ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции | |
01 сентября 2021 года гор. Самара | Дело № А49-1916/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2021 года
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Морозова В.А., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2021 года в зале № 7 апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.06.2021, принятое по делу № А49-1916/2021 (судья Мещерякова М.Н.),
по заявлению Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235)
к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН 1025801353060, ИНН 5836200530)
об оспаривании представления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Володина Ю.Е., представитель (доверенность от 09.04.2021), Баширов Р.М., представитель (доверенность от 17.06.2021);
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Заявитель - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых арбитражным судом) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.06.2021 требования Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области удовлетворены. Признано недействительным проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Заявитель - Управление Федерального казначейства по Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемое представление соответствует законодательству и обстоятельствам дела. Министерство допустило нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов при выплате денежного поощрения и соответствующих начислений на выплаты по оплате труда в пользу пяти должностных лиц, принятых на работу уже после окончания отчетного периода (после 10.08.2019), трудовая деятельность которых не повлияла на достижение министерством результатов по показателю «Качество окружающей среды». Данные сотрудники не принимали участия в достижении этого результата, поэтому им не должно было выплачиваться денежное поощрение, а также не должны были производиться начисления страховых взносов на эти выплаты.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 25 августа 2021 года на 09 час. 05 мин.
В судебном заседании представители Министерства не согласились с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.06.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав представителей Министерства, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по Пензенской области от 23.09.2020 № 342 о назначении плановой камеральной проверки должностным лицом управления в период с 08.10.2020 по 17.12.2020 была проведена плановая камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Приказом установлен проверяемый период – 2019 год.
Основным вопросом контрольного мероприятия в приказе названа проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам проверки составлен акт камеральной проверки Минлесхоза Пензенской области от 25.12.2020, на который министерством 19.01.2021 были представлены возражения.
Также по результатам проверки УФК по Пензенской области в отношении министерства вынесено представление от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП.
В указанном представлении содержатся выводы о допущенных Минлесхозом Пензенской области нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые квалифицированы как нецелевое использование.
Кроме того, в представлении изложены требования к министерству в срок до 01.06.2021 осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сумме 20 752 руб. 02 коп., использованных не по целевому назначению, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Также в представление включено требование проинформировать УФК по Пензенской области в письменной форме о результатах исполнения представления с приложением копий подтверждающих документов до 11.06.2021.
Не согласившись с представлением УФК по Пензенской области от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу принципов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.
Из буквального содержания оспариваемого представления УФК по Пензенской области следует, что существо вменяемых министерству по итогам проверки нарушений заключается в следующем:
- 26.12.2019 министерством допущено нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов по коду бюджетной классификации расходов бюджета 81204129930055500121 в сумме 15 938 руб. 57 коп., выразившееся в выплате денежного поощрения 5 (пяти) должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, не участвовавшим в достижении Минлесхозом Пензенской области показателя «Качество окружающей среды» в Пензенской области до 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год и, как следствие, не принимавшим участие в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, так как приняты на работу после отчетного периода – после 10.08.2019, и их трудовая деятельность не повлияла на выполнение данного показателя;
- 26.12.2019 министерством допущено нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов по коду бюджетной классификации расходов бюджета 81204129930055500129 в сумме 4 813 руб. 45 коп., выразившееся в начислении на выплаты по оплате труда и перечислении в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации с денежного поощрения в размере 15 938 руб. 57 коп. 5 (пяти) должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, не участвовавшим в достижении Минлесхозом Пензенской области показателя «Качество окружающей среды» в Пензенской области в 2019 году относительно его установленного значения (уровня) на 10.08.2019 и, как следствие, не принимавшим участие в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, так как были приняты на работу после отчетного периода (10.08.2019), и их трудовая деятельность не повлияла на выполнение данных показателей.
В этой связи представление требует от министерства осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сумме 20 752 руб. 02 коп. (15 938 руб. 57 коп. + 4 813 руб. 45 коп.), использованных не по целевому назначению, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений и проинформировать о результатах исполнения представления.
В качестве нарушенных министерством положений нормативных правовых актов в оспариваемом представлении указывается на нарушение статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также в представлении утверждается, что министерством при совершении указанных выше деяний был нарушен пункт 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», распоряжением Правительства Пензенской области от 31.05.2019 № 263-рП утвержден Перечень исполнительных органов государственной власти Пензенской области, структурных подразделений Правительства Пензенской области, ответственных за достижение значений показателей эффективности деятельности Губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области.
Согласно указанному Перечню Министерство является ответственным исполнителем за достижение значений показателя эффективности деятельности Губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области - «Качество окружающей среды».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 19 Правил постановлением Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162 утвержден Порядок выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка № 162 выплата поощрения производится за счет средств иных межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Пензенской области из федерального бюджета в 2019 году.
Пунктом 3 Порядка № 162 установлено, что размер ассигнований на выплату поощрения для соответствующего исполнительного органа государственной власти Пензенской области (далее – ИОГВ) определяется по приведенной в данном пункте формуле, которая учитывает месячный фонд оплаты труда с начислениями соответствующего ИОГВ, рассчитанный исходя из установленных действующим законодательством размеров ежемесячного единого денежного вознаграждения с ежемесячным денежным поощрением лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, а также месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Пензенской области, определенного исходя из действующих штатных расписаний ИОГВ по состоянию на 01.12.2019. Кроме того, в этой формуле учитывается коэффициент поощрения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 162 поощрение производится исходя из размера ассигнований, выделенных из бюджета Пензенской области в соответствии с пунктом 3 Порядка, пропорционально фактически установленного на день выплаты поощрения ежемесячного единого денежного вознаграждения с ежемесячным денежным поощрением лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Пензенской области и сложившегося размера начислений на заработную плату (с учетом регрессивной шкалы тарифов страховых взносов).
Положениями пункта 5 Порядка № 162 предусмотрено, что выплата поощрения лицам, указанным в подпункте 1.1 Постановления № 161, руководителям ИОГВ, указанным в подпунктах 1.2 – 1.4 Постановления № 161, производится на основании распоряжения Губернатора Пензенской области. Выплата поощрения государственным гражданским служащим, указанным в подпунктах 1.2 – 1.4 Постановления № 161, производится на основании актов соответствующих руководителей ИОГВ.
В отношении кодов бюджетной классификации расходов бюджета, указанных в тексте оспариваемого представления, необходимо отметить следующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит, в частности, классификация расходов бюджета. Порядок применения указанной классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно действовавшим в рассматриваемый период Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» и Закону Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» указанные в представлении коды бюджетной классификации имеют следующую структуру:
- 812 0412 9930055500 121 (глава 812 «Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области», подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», код целевой статьи расходов 9930055500 «Поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», код вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»);
- 812 0412 9930055500 129 (глава 812 «Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области», подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», код целевой статьи расходов 9930055500 «Поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», код вида расходов 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»).
Из акта камеральной проверки следует, что самим Минлесхозом Пензенской области расчет потребности в средствах иного межбюджетного трансферта для осуществления рассматриваемых выплат не производился. Расчет выделенных министерству средств был произведен Министерством финансов Пензенской области в соответствии с упомянутым выше Порядком № 162.
Уведомлениями об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 24.12.2019 № 1639 и от 25.12.2019 № 1676 до Минлесхоза Пензенской области доведены лимиты соответствующих бюджетных обязательств на общую сумму 2 167 500 руб., в том числе по кодам бюджетной классификации расходов бюджета:
- 812 0412 9930055500 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» в сумме 1 672 100 руб.;
- 812 0412 9930055500 129 «Взносы на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» в сумме 495 400 руб.
На основании приказа Министерства от 25.12.2019 № 144/1-к «О премировании» государственным гражданским служащим Министерства произведена выплата поощрения за достижение показателей в 2019 году.
В ходе камеральной проверки казначейством было установлено, что министерство по платежным поручениям от 26.12.2019 №№ 41802, 41806, 41807, 41808 согласно реестру на зачисление денежных средств на карточные счета работников от 26.12.2019 № 219 перечислило суммы поощрения на карточные счета сотрудников Минлесхоза Пензенской области по коду бюджетной классификации расходов бюджета 812 0412 9930055500 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» в общем размере 1 672 100 руб.
Платежными поручениями от 26.12.2019 №№ 41801, 41803, 41804, 41805 министерство перечислило страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на суммы поощрения, по коду бюджетной классификации расходов бюджета 812 0412 9930055500 129 «Начисления на выплаты по оплате труда» в общем размере 495 400 руб.
В акте проверки указывается, что в соответствии с отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2020 расходы министерства по кодам бюджетной классификации:
- 812 0412 9930055500 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» - исполнены через финансовые органы в сумме 1 672 100 руб.;
- 812 0412 9930055500 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» - исполнены через финансовые органы в сумме 495 400 руб.
В соответствии с отчетом о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетной трансферт за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на 01.01.2020 израсходовано средств бюджета субъекта Российской Федерации (кассовый расход) в целях поощрения региональных управленческих команд в общей сумме 2 167 500 руб.
При этом в ходе проверки достоверности и своевременности предоставления данного отчета нарушений не установлено, что отражено в акте камеральной проверки.
Также в акте отражено, что в 2019 году выплата поощрения государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области в Минлесхозе Пензенской области, производилась за фактически отработанное время в 2019 году на основании указанного выше приказа Минлесхоза Пензенской области от 25.12.2029 № 144/1-к, исходя из размера ассигнований, выделенных из бюджета Пензенской области в соответствии с пунктом 3 Порядка № 162, пропорционально от фактически установленного на день выплаты поощрения ежемесячного единого денежного вознаграждения с ежемесячным денежным поощрением лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, а также месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Пензенской области и сложившегося размера начислений на заработную плату (с учетом регрессивной шкалы тарифов страховых взносов).
Размер поощрения составил 57,3009 % от месячного денежного содержания должностных лиц. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле упомянутыми выше лимитами бюджетных обязательств, приказом о премировании, платежными поручениями, реестром денежных средств, расчетно-платежной ведомостью за декабрь 2019 года, табелями учета рабочего времени, актом камеральной проверки и установлены арбитражным судом.
Таким образом, выделенные министерству для рассматриваемых целей денежные средства в общей сумме 2 167 500 руб. (в том числе, по кодам бюджетной классификации: 812 0412 9930055500 121 в сумме 1 672 100 руб. и 812 0412 9930055500 129 в сумме 495 400 руб.) были полностью израсходованы заявителем в 2019 году в указанных размерах по соответствующим кодам бюджетной классификации на выплату поощрения своим сотрудникам в сумме 1 672 100 руб. и на перечисление начисленных страховых взносов с этого поощрения в сумме 495 400 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Вместе с тем управление посчитало, что министерство допустило нецелевое использование средств при выплате денежного поощрения (код 812 0412 9930055500 121) в сумме 15 938 руб. 57 коп. и взносов на выплаты по оплате труда (код 812 0412 9930055500 129) в сумме 4 813 руб. 45 коп. (всего 20 752 руб. 02 коп.) при осуществлении выплат в пользу пяти должностных лиц министерства – Будько А.В. (главный специалист-эксперт), Вишникина И.А. (главный специалист-эксперт), Гусевой М.Ю. (главный специалист-эксперт), Данилина В.В. (главный специалист-эксперт) и Зотовой Н.А. (специалист 1 разряда).
В акте проверки указывается, что в декабре 2019 года министерство за счет рассматриваемых средств выплатило Будько А.В. поощрение (код 812 0412 9930055500 121) в сумме 4 341 руб. 89 коп. и перечислило начисленные на это поощрение страховые взносы (код 812 0412 9930055500 129) в сумме 1 311 руб. 25 коп. Соответствующие суммы в отношении Вишникина И.А. – 4 137 руб. 15 коп. и 1 249 руб. 42 коп., Гусевой М.Ю. – 4 652 руб. 03 коп. и 1 404 руб. 91 коп., Данилина В.В. – 1 411 руб. 11 коп. и 426 руб. 16 коп. а также Зотовой Н.А. – 1 396 руб. 39 коп. и 421 руб. 71 коп.
При этом казначейством установлено, что согласно приказам Минлесхоза Пензенской области Будько А.В. был принят на работу в министерство 24.09.2019, Вишникин И.А. – 25.09.2019, Гусева М.Ю. – 17.09.2019, Данилин В.В. – 03.12.2019, Зотова Н.А. – 18.11.2019.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле приказами Минлесхоза Пензенской области о назначении указанных лиц на должности государственной гражданской службы, а также упомянутыми выше приказом о премировании, платежными поручениями, реестром денежных средств и расчетно-платежной ведомостью за декабрь 2019 года.
По мнению казначейства, поскольку названные должностные лица были приняты на работу в министерство уже после окончания отчетного периода, под которым управление понимает срок до 10.08.2019, они не участвовали в достижении Минлесхозом Пензенской области показателя «Качество окружающей среды» в Пензенской области до 10.08.2019 относительно его установленного значения на 2019 год, и, как следствие, не принимали участия в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, так как были приняты на работу после отчетного периода (10.08.2019), в связи с чем, им не должно было выплачиваться поощрение, а также начисляться взносы на него.
Этот вывод управление мотивирует в акте проверки и в оспариваемом представлении нарушением министерством пункта 10 Правил № 1614.
Управление Федерального казначейства по Пензенской области в своем представлении от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП ссылается на нарушения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 10 Правил при выплате поощрения государственным гражданским служащим Министерства.
Однако, как правомерно указано арбитражным судом, Правила устанавливают только порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд.
Правила не определяют порядок расходования предоставленных субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.
Принятие порядка расходования входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.
Таким порядком расходования денежных средств является указанное выше постановление Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162, которым утвержден Порядок выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Поэтому при выплате поощрения за достижение показателей в 2019 году государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Пензенской области, руководствовалось нормативными правовыми актами Пензенской области, т.е. непосредственно Порядком и распоряжением Губернатора Пензенской области от 24.12.2019 № 197-р/к «О премировании».
Исходя из вышеизложенного, нарушения, указанные УФК по Пензенской области в представление от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП, не состоятельны.
Согласно пункту 4 Правил установлены показатели, достижение значений которых являлось условием предоставления иных межбюджетных трансфертов. Показатель, значение которого применено по состоянию на 10.08.2019. - «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» - за него Министерство не является ответственным.
Как отмечено арбитражным судом, показатель «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» по состоянию на 10.08.2019 применялся в Правилах при предоставлении межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации, а не в Порядке для расходования субъектом иных межбюджетных трансфертов.
Соответственно, ссылка на применение вышеуказанного показателя в расчетах размера поощрения государственным гражданским служащим не обоснована.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В силу статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация расходов бюджета (далее - Классификация). Порядок применения названной Классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя указанные полномочия. Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Законом Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с последующими изменениями) установлено целевое назначение выделенных Министерству бюджетных средств - поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно расчетно-платежным ведомостям целевым назначением платежей сотрудникам Министерства Будько А.В.. Вишникину И.А., Гусевой М.Ю., Данилину В.В.. Зотовой Н.А. является поощрение и начисление и оплата страховых взносов с поощрения, что подтверждается платежными поручениям от 26.12.2019 № 41801, № 41802, № 41803, № 41804, № 41805. № 41808).
Расходы на выплату поощрения осуществлены по коду бюджетной классификации расходов:
глава 812 «Министерство лесного. охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области»;
подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики»;
код целевой статьи расходов 9930055500 «Поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» согласно Закону Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО;
код вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (с последующими изменениями), действовавшему на дату осуществления расходов истцом.
Расходы на выплату страховых взносов с поощрения осуществлены по коду бюджетной классификации расходов:
глава 812 «Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области»;
подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики»;
код целевой статьи расходов 9930055500 «Поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» согласно Закону Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО;
код вида расходов 129 «Взносы по обязательном) социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (с последующими изменениями), действовавшему на дату осуществления расходов истцом.
Таким образом, расходы на выплату денежного поощрения 5 государственным гражданским служащим Министерства в сумме 15 938 руб. 57 коп. и начислений на выплаты по оплате труда, перечисленных в Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и в Пенсионный фонд в общей сумме 4 813 руб. 45 коп., не являются нецелевым использованием средств межбюджетного трансферта, так как произведены в соответствии с Порядком (Пункты 1,2 представления Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 09.02.2021 № 55-21-42/29ДСП), бюджетные средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Пензенской области, в полном объеме использованы на соответствующие цели.
Доказательства использования истцом средств федерального бюджета в сумме 20 752 руб. 02 коп. не по целевому назначению в материалах дела отсутствуют.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или,) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Суд первой инстанции правомерно установил, что выводы УФК по Пензенской области в акте проверки и в оспариваемом представлении о нарушении Министерством статьи 38 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 10 Правил № 1614 не соответствует законодательству, противоречат совокупности имеющихся в настоящем деле доказательств и являются необоснованными.
Вменяемое Министерству бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в виде нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 20 752 руб. 02 коп. УФК по Пензенской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отраженные в оспариваемом представлении казначейства нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны в ходе судебного разбирательства, в связи с чем обжалуемое представление управления, обязывающее возвратить спорные средства, является необоснованным, не соответствует законодательству, нарушает права министерства в сфере экономической деятельности и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.06.2021, принятое по делу № А49-1916/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий С.Ю. Николаева
Судьи В.А. Морозов
Е.Н. Некрасова