ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1175/14 от 19.02.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 февраля 2014 года Дело № А65-24193/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 19 февраля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 26 февраля 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 2, дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Карат»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 по делу № А65-24193/2013 (судья Бредихина Н.Ю.),

принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Карат», г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Сараев В.Г., г. Казань, Захаров М.В., г. Казань, об отмене решения и предписания антимонопольного органа, принятых по жалобе № Т04-150/2013,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Карат» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – ответчик), об отмене решения и предписания антимонопольного органа, принятых по жалобе № Т04-150/2013.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 в удовлетворении уточненных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

Считает решение суда первой инстанции необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежащим отмене.

По мнению подателя жалобы доводы антимонопольной службы об отсутствии в информационном сообщении формы заявки, не влияют на возможность формирования и подачи потенциальными участниками заявок, так как заявки заполняются претендентами (в соответствии с п. 10 Постановления №808) по месту нахождения организаторов торгов, и, соответственно, согласно закона они обязаны лично явиться для подачи документов.

Гражданский кодекс РФ не содержит ограничения по размеру вносимого
 задатка для участия на торгах (ст.4 -8 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ №808 от 01.11.2002,
 задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка, т.е. установлен минимальный размер задатка, тогда как максимальный размер устанавливается собственником земельного участка самостоятельно.

Заявитель считает, что установление размера задатка по торгам в размере 100% от начальной цены лота влечет участие в торгах именно добросовестных претендентов, так как данный задаток гарантирует для собственника участие платежеспособных претендентов, реальную ответственность участников торгов, в случае отказа от заключения договора купли-продажи.

Кроме того, из информационного сообщения о продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, следует, что победитель торгов возмещает расходы но предпродажной подготовке земельного участка.

Таким образом, на дату публикации информационного сообщения сумма понесенных затрат была известна и опубликована. Любой потенциальный претендент с суммой дополнительной оплаты был ознакомлен, мог планировать будущую стоимость приобретения земельною участка.

Кроме того, указание в информационных сообщениях необходимости представления физическими лицами согласия супруга вызвано субъектным характером реализуемого имущества, в торгах продается недвижимое имущество, для регистрации перехода права собственности по которым для физических лиц, находящимся в браке потребуется наличие нотариального согласия супруга. В случае отсутствия такого документа победитель торгов не сможет зарегистрировать переход права собственности на объект, имущество остается в собственности продавца, что повлечет необходимость повторного проведения торгов.

В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции от антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Сараев В.Г., Захаров М.В. обратились в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов – ЗАО «Карат» при проведении открытого аукциона по продаже земельного участка.

В ходе рассмотрения поступившей жалобы антимонопольным органом установлено, что на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 06.08.2013 г. № 2427-р на торги выставлено имущество: земельный участок площадью 1673 кв. м. с кадастровым номером 16:45:010113:4406, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Клары Цеткин, д. 54 А/1.

Организатор торгов- ЗАО «Карат», начальная цена - 1824 000 руб., шаг аукциона – 3,55 от начальной цены лота, размер задатка – 100% от начальной цены лота, дата и время проведения аукциона – 11:00 13.09.2013 г.

06.09.2013 г. ответчиком вынесено решение №Т04-150/2013, которым:

1) жалоба Сараева В.Г., Захарова М.В. на действия организатора торгов - ЗАО «Карат» признана обоснованной;

2) организатор торгов – ЗАО «Карат» признан нарушившим требования части 4 статьи 38 Земельного Кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808;

3) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан было признано нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации;

4) организатору торгов – ЗАО «Карат» подлежит выдаче предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ.

03.09.2013 г. заявителю выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ, в соответствии с которым заявителю необходимо устранить выявленные нарушения:

- отменить все протоколы, составленные при проведении открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 1673 кв. м. с кадастровым номером 16:45:010113:4406, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Клары Цеткин, д. 54 А/1;

- в установленные законом сроки возвратить участникам торгов денежные средства, внесенные в качестве задатка для участия в вышеуказанных торгах;

- повторно провести торги по продаже земельного участка площадью 1673 кв. м. с кадастровым номером 16:45:010113:4406, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Клары Цеткин, д. 54 А/1, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявитель, полагая, что вынесенное решение и предписание, в части, касающейся заявителя, противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Правилами об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.

Пунктом 8 Правил установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов.

Так, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

Однако, как было правомерно установлено антимонопольным органом, в нарушение вышеприведенной нормы не все подлежащие обязательному указанию сведения размещены заявителем в извещении о проведении спорных торгов, а именно: отсутствовали сведения о форме заявки об участии в торгах и проект договора купли-продажи земельного участка.

Доводы заявителя о том, что с данной информацией потенциальные участники могли ознакомиться, обратившись по адресам, указанным извещении, либо на сайте в сети Интернет, правомерно отклонены судом, поскольку такой способ доведения информации противоречит установленному законом порядку проведения торгов, и влияет на права потенциальных участников торгов, которые, в силу действующего порядка, не наделены обязанностью по личной явке к организатору торгов для получения всей интересующей информации по проводимым торгам, а, напротив, имеют право на получение полной информации из извещения о проведении торгов. И именно в такой форме организатор торгов обязан предоставить участникам сведения в силу действующих Правил № 808.

Таким образом, нарушение обязательных для исполнения требований закона свидетельствует о несоблюдении порядка и организации проведения торгов заявителем, решение антимонопольного органа в данной части является законным и обоснованным.

В соответствии с п.10 Правил № 808 для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.

Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

В соответствии с положениями Правил 808 с победителем торгов подлежит заключению договор купли-продажи земельного участка, при этом в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы засчитывается внесенный победителем задаток.

Судом из анализа текста извещения о проведении спорных торгов установлено, что победители торгов обязаны дополнительно оплатить расходы, связанные с проведением предпродажной подготовки земельного участка, а также услуги по организации и проведению торгов. Сумма расходов, подлежащая оплате победителем торгов, подтверждается документально и составляет 88 500 руб.

Однако, установление дополнительных обязанностей победителю аукциона, в том числе по оплате подготовке документации и расходов на проведение торгов, не соответствует действующему законодательству. Возложение на участников и победителей аукциона обязанности по оплате расходов на организацию и проведение аукциона необоснованно.

Заявитель в обоснование правомерности включения условия о возмещении расходов на организацию торгов указал на то, что организатор торгов указанные расходы несет самостоятельно, Министерством земельных и имущественных отношений РТ указанные расходу не оплачиваются в связи с отсутствием бюджетного финансирования.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, отклонившим указанный довод, на который заявитель также сослался и в апелляционной жалобе, поскольку отсутствие финансирования со стороны государственного заказчика, не является правовым основанием для перекладывания расходов заявителя, как хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность и выбранного для организации торгов посредством установленной законом процедуры, указанные расходы заявитель должен нести самостоятельно.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.

Следовательно, на момент выставления на торги, все необходимые мероприятия по предпродажной подготовке земельного участка должны быть проведены, и данные затраты должны относиться непосредственно на органы государственной власти.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды, утвержденных Постановлением Правительства от 11.10.2002 г. № 808 при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатор торгов, в том числе:

а) определяет место, даты и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах (далее именуются - заявки), место, дату и время определения участников торгов, место и срок подведения итогов торгов;

б) организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов (или об отказе в их проведении), а также информации о результатах торгов;

в) выдает необходимые материалы и соответствующие документы юридическим и физическим лицам, намеревающимся принять участие в торгах (далее именуются - претенденты);

г) принимает заявки и документы от претендентов, а также предложения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения, и содержания представленных ими документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы;

д) организует осмотр земельных участков на местности;

е) проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами;

ж) принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, установленным настоящими Правилами, и уведомляет претендентов о принятом решении;

з) определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов;

и) готовит проекты договоров купли-продажи земельных участков;

к) подписывает от имени собственника договоры купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

л) осуществляет иные предусмотренные настоящими Правилами функции.

Таким образом, в силу названных Правил обязанность по оплате расходов по организации торгов лежит именно на организаторе торгов и возложение данной обязанности на победителя торгов противоречит вышеприведенным нормам, оспариваемое решение антимонопольного органа в данной части также является законным и обоснованным.

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются, в частности, федеральные органы исполнительной власти, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В извещении о проведении спорных торгов для претендентов – физических лиц установлено требование о предоставлении следующих необходимых документов:

-заявка на участие в торгах по форме, представляемой организатором торгов;

- копия паспорта,

-нотариально заверенное свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,

-согласие супруги(-а) на участием в торгах и приобретение земельного участка.

Указанный перечень необходимых документов, согласно опубликованному заявителем извещению, является безальтернативным, и не содержит исключений для каких-либо физических лиц, в том числе не состоящих в зарегистрированном браке, не содержит оговорок для таких претендентов.

Как обоснованно указал в оспариваемом решении антимонопольный орган, действующее законодательство в случае проведения торгов и заключения договора купли-продажи земельного участка не содержит такого требования как получение согласия супруга.

Заявитель, установив в извещении требование о предоставлении документов, не предусмотренных законом, нарушил требования законодательства.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, что свидетельствует о правомерном выводе антимонопольного органа о наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 по делу №А65-24193/2013, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2013 по делу №А65-24193/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий И.С.Драгоценнова

Судьи Е.И.Захарова

Е.Г.Филиппова