа 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседанияБорченко К.Д.,
с участием:
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Управления Федерального казначейства по Самарской области - представитель ФИО1 (доверенность от 22.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3,дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2022 года по делу № А55-27813/2021 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области,
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области,
о признании недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 16.08.2021 №20 (стр.2),
УСТАНОВИЛ:
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Самарской области (далее - ответчик), о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 16.08.2021 №20 (стр.2).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что фиксированное или максимальное значение площади жилого помещения для предоставления лицам из числа детей-сирот Законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не определено.
В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 ЖК РФ определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
То есть законодатель, не устанавливая конкретное значение нормы предоставления площади жилого помещения, определяет ее как минимальный размер для дальнейшего расчета предоставляемой площади.
Податель жалобы указал, что статьей 50 ЖК РФ, также, как и Законом № 159-ФЗ, не устанавливается фиксированное или максимальное значение для предоставляемой гражданам площади жилого помещения.
В силу части 3 статьи 50 ЖК РФ законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений, могут быть установлены иные нормы предоставления.
По мнению подателя жалобы системное толкование статьи 50 ЖК РФ и пунктов 1 и 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ свидетельствует, что федеральным законодательством разрешено субъектам Российской Федерации при установлении порядка предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот предусматривать нормы предоставления, отличные от установленных органами местного самоуправления норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Устанавливая порядок предоставления жилых помещений, Закон № 135-ГД в части 9 статьи 3 предусматривает, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам из числа детей-сирот в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза. То есть лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено жилое помещение площадью от 33 до 66 кв.метров.
Размер средств, выделенных в 2019-2020 годах органам местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, был рассчитан, исходя из 33 кв.метров (Приложение 1 к Закону № 135-ГД), что соответствует пункту 9 Правил, которым было установлено, что размер Субсидии определяется по формуле, в состав которой входит «Н - социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв.метров».
Пунктом 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 672), также предусмотрено, что размер Субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. метра.
Согласно пункту 1 Правил предметом регулирования названных Правил является механизм предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а не порядок предоставления жилых помещений, который регулируется Законом № 159-ФЗ и Законом № 135-ГД.
При этом указанными законодательными актами не определено, что значение нормы, установленной для предоставления жилого помещения, должно совпадать или еще каким-либо образом соотноситься со значением нормы, установленной для расчета размера субсидии.
Податель жалобы полагает, что пункт 1 Представления, в котором указывается, что нарушение части 1 статьи 50 ЖК РФ, предусматривающей норму предоставления, заключается в превышении установленной пунктом 9 Правил социальной нормы, принимаемой для расчета размера субсидии, является необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Управление Федерального казначейства по Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федерального казначейства по Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя Управления Федерального казначейства по Самарской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Федерального казначейства по Самарской области в соответствии с приказом УФК от 04.05.2021 №172 «О назначении плановой выездной проверки в министерстве социально_демографической и семейной политики Самарской области» и на основании пункта 12 Плана контрольных мероприятий УФК на 2021 год в период с 11.05.2021 по 16.06.2021 в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (проверенный период: 2019-2020 годы).
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки №42-22-10/55 ЦЗ от 16.06.2021 (л.д.17-73, т.1). 08.07.2021 Министерством в адрес руководителя УФК по Самарской области направлены возражения на акт выездной проверки №42-22-10/55 ЦЗ от 16.06.2021 (письмо №649-исх) (л.д.74-81, т.1).
Письмом от 17.08.2021 №42-13-31/24-7471 в адрес министерства направлено заключение УФК по Самарской области на возражения на акт выездной проверки №42-22- 10/55 ЦЗ от 16.06.2021 (л.д.82-101, т.1). 16.08.2021 министерству вынесено Представление №20, которым УФК по Самарской области требует принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в настоящем Представлении в срок не позднее 17.09.2021. Информацию о результатах исполнения Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Самарской области не позднее 24.09.2021 (л.д.108- 113, т.1).
Как следует из оспариваемого в рамках настоящего дела пункта 1 Представления, в нарушение пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области как ответственным исполнителем Подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до 2023 года Государственной программы Самарской области средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 20 482 052,47 рублей (2019 год - 11 037 696,03 рубля, 2020 год - 9 444 356,44 рубля) использована на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений с превышением социальной нормы, предусмотренной п. 9 Правил от 15.04.2014 №296, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в части достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств выделенных в качестве субсидии из федерального бюджета по Соглашениям от 10.02.2019 №073-08-2019- 298 и от 16.12.2019 №073-09-2020-527.
Полагая, что пункт 1 Представления Управления Федерального казначейства по Самарской области от 16.08.2021 №20 (стр.2) противоречит закону и нарушает его права Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Устанавливая порядок предоставления жилых помещений, Закон Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в части 9 статьи 3 предусматривает, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам из числа детей-сирот, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Размер средств, выделенных в 2019-2020 годах органам местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, был рассчитан, исходя из 33 кв.м. (Приложение 1 к Закону №135-ГД), что соответствует пункту 9 Правил, которым было установлено, что размер субсидии определяется по формуле, в состав которой входит «Н-социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв.м.».
Пунктом 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021г. №672), также предусмотрено, что размер субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. м. (далее - Правила, социальная норма).
Согласно пункту 1 Правил предметом регулирования названных Правил является механизм предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а не порядок предоставления жилых помещений, который регулируется Законом №159-ФЗ и Законом №135-ГД. При этом указанными законодательными актами не определено, что значение нормы, установленной для предоставления жилого помещения, должно совпадать или еще каким_либо образом соотноситься со значением нормы, установленной для расчета размера субсидии.
Следовательно, как полагает заявитель, пункт 1 Представления, в котором указывается, что нарушение части 1 статьи 50 ЖК РФ, предусматривающей норму предоставления, заключается в превышении установленной пунктом 9 Правил социальной нормы, принимаемой для расчета размера субсидии, является необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Заявитель также указал, что позиция о расчетном характере нормы в 33 кв.м. и возможности ее применения исключительно при расчете размера субсидии подтверждается Минпросвещения России (письмо от 01.09.2021 №07-4914), которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, и которое обеспечивает предоставление субсидии бюджету Самарской области на указанные цели.
Аналогичные доводы приведены заявителем и в апелляционной жалобе.
Как следует из пункта 1 Представления обеспечение лиц из числа-детей сирот жилых помещений с превышением социальной нормы, установленной пунктом 9 Правил, нарушает подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ и привело к неэффективному использованию бюджетных средств в части достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств, выделенных в качестве субсидии из федерального бюджета по соглашениям от 10.02.2019 №073-08-2019-289 и от 16.12.2019 №073-09-2020-527, в сумме 20 482 052,47 рублей (2019 год – 11 037 696,03 рубля, 2020 год – 9 444 356,44 рубля).
Из подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ следует, что министерство как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Между тем, объем средств, рассчитанный путем умножения 33 кв.м. на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, правомерно направляется на обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями общей площадью от 33 до 66 кв.м. Различие в площади жилых помещений обусловлено особенностями рынка недвижимости и неоднородностью цен на жилые помещения в муниципальных образованиях.
На приобретение или строительства одного жилого помещения площадью от 33 до 66 кв.м. направляется, независимо от размера предоставляемого жилого помещения, тот же размер средств, что был рассчитан исходя из 33 кв.м.
Следовательно при обеспечении лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями площадью от 33 до 66 кв.м. не требуется дополнительного выделения средств и не происходит увеличение их расходования, результат достигается с использованием объема средств, определенного в соответствии с законодательством.
Также заявитель указал, что в случае приобретения жилых помещений, исходя из максимальной площади в 33 кв.м., существует риск неосвоения бюджетных средств и недостижения результата использования субсидии, в связи с отсутствием жилых помещений на рынке продаваемого или строящегося жилья, указанной площади.
Суд первой инстанции, не соглашаясь с доводами заявителя, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (ред. от 28.05.2019) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В силу ч. 3 ст. 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Согласно ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, а также направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Частью 3 ст. 269.2 БК РФ установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 №1235 (далее – Стандарт №1235), п. 4.4, п. 4.7 Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», утвержденного приказом Казначейства России от 01.03.2017 №39 (далее – Стандарт №39), решение о назначении контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) органа контроля.
В период с 11.05.2021 по 16.06.2021 Управлением на основании приказа УФК по Самарской области от 04.05.2021 №172 «О назначении плановой выездной проверки в министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области» в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за 2019-2020 годы, по результатам проведения которой составлен акт от 16.06.2021 №42-22-10/55ЦЗ.
Согласно пунктам 6 - 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 №1095 (далее - Стандарт №1095), акт, заключение и иные материалы контрольного мероприятия подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в срок не более 50 рабочих дней со дня подписания акта, заключения. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки, а также иных материалов проверки, о наличии оснований для направления представления объекту контроля, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия обеспечивают подготовку и направление представления объекту контроля. Орган контроля направляет объекту контроля представление не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении.
Согласно п. 9.7. Стандарта №39, при принятии решений о направлении предписания, представления, о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, о направлении информации, документов и материалов о наличии в действиях должностных лиц объекта контроля, иных лиц признаков состава преступления или иного нарушения в правоохранительный или иной государственный орган руководитель Федерального казначейства (руководитель УФК) (иное уполномоченное лицо) руководствуется следующими критериями: наличие в материалах контрольного мероприятия достаточных оснований для принятия указанных решений; законность и обоснованность направления предписания и (или) представления объекту контроля и (или) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; подтверждение факта выявленных нарушений материалами контрольного мероприятия.
Решение руководителя Управления о вынесении обжалуемого Представления в отношении министерства принято по результатам рассмотрения акта и иных материалов проверки.
Указанное решение принято в рамках осуществляемых полномочий по осуществлению государственного финансового контроля с соблюдением установленного порядка и критериев принятия решения, оформлено и направлено в Министерство в установленные сроки.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка_сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Органами местного самоуправления Самарской области, которым предоставлена Субвенция на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него помещения для предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений, установлены следующие нормы предоставления жилых помещений:
постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.11.2015 №189 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального района Ставропольский» - норма предоставления площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 квадратных метра на одного человека;
решение Собрания представителей муниципального района Кинельский Самарской области от 27.12.2005 №65 «О норме предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан - 33 квадратных метра общей площади;
решение Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27.04.2011 №30 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань, определении уполномоченного органа по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Сызрань» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань на одного гражданина - 16 квадратных метров общей площади жилого помещения;
решение Собрания представителей Кинель-Черкасского района Самарской области от 27.03.2013 №31-6 «Положении «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский Самарской области» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан - 33 квадратных метра общей площади;
постановление Администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 22.02.2013 №365 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» - 14 квадратных метра и менее общей площади жилого помещения для следующих категорий граждан: - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
решение Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 18.11.2010 №21 «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма 18 квадратных метра на одного человека;
постановление Собрания представителей Шенталинского района Самарской области от 26.12.2005 №71 «Об установлении порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории муниципального района Шенталинский» - норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма для одиноких граждан - 33 квадратных метра;
постановление Октябрьской городской Думы Самарской области от 29.09.2005 №170 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Октябрьск Самарской области» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Октябрьск Самарской области для одиноких граждан - 33 квадратных метра общей площади;
решение Похвистневской городской Думы Самарской области от 16.11.2005 №5-32 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Похвистнево Самарской области» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) для одиноко проживающего гражданина - 16 квадратных метров общей площади жилого помещения;
постановление Думы городского округа Отрадный Самарской области от 29.09.2005 №21 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека;
постановление Мэра города Тольятти Самарской области от 05.10.2005 №141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан - 30,0 квадратных метра общей площади;
постановление Чапаевской городской Думы Самарской области от 20.12.2005 №60- ЧД «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на территории города Чапаевска» – норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 квадратных метра общей площади на одного человека;
постановление Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области от 14.11.2013 № 1346 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади;
постановление Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области от 22.11.2006 №140 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 квадратных метров на одного члена семьи.
Следовательно органами местного самоуправления Самарской области, которым предоставлена Субвенция на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него помещения для предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не предусмотрена норма предоставления жилого помещения свыше 33 квадратных метров для одиноких граждан.
С учетом вышеизложенного судом сделан правильный вывод о законности пункта 1 обжалуемого Представления.
Судом правомерно отклонен довод министерства о том, что в случае приобретения жилых помещений исходя из максимальной площади в 33 кв.м., существует риск неосвоения бюджетных средств и недостижения результата использования субсидии, в связи с отсутствием жилых помещений на рынке продаваемого или строящегося жилья, указанной площади, поскольку риск неосвоения бюджетных средств и недостижения результата использования субсидии не может ставиться во взаимосвязь с несоблюдением министерством нормативных актов органов местного самоуправления Самарской области, которым предоставлена субвенция на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него помещения для предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что пункт №1 представления от 16.08.2021 №20 вынесен в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что обжалуемым Представлением на Министерство возлагается обязанность по предоставлению лицам из числа детей-сирот жилых помещений площадью 33 кв. метра, что по мнению Министерства незаконно.
Однако данный довод апелляционной жалобы является несостоятельным и не может служить основанием отмены решения арбитражного суда первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании требований, содержащихся в Представлении.
В частности, Представление содержит требование о принятии Министерством мер по устранению причин и условий совершения нарушения, а не обязывает Министерство предоставлять лицам из числа детей-сирот жилые помещения площадью 33 кв. метра.
Более того, Министерство в апелляционной жалобе прямо указало, что с 23.03.2022 полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляет министерство строительства Самарской области.
Таким образом, Министерством не представлено надлежащих обоснований того, каким образом Представление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2022 года по делу №А55-27813/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи Н.В. Сергеева
В.А. Корастелев