ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
09 августа 2021 года Дело № А72-3342/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 августа 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 августа 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года по делу № А72-3342/2021 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области», Ульяновская область, р.п. Ишеевка,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора,
Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа (ИНН <***>, ОГРН <***>, Ульяновская область, поселок Станция-Охотничья,
о признании незаконным бездействия Управления финансов, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника,
об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа (ИНН <***>, ОГРН <***>, Ульяновская область, поселок Станция-Охотничья (далее – третье лицо), о признании незаконным бездействия Управления финансов, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника, об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года признано незаконным бездействие Муниципального учреждения «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области», выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа. На Муниципальное учреждение «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» возложена обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области №342 от 09.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное учреждение «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в случае приостановления операций по счетам должника-образовательного учреждения будет поставлена под угрозу работа самих школ. Это может негативно повлиять на их подготовку к новому учебному году. Общеобразовательные организации не смогут в полной мере осуществлять образовательный процесс: через лицевые счета проводится оплата за питание обучающихся, оплата за топливо, необходимое для осуществления подвоза обучающихся к месту обучения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
МИ ФНС России №8 по Ульяновской области в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевская средняя школа принято решение №342 от 09.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Решение №342 от 09.09.2019 получено Управлением финансов 23.09.2019.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа является казенным учреждением.
В связи с неисполнением указанных исполнительных документов заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства казенных учреждений определен статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 № 142-ФЗ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (части 4, 5, 6 и 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судом верно указано, что такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, как установлено судом, в рассматриваемом случае уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, Управлением финансов не представлены.
Из материалами дела следует, что решение МИ ФНС России №8 по Ульяновской области №342 от 09.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, исполнено не было, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, верно указал, что Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.
С учетом изложенных обстоятельств бездействие Муниципального учреждения «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» по неисполнению требований решения МРИ ФНС России №8 по Ульяновской области №342 от 09.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, является незаконным, зая вленные требования правомерно удовлетворены судом.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд правомерно возложил на Муниципальное учреждение «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области №342 от 09.09.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года по делу № А72-3342/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи Н.В. Сергеева
В.А. Корастелев