ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
29 октября 2020 года Дело № А49-14509/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2020 года по делу № А49-14509/2018 (судья Табаченков М.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Саратов, к Администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Пензенская область, Мокшанский район, р.п. Мокшан, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, г.Пенза, о признании недействительным постановления № 690-1 от 07.11.2018,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области (далее – Администрация) от 07.11.2018 № 690-1 «Об отказе в использовании земель без предоставления земельного участка Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём принятия решения об использовании земельного участка площадью 4 кв.м. в р.п. Мокшан согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен ФИО1.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.06.2020 по делу № А49-14509/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Администрация в отзыве апелляционную жалобу отклонила.
Рассмотрение дела было отложено с 10.09.2020 на 22.10.2020.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон и третьего лица, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.08.2018 Общество заключило с гражданином ФИО1 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 - электрооборудования нежилого здания.
29.10.2018 в Администрацию поступило заявление Общества о предоставлении разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута площадью 4 кв.м., сроком на 49 лет для размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанной с трансформаторной подстанцией - ВЛ-0,4 кВ.
По результатам рассмотрения заявления Администрация вынесла постановление от 07.11.2018 № 690-1, которым отказало Обществу в использовании земель без предоставления земельного участка, площадью 0,4 кв.м., ссылаясь на подпункт «д» пункта 12 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённого Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2015 № 611-пП, так как размещаемый объект не соответствует утверждённым документам территориального планирования (Генеральному плану муниципального образования рабочий посёлок Мокшан Мокшанского района Пензенской области).
Считая постановление от 07.11.2018 № 690-1 нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что для строительства линии электропередач без разрешения на строительство требуется наличия согласия, в данном случае, органа местного самоуправления на использование земель или земельного участка. Следовательно, получение такого согласия должно предшествовать строительству, реконструкции. В данном случае опоры линии электропередачи возведены Обществом до получения разрешения на использование земельных участков для указанных целей. Поэтому такие работы не могут быть признаны не требующими разрешения на строительство и в силу указанных выше норм земельного законодательства отсутствует основание для выдачи разрешения на использование земельных участков без их предоставления и установления сервитута. В таком порядке (без предоставления земельного участка) вопрос может быть рассмотрен только после демонтажа опор.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации имелись законные основания для отказа Обществу в использовании земельных участков без их предоставления и установления сервитута в порядке статьи 39.33 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что Общество приняло на себя обязательства по договору от 27.08.2018 с ФИО1 на технологическое присоединение электрооборудования нежилого здания.
Согласно пункту 3 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утверждённым Постановлением Правительство Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В данном случае из указанного договора, а также из заявления Общества в Администрацию от 29.10.2018 и приложенной к нему схемы, следует, что речь идёт о размещении кабельно-воздушной линии электропередачи, для чего необходимо размещение четырёх опор.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утверждён «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» далее – (Перечень). Согласно пункту 1 Перечня к таких объектам относятся линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
К линейным объектам относятся, в том числе, линии электропередач согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Согласно пп.5 п.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с данным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Законом Пензенской области от 14.11.2006 № 1164-ЗПО (ред. от 06.04.2018) «Градостроительный устав Пензенской области» предусмотрены (пп.1 п.1 ст.22-1) случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, в том числе при строительстве и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 35 кВт включительно.
Пунктом 4 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, находящимся на муниципальных землях либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, неизбежно влечет фактическое использования таких земельных участков, как при сооружении инженерных коммуникаций, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации.
С учетом вышеизложенного, ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ № 1 в р.п. Мокшан может размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и если вышеуказанный объект предназначен для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, дальнейшее распоряжение такими участками путем предоставления их гражданам, юридическим лицам не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Как уже отмечено, в обоснование оспариваемого отказа Администрация ссылается на то, что размещение линии электропередачи противоречит Концепции благоустройства рабочего посёлка Мокшан Мокшанского района Пензенской области, утверждённой постановлением Администрации рабочего посёлка Мокшан от 20.02.2018 № 77.
Суд апелляционной инстанции признает указанный довод несостоятельным, поскольку согласно статье 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальным образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. Концепция благоустройства муниципального образования не относится ни к одному из указанных документов территориального планирования. Такой документ может быть основанием для внесения соответствующих изменений в документ территориального планирования - генеральный план поселения. Но Администрация не представила доказательств внесения в Генеральный план рабочего посёлка Мокшан соответствующих изменений, вытекающих из Концепции благоустройства. Из существующей редакции Генерального плана не усматривается несоответствие ему размещаемого Обществом объекта.
Следовательно, нет оснований считать, что несоответствие размещаемого объекта Концепции благоустройства рабочего посёлка Мокшан является несоответствием документам территориального планирования данного муниципального образования.
Межевание отдельных участков на основании муниципального контракта от 03.12.2018 № 163 не влияет на квалификацию Концепции благоустройства как на акт, который не может быть признан документом территориального планирования.
Учитывая то, что иных причин для отказа в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка в оспариваемом постановлении Администрации не названо (кроме несоответствия Генеральному плану р.п. Мокшан), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по состоянию на ноябрь 2018 года у Администрации отсутствовали законные основания для отказа Обществу в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка без его предоставления.
Довод суда первой инстанции о том, что разрешение на использование земельных участков для указанных целей без их предоставления и установления сервитута возможно только после демонтажа опор не соответствует нормам земельного законодательства и не учитывает фактические обстоятельства дела.
Как указано выше в соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
При этом, не требуется разрешение на строительство для таких объектов как линейные сооружения (линии электропередач), а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования.
Законом Пензенской области от 14.11.2006 № 1164-ЗПО (ред. от 06.04.2018) «Градостроительный устав Пензенской области» также не предусмотрено в таких случаях получение разрешения на строительство.
Судом первой инстанции не учтено, что как на момент обращения Общества в Администрацию с письмом о предоставлении разрешения на использование спорного земельного участка, так и на момент рассмотрения Администрацией указанного заявления и незаконного отказа в его удовлетворении, опоры линии электропередачи возведены не были.
Указанного основания, что опоры линии электропередачи возведены до получения соответствующего разрешения, также нет в оспариваемом постановлении Администрации от 07.11.2018 № 690-1.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Общества, отменяет обжалуемое судебное решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об удовлетворении требований ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго».
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Администрации в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., понесенные обществом за подачу заявления в суд первой инстанции, подтвержденные платежным поручением от 17.12.2018 № 22141, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы, подтвержденные платежным поручением от 22.07.2020 № 11541.
При подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 22.07.2020 № 11541 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2020 года по делу № А49-14509/2018 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области от 07.11.2018 № 690-1 «Об отказе в использовании земель без предоставления земельного участка публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».
Обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» путем принятия решения об использовании земельного участка площадью 4 кв.м. в р.п.Мокшан согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Взыскать с администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | И.С. Драгоценнова А.Б. Корнилов |