ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-11317/19 от 29.07.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 августа 2019 года                                                                          Дело №  А72-18752/2018    

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 29 июля 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  01 августа 2019 года                                                                         

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Сурайкиной А.В.,

с участием:

от филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области -  представитель Тазетдинова Э.Р.(доверенность от 09.01.2019),

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» -  представитель Соловьева Ю.Ю.(доверенность от 12.03.2019),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области -  представитель Елисеева Л.В.(доверенность от 09.01.2019),

от Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области-  представитель не явился, извещено,

от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области -  представитель не явился, извещено,

от муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области -  представитель не явился, извещено,

от муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области -  представитель не явился, извещено,

от Иващенко Андрея Львовича -  представитель не явился, извещен,

от муниципального учреждения администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области -  представитель не явился, извещено,

от Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области -  представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционным жалобам филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2019 года по делу №А72-18752/2018 (судья Коннова  О.В.),

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» (ОГРН 1027301170093), г. Ульяновск,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,

межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,

муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,

муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,

Иващенко Андрея Львовича,

филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области,

муниципального учреждения администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области,

Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области,

о признании недействительными и отмене уведомления от 04.09.2018 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, решения от 10.10.2018 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - ответчик) о признании недействительными и отмене уведомления от 04.09.2018 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, решения от 10.10.2018 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Иващенко Андрей Львович, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, выраженное в уведомлении от 04.09.2018 № КУВД-001/2018-2885213/1.

В целях восстановления прав и законных интересов заявителя на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области возложена обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» (ОГРН 1027301170093, г. Ульяновск) на объект: газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 26.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области г.Ульяновск требований полностью.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что для разрешения вопроса об отнесении газопровода –ввода к объектам недвижимости необходимо учитывать как размер такого объекта, как и его проектную документацию, поскольку не каждый газопровод является линейным объектом капитального строительства, а следовательно объектом недвижимости, учет которого должен происходить в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.

По мнению подателя жалобы спорный газопровод-ввод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему жилому дому, присоединяясь к газораспределительной сети.

Как полагает податель жалобы, спорный газопровод может рассматриваться в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведен.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в своей апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2019 по делу А72-18753/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» в удовлетворении заявленных к Управлению требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неправомерный вывод суда о том, что спорный газопровод-ввод является объектом недвижимости.

Податель жалобы полагает, что спорный газопровод-ввод не является объектом недвижимого имущества в связи с отсутствием у него самостоятельного хозяйственного назначения.

Представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Иващенко Андрея Львовича, муниципального учреждения администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.

Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Общество своими силами и средствами построило и ввело в эксплуатацию подземный газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 26.

Согласно техническому плану сооружения, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения от 05.07.2018, наименование объекта недвижимости - газопровод-ввод, вид объекта недвижимости -сооружение, адрес - Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, назначение - иное сооружение (газоснабжение), расположение в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:575, год завершения строительства - 2017, протяженность - 70 м.

08.08.2018 общество обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанное сооружение - газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 26, представив технический план сооружения от 05.07.2018, договор аренды земельного участка для размещения линейных объектов от 02.04.2018 №21/04/А-2018-152.

04.09.2018 Росреестром осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок до 30.11.2018 по причинам, указанным в уведомлении №КУВД-001/2018-2885213/1, а именно:

1. Содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям Закона о регистрации, а именно: в составе технического плана отсутствует разрешение на строительство сооружения -газопровода. Представленный технический план подготовлен в отношении сооружения на основании рабочей документации, при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» содержится информация о том, что получение разрешения на строительство не требуется, однако в составе технического плана отсутствует документ, подтверждающий, что объект, в отношении которого подготовлен технический план, является объектом недвижимого имущества, имеющим самостоятельное функциональное назначение и подлежит государственному кадастровому учету и регистрации прав;

2. Отсутствует документ, удостоверяющий выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме. В соответствии с ч. 1 с. 55 ГрК РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территорий и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Общество обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Росреестра с заявлением об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав № КУВД-001/2018-2885213/1.

Апелляционной комиссией 10.10.2018 было принято решение № 23 об отказе в принятии к рассмотрению этого заявления в связи с несоответствием представленного заявления по содержанию требованиям п. 22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193, а именно в представленном заявлении отсутствуют сведения о СНИЛС кадастрового инженера, подготовившего технический план объекта недвижимости, приложенного к заявлению.

Общество, не согласившись с решением Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.09.2018, выраженным в уведомлении № КУВД-001/2018-2885213/1, с решением апелляционной комиссии от 10.10.2018 № 23, обратилось в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что спорный объект является недвижимым имуществом, это один из самостоятельных видов газопроводов, он прочно связан с землей (подземный объект), построен в соответствии с проектной документацией в рамках технологического присоединения объекта капитального строительства.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено частично.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью  1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок государственной регистрации права и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации.

Статьей 1 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, в том числе это акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В силу пункта 1 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации, в частности, установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав  и  (или)  отказ  в  государственном  кадастровом  учете  и  (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

Как следует из оспариваемого решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, основанием такого приостановления послужило отсутствие документов, подтверждающих, что спорный газопровод-ввод является объектом недвижимости (разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).

В пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение линейного объекта, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Исходя из вышеуказанных определений линейного объекта и объекта капитального строительства вышеуказанный газопровод низкого давления является линейным объектом, и объектом капитального строительства.

В Техническом регламенте о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, даны определения указанных сетей, в обоих случаях это единые производственно-технологические комплексы. При этом сеть газораспределения включает в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначается для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).

Согласно ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 № 242-ст) газораспределение: деятельность по транспортировке газа по сети газораспределения; распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода; газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.

Как указал суд, к объектам недвижимости газопроводы относятся на основании п. 2 Указа Президента РФ от 05.05.1999 № 544 «Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом «Газпром» мер по совершенствованию своей структуры" и утвержденного в его развитие Приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 308 от 29.12.2000 Порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям.

Магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности газотранспортных организаций, осуществляющих транспортировку газа (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

Следовательно, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как производственно-технологический комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, пунктом 5 предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Статьей 19 Закона Ульяновской области от 30.06.2008 № 118-ЗО «Градостроительный устав Ульяновской области» предусмотрены случаи, когда на территории Ульяновской области не требуется получение разрешения на строительство, в том числе при строительстве (реконструкции) газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) с проектным рабочим давлением не более 0,3 мегапаскаля включительно при условии, что расстояние от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа, измеряемое по прямой линии, составляет не более двухсот метров.

Таким образом, разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось.

В силу части 10 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок.

Согласно техническому плану газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 26, является сооружением протяженностью 70 м, в подземном исполнении, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:575, предоставленного обществу по договору аренды земельного участка для размещения линейного объекта № 21/04/А-2018-152 от 02.04.2018.

Согласно проектной документации ООО «Проект РМ» проект газопровода-ввода выполнен на основании технических условий на присоединение к газораспределительной сети до границы земельного участка № 020 от 27.07.2015, технического задания на проектирование, отчета по инженерно-геологическим изысканиям, выполненного ООО «Цитрин», топографической съемки, выполненной ООО «Цитрин». Проектируемая трасса газопровода-ввода проходит от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома. Источником газоснабжения служит существующая ГРС №49 р.п. Мулловка. Врезка запроектирована в существующий подземный газопровод низкого давления d 63 мм. Давление в точке подключения составляет: максимальное - 0,0028 МПа, минимальное - 0,0025 МПа. Проектом предусмотрена прокладка подземного газопровода низкого давления от точки врезки до границы земельного участка. Отключающие устройства на газопроводе устанавливаются в надземном исполнении на врезке и у границы земельного участка.

Из акта от 31.08.2017 приемки и ввода в эксплуатацию указанного газопровода-ввода следует, что строительство осуществлено в июле 2017 года, заказчиком и подрядчиком строительства являлось общество.

Исходя из вышеуказанных представленных в материалы дела доказательств, суд установил, что спорный объект является линейным сооружением, газопроводом низкого давления, т.е. газопроводом с давлением до 0,3 Мпа, протяженностью до 200 м, в отношении которого, в соответствии со статьей 19 Градостроительного устава Ульяновской области, выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данный объект построен обществом в рамках технологического присоединения объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, 26, на основании заявки о подключении объекта капитального строительства от 23.07.2015 собственника жилого дома Зимина Д.Ю. (по сведениям из ЕГРН с 24.12.2016 зарегистрировано право собственности Иващенко Андрея Львовича на указанный жилой дом и земельный участок с кадастровым номером 73:21:090901:521), договора о подключении № 021 -002-62/1-ТП от 27.07.2015 жилого дома к сети газораспределения.

Согласно пояснений заявителя к спорному газопроводу-вводу могут быть подключены и иные объекты недвижимости, при наличии соответствующих заявок в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.

Спорный газопровод-ввод не является частью системы газопотребления, поскольку расположен за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 73:21:090901:521, в пределах границах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:575, предоставленного обществу Агентством госимущества согласно договору аренды земельного участка для размещения линейных объектов от 02.04.2018 №21/04/А-2018-152.

Как установил суд, сеть газораспределения, к которой подключен газопровод-ввод, не является собственностью заявителя, доказательств обратного в материалах дела не имеется, в соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (т. 2 л.д. 70-71) заказчиком строительства распределительного газопровода низкого давления сети газоснабжения кварталов 3,6,7,11 в с. Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области (период строительства 09.2008 - 10.2008) является администрация МО «Чердаклинский район».

Следовательно, как верно указал суд, спорный газопровод-ввод не является и частью сети газораспределения.

Материалами дела подтверждается, что спорный газопровод-ввод построен заявителем на предоставленном для этих целей земельном участке, своими силами и средствами согласно представленным бухгалтерским документам, в том числе карточке счета 08.30.3, акту и справке о стоимости выполненных работ от 31.07.2017, своду фактических затрат по строительству газопровода за период с 01.07.2017 по 31.07.2017, табелю учета использования рабочего времени за июль 2017, акту о приеме-передаче объекта основных средств от 31.07.2018, инвентарной карточке учета объекта основных средств от 31.07.2018.

Судом правомерно отклонен довод управления, приведенный также и в апелляционной жалобе, о наличии у спорного газопровода-ввода признаков самовольной постройки, поскольку земельный участок, на котором расположен этот объект, образован после его ввода в эксплуатацию 31.08.2017, договор аренды земельного участка заключен 02.04.2018.

Из отзыва Министерства усматривается, что Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области распоряжением от 01.12.2017 № 106-ОД утвержден проект планировки территории и проект межевания территории линейного объекта «Газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 26». Публичные слушания по проекту планировки проекту межевания территории этого объекта проведены согласно нормам действующего законодательства о градостроительной деятельности.

02.04.2018 между Агентством госимущества и обществом заключен договор аренды земельного участка для размещения линейных объектов №21/04/А-2018-152.

Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В пункте 1 перечня указаны подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Утверждение границ охранных зон сетей газораспределения и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производится субъектом Российской Федерации на основании заявления собственника сети газораспределения (Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что материалы рассматриваемого дела содержат все необходимые сведения для идентификации спорного газопровода-ввода как объекта недвижимости, необходимые документы для постановки которого на государственный кадастровый учет и регистрации права были представлены заявителем в установленном Законом о регистрации порядке, основания для приостановления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием объекта недвижимости отсутствовали.

Заявителем представлены доказательства, что спорный объект недвижимости создан им, находится у него на балансе.

Доказательств принадлежности спорного объекта иным лицам, а также правопритязаний и спора о праве на данное имущество в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о незаконности оспариваемого заявителем решения управления о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, выраженных в уведомлении от 04.09.2018 № КУВД-001/2018-2885213/1, поскольку оспариваемые ненормативные акты создают правовую неопределенность в отношении линейного объекта, относящегося к категории опасных производственных объектов, в связи с чем, в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, суд правомерно обязал ответчика в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности заявителя на спорный объект недвижимости.

Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда РФ от 15.12.2016 № 310-КГ16-17068 по делу № А68-12078/2015, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2017 по делу № А41-65794/16, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2019 по делу № А53-8139/2018, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 № 15АП-7455/2017 по делу № А53-1463/2017.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2019 года по делу №А72-18752/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                В.Е.Кувшинов 

                                                                                                                           А.А.Юдкин