ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12119/19 от 07.08.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 07 августа 2019 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2019 года по делу                      № А72-1387/2019 (судья Коннова О.В.)

по   заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) по Ульяновской области, г. Ульяновск

к федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия», г. Ульяновск,

третье лицо - федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Свердловская область, г. Екатеринбург,

заинтересованное лицо - командир войсковой части 42731, г. Ульяновск,

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" (далее -отдел финансового обеспечения, учреждение) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления деятельности войсковой части 42731 за 1-4 кварталы 2015 года, 2016 год в сумме 493 739 руб. 83 коп., в том числе 153 372 руб. - задолженности по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 341 367 руб. 83 коп. - задолженности по плате за размещение отходов производства и потребления, а также о взыскании пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019 в сумме 14 477 руб. 04 коп.,  о взыскании пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 24.12.2018 в сумме 7 195 руб. 73 коп.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции удовлетворены ходатайства заявителя об уменьшении размера исковых требований, в соответствии с которыми управление просит взыскать с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года, 2016 год в сумме 490 881 руб. 83 коп., в том числе 153 372 руб. - задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 338 509 руб. 83 коп. - задолженность по плате за размещение отходов производства и потребления; пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019 в сумме 13 974 руб. 99 коп., пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018 в сумме 7 195 руб. 73 коп.

К участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ОСК ЦВО), в качестве заинтересованного лица - командир войсковой части 42731.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.

Взыскана с федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе:

38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года, 43 714 руб. 88 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2015 года;

79 554 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления за 2016 год, 13 974 руб. 99 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019,

7 195 руб. 73 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В жалобе ссылается на то, что бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны, средства по виду расходов 852 по бюджетной классификации – оплата услуг за негативное воздействие на окружающую среду не выделялись, а за 2017 год не предусматривались. Следовательно, считает, что ответчик такие обязательства в отношении войсковой части 42731 исполнять не обязан, эти обязательства договором не предусмотрены. Также в жалобе ссылается на то, что истцом пропущен срок исковой давности. Считает, что Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2007 №557 не может быть основанием для увеличения срока исковой давности.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» также представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылается на то, что довод ответчика не подтверждается материалами дела, в свою очередь возложение ответственности на иное юридическое лицо возможно только по волеизъявлению истца.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 623 Межвидовому региональному учебному центру (войск связи военного округа) (войсковая часть 42731), ОГРН <***>, ИНН <***>, выданы свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории.

В периоды 1 - 4 кварталы 2015 года, 2016 года, 2017 года войсковая часть 42731 представляла в управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2015 года) и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, 2017 год.

При этом уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2015 года и за 2016 год не производилась, за 2017 год произведена несвоевременно.

Управлением в адрес ответчика направлено уведомление от 14.12.2018 N 01-13/8453 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (получено 19.12.2018).

Неисполнение отделом финансового обеспечения указанного требования явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В силу пункта 1 названного Порядка он распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.

Приказом Ростехнадзора № 557 от 08.06.2006 был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен статьей 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и статьей 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255), согласно пункту 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил № 255).

Пунктом 7 Правил № 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил № 255).

Согласно представленным войсковой частью 42731 в управление расчетам платы за НВОС необходимо уплатить:

- за 1 квартал 2015 года 96 127,41 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 58 034,41 руб. - плата за размещение отходов),

- за 2 квартал 2015 года 92 851,38 руб. (38 093 руб. - за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 54 758,38 руб. - плата за размещение отходов),

- за 3 квартал 2015 140 541,16 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 1 02 448,16 руб. - плата за размещение отходов),

- за 4 квартал 2015 года 81 807, 88 руб. (38 093 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 43 714,88 руб. - плата за размещение отходов).

Согласно представленной войсковой частью 42731 в управление декларации о плате за НВОС за 2016 год необходимо уплатить 79 554 руб. (плата за размещение отходов).

Согласно представленной войсковой частью 42731 в управление декларации о плате за НВОС за 2017 год необходимо было уплатить 93 786 руб. (плата за размещение отходов). Оплата произведена платежным поручением № 857933 от 24.12.2018.

За несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год управлением начислены пени в сумме 13 974 руб. 99 коп., за 2017 год - 7 195 руб. 73 коп.

Уведомления об имеющейся задолженности были направлены управлением в адрес войсковой части 42731, а также в адрес 717 Регионального экологического центра Центрального военного округа письмами от 09.06.2018.

В адрес ответчика уведомление № 01-13/8453 от 14.12.2018 о необходимости погашения задолженности по плате за НВОС направлено 17.12.2018 и получено ответчиком 19.12.2018.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства требование управления ответчиком не исполнено.

Довод отдела финансового обеспечения о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 15.07.2010 N 1088-О-О, решение вопроса о правомерности возложения соответствующей обязанности на конкретного субъекта, в том числе о правовой оценке осуществляемой им хозяйственной деятельности как деятельности по размещению отходов производства и потребления, связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела и является прерогативой арбитражных судов.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон об охране окружающей среды в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (с 1 января 2015 года согласно Закону N 219-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды (в редакции настоящего Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 вышеуказанных Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (пункты 17, 18 указанных Правил).

Судом первой инстанции установлено, что войсковая часть 42731 самостоятельным юридическим лицом не является.

25.05.2017 управлением выданы свидетельства №№ 139, 140, 141 о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, в которых указано, что они выданы 623 Межвидовому региональному учебному центру (войск связи военного округа) (войсковая часть 42731), ОГРН <***>, ИНН <***>, т.е. указаны идентификационные сведения ответчика - отдела финансового обеспечения.

Кроме того, в представленных в управление войсковой частью 42731 вышеуказанных расчетах платы за НВОС и декларациях о плате за НВОС также содержатся сведения об ИНН ответчика.

Согласно Положению об отделе финансового обеспечения, утвержденному министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей. Для достижения указанных целей учреждение, в том числе осуществляет своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, составление и представление отчетности по месту дислокации обслуживаемых воинских частей, осуществление функций администратора доходов бюджетов, поступающих в результате осуществления обслуживаемыми воинскими частями приносящей доход деятельности, виды которых отражены в их учредительных документах. Учреждение обязано, в том числе начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункты 18, 19, 30 Положения).

Согласно типовому договору на обслуживание № 122 от 01.08.2013 между отделом финансового обеспечения и войсковой частью 42731 исполнитель (учреждение) обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части, включающее в себя, в том числе своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии обязанности учреждения вносить плату за НВОС за осуществление войсковой частью 42731 деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что плату должно вносить ОСК ЦВО (служба (экологической) безопасности штаба МТО ЦВО), поскольку именно оно (ОСК ЦВО) частично вносило такую плату (за 2017 год), а ответчику не выделялись бюджетные ассигнования для внесения платы.

Доказательств того, что войсковая часть 42731 является подразделением, филиалом, обособленным подразделением ОСК ЦВО, материалы дела не содержат.

Как указало управление и ОСК ЦВО, согласно п. 15 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 530, в функции служб экологической безопасности входит, в том числе организация своевременного исчисления и внесения платы за НВОС на военных объектах военного округа, что не подразумевает обязанность по исчислению и взиманию платы.

Вышеизложенными нормами действующего законодательства прямо установлена обязанность лица, чьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет, уплачивать плату за НВОС.

Учитывая вышесказанное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отдел финансового обеспечения является надлежащим ответчиком по данному делу.

Суд первой инстанции правильно признал обоснованным довод учреждения о пропуске срока исковой давности на взыскание платы за НВОС за 1, 2, 3 кварталы 2015 года.

Конституционный Суд Российской Федерации, давая конституционно-правовое толкование правовой природы указанного платежа, в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал, что эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Ввиду неналоговой природы данного платежа, при его взыскании применяется предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности в три года (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09).

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Права истца на получение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушаются в момент невнесения платы ответчиком в установленный вышеуказанным приказом № 557 срок, в связи с чем трехгодичный срок, установленный статьями 196, 200 ГК РФ в отношении платежей за 1, 2, 3 кварталы 2015 года истек. Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» гласит, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Между тем, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о пропуске срока исковой давности за 4 квартал 2015 года, поскольку исковое заявление направлено в арбитражный суд 29.01.2019 по почте, при этом учитывая, что действующими нормативными правовыми актами не были предусмотрены переходные положения, определяющие срок внесения платы за IV квартал 2015 г. (до 20.01.2016 с учетом Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557), то после 1 января 2016 г. плата должна была быть внесена до 1 марта 2016 г. (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Такой подход относительно срока уплаты изложен в письме Росприроднадзора от 04.12.2015 N АС-06-01-36/21588 "О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Требование управления о взыскании с ответчика пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016, 2017 годы предъявлено на основании вышеизложенных норм статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды.

Представленный истцом расчет пеней подтвержден и не оспорен ответчиком. Доводов, опровергающих арифметическую правильность расчета неустойки, ответчиком не заявлено, контррасчет суммы пеней не представлен.

Относительно довода учреждения о необходимости применения к спорным отношениям статьи 333 ГК РФ, суд  первой инстанции обоснованно пришел к следующему.

В соответствии с данной нормой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Между тем согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 2541-О 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Следовательно, к правоотношениям, связанным с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду, положения ГК РФ не применимы, поскольку пеня, установленная частью 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, по своей природе не является неустойкой, определение которой дано в пункте 1 статьи 330 ГК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об  удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности в сумме 38 093 руб. - платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года, 43 714 руб. 88 коп. - платы за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2015 года; 79 554 руб. - платы за размещение отходов производства и потребления за 2016 год, 13 974 руб. 99 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019, 7 195 руб. 73 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом обоснованно отказано  в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

В апелляционной жалобе ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия», ссылаясь, в том числе, на отсутствие соответствующего финансирования, подвергает сомнению правомерность вывода суда первой инстанции о взыскании с него платы за НВОС, указывая на необходимость оплаты задолженности ФКУ «Оперативное стратегическое командование Центрального военного округа» (в лице службы экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения). Указанный довод суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, войсковая часть 42731 как самостоятельное юридическое лицо не зарегистрирована.

В представленных расчетах платы за НВОС, декларациях о плате за НВОС указан ИНН ответчика.

Согласно п. 18 Положения о ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия», утвержденного Министром обороны РФ 12.09.2011, учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей.

Согласно п. 29 указанного Положения ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» обязано, в том числе, начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Относительно утверждения ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» об отсутствии денежных средств на уплату платы за НВОС, а также ссылки на отправленные заявки в Службу экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения Центрального военного округа, суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие денежных средств для оплаты задолженности по плате за НВОС не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения возложенной на него Законом об охране окружающей среды обязанности по уплате указанной платы.

Оценивая факт направленных в Службу экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения Центрального военного округа заявок для оплаты платы за НВОС, стоит отметить, что согласно п. 15 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 № 530, в функции служб экологической безопасности входит, в том числе, организация своевременного исчисления и внесения платы за НВОС на военных объектах военного округа.

Как указано в исковом заявлении Управления, действующим природоохранным законодательством установлена обязанность лица, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Понятие «организации» не подразумевает, что обязанность по исчислению и взиманию платы переходит к Службе экологической безопасности.

В апелляционной жалобе ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» указано несогласие с изложенной в обжалуемом решении оценкой суда первой инстанции по вопросу исчисления срока исковой давности.

Вместе с тем, указывая на то, что «ничто не мешало истцу в срок, установленный ст. 196 ГК РФ, обратиться в суд с иском», заявитель апелляционной жалобы не приводит конкретной даты, когда срок исковой давности, по его мнению, истек.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на несостоятельность, по его мнению, ссылки при исчислении указанных сроков на приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2007 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Суд апелляционной инстанции полагает, что данное утверждение является ошибочным, поскольку в части рассмотрения вопроса об исчислении срока исковой давности суд первой инстанции исходил из отсутствия нормативно-правового регулирования определения срока внесения платы за 4 квартал 2015 г. в связи с переходными положениями в части изменения срока внесения платы, который до 01.01.2016 регулировался приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2007 № 557 (20-е число месяца, следующего за отчетным), а после 01.01.2016 определялся положениями ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды (1 марта).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Росприроднадзора от 04.12.2015 № АС-06-03-36/21588 «О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», плата за 4 квартал 2015 г. должна была быть внесена в срок до 1 марта 2016 г.         Таким образом, на момент поступления искового заявления по настоящему делу в арбитражный суд, срок исковой давности в отношении требований Управления о взыскании платы за НВОС за 4 квартал 2015 г. не истек.

При вынесении обжалуемого решения Арбитражным судом Ульяновской области дана надлежащая оценка вышеуказанным обстоятельствам, в связи с чем принято законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2019 года по делу                      № А72-1387/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      Е.Г. Попова 

                                                                                                                В.Е. Кувшинов