ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12238/2023 от 03.10.2023 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

800/2023-152505(2)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда

Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2023 года  Постановление в полном объёме изготовлено 09 октября 2023 года 

 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.Ю., рассмотрев в  открытом судебном заседании  апелляционную жалобу Федерального государственного  бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного  водоснабжения по Саратовской области» на решение Арбитражного суда Пензенской  области от 21 июня 2023 года по делу № А49-10782/2022 (судья Иртуганова Г.К.), по иску  Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации  земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) к Администрации Куракинского сельсовета  Сердобского района Пензенской области (ИНН <***>; ОГРН <***>), 

 о возложении обязанности принять имущество в муниципальную собственность, 

 с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегионального  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Республике Мордовия, республике Марий Эл, Чувашской республике и  Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Муниципального  образования Сердобского района Пензенской области в лице администрации Сердобского  района Пензенской области (ИНН <***>), 

 с участием в судебном заседании:
 от истца - представителя ФИО1, по доверенности от 10.01.2023 г.,

  от ответчика - представителя ФИО2, по доверенности от 16.01.2023 г.,   иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены, 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации  земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее- истец)  обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Куракинского сельсовета  Сердобского района Пензенской области (далее- ответчик) о возложении обязанности  принять в муниципальную собственность в течение 30 дней с момента вступления  решения суда в законную силу водоподпорное сооружение на р. Сердоба (русловая  плотина); объем водохранилища 2,765 млн.м3, кадастровый номер 58:25:0000000:795, 


адрес: Пензенская область, Сердобский р-он, с. Куракино, год ввода в эксплуатацию –  1988. 

Определением суда от 12.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской  Республике и Пензенской области. 

На основании ст. 51 АПК РФ определением суда от 15.02.2023 к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечено муниципальное образование Сердобский район Пензенской  области в лице администрации Сердобского района Пензенской области. 

Определением суда от 22.03.2023 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечена Пензенская область в лице Министерства государственного  имущества Пензенской области. 

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21 июня 2023 года в  удовлетворении иска Федеральному государственному бюджетному учреждению  "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской  области" отказано. 

 Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение  суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об  удовлетворении исковых требований. 

 В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что  спорный объект должен находиться в муниципальной собственности, так как выступает  объектом местного значения, не является имуществом, необходимым для осуществления  основных видов деятельности ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» (непрофильное  имущество), определенных Уставом и выполнения государственных заданий, ежегодно  устанавливаемых Минсельхозом России, в ведении которого находится истец. В случае  отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, Управление в целях  оптимизации имущественного комплекса (непрофильное имущество), закрепленного на  праве оперативного управления и минимизации затрат на содержание объектов  недвижимости, непосредственно не связанных с деятельностью, предусмотренной  уставом, будет обязано провести списание спорного имущества, что приведет к  ликвидации водонапорного сооружения и может негативно отразиться на состоянии  экологии в данной местности. 

 В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без  изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. 

 В судебном заседании представитель истца - ФИО1, по доверенности от  10.01.2023 г., поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить,  иск удовлетворить. 

 Представитель ответчика - ФИО2, по доверенности от 16.01.2023 г., в  судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения,  апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. 

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. 

 Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о  времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном  сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу:  www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в 


отсутствие иных не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного  разбирательства. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в  соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы  апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность  применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права,  соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу  фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый  арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на  балансе федерального государственного бюджетного учреждения «Управление  мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области»  числится объект: водоподпорное сооружение на р. Сердоба (русловая плотина); объем  водохранилища 2,765 млн.м3, кадастровый номер 58:25:0000000:795, адрес: Пензенская  область, Сердобский р-он, с. Куракино, год ввода в эксплуатацию – 1988. 

Спорное сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми  номерами 58:25:0490201:586, площадь 582 кв.м, категория земель: земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,  безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования:  для размещения водонапорного сооружения; 58:25:0000000:936, площадью 5781 кв.м,  категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для  размещения водонапорного сооружения. 

Земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и переданы  в постоянное (бессрочное) пользование истцу, запись регистрации № 58:25:0490201:58658/074/2021-2 от 16.09.2021 г. и № 58:25:0000000:936-58/074/2021-2 от 16.09.2021 г.  соответственно, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРН. 

Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что спорный объект находится в границах  Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области и используется  местными жителями как рекреационная зона, место отдыха и любительской рыбалки, а  плотина используется для проезда автомобильной и сельскохозяйственной техники на  поля. 

Спорный объект не является имуществом, необходимым для осуществления  основных видов деятельности ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» (непрофильное  имущество), определенных Уставом и выполнения государственных заданий, ежегодно  устанавливаемых Минсельхозом России, в ведении которого находится истец. 

В связи с изложенным, ссылаясь на положения ст. 50 Федерального закона  Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» , Устава Куракинского сельсовета  Сердобского района Пензенской области, истец полагал, что данное имущество должно  находиться в муниципальной собственности, соответственно, объект подлежит передаче  ответчику. 

Изложенные обстоятельства послужили истцу основанием обращения в суд. 

Суд первой инстанции при разрешении спора правильно применил нормы  материального права и пришел к обоснованным выводам об отказе истцу в  удовлетворении исковых требований, основанным на следующем. 

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов 


«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ  (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлен порядок передачи имущества из  федеральной собственности в муниципальную собственность. 

В соответствии с абзацами 5 - 7 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ находящееся  в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности  субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит  безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или  муниципальную собственность в случае: 

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не  допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления; 

- если указанное имущество используется органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными  и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными  учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального  закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской Федерации» (далее - Закона № 184-ФЗ) и статьей 50 Федерального закона от  06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ). 

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность  субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности  субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную  собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено  Правительством Российской Федерации (абзац 20). 

 В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее- Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться  имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным  законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для  осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления  отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке,  предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2);  имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного  самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с  нормативными правовыми актами представительного органа муниципального  образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения  которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и  которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество,  предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4  статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество,  предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного  значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного федерального закона  (пункт 5). 


В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определениях от  07.12.2006 № 542-0 и от 04.12.2007 № 828-О-П, положения части 11 статьи 154  Федерального закона № 122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий  между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.  Безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой  осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной  нормой, и при наличии волеизъявления сторон. 

Следовательно, передача спорных гидротехнических сооружений из федеральной  собственности в муниципальную собственность не может быть осуществлена в порядке,  установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, при  отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий, а также  несоблюдении установленного порядка. 

Истец не обосновал объективную необходимость передачи конкретного объекта из  федеральной собственности в муниципальную собственность для осуществления  муниципальным органом власти своих полномочий. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного  значения городского, сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения  (пункт 3). 

Таким образом, что в муниципальной собственности может находиться только  имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, осуществления  отдельных государственных полномочий, а также деятельности органов местного  самоуправления. Иное имущество, в соответствии с частью 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ,  подлежит отчуждению или перепрофилированию. 

Однако каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических  сооружений за органами местного самоуправления не закреплено. 

Доказательств волеизъявления органа местного самоуправления Куракинского  сельсовета о принятии в муниципальную казну спорного сооружения истцом также не  представлено. 

Между тем, согласно п. 3.2. Устава ФГБУ «Саратовмелиоводхоз» Учреждение  осуществляет, в том числе, следующие основные виды деятельности: эксплуатация  государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических  сооружений; определение технического состояния государственных мелиоративных  систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных  гидротехнических сооружений при паспортизации; проведение работ по предупреждению  и ликвидаций последствий аварий на мелиоративных системах и отдельно расположенных  гидротехнических сооружениях. 

Из представленного ответа Нижне-Волжского бассейнового водного управления  Федерального агентства водных ресурсов на запрос суда следует, что водный объект –  река Сердоба, тип водного объекта: 21 – Река, принадлежность к гидрографической  единице: 05.01.02 – Хопер, код водного объекта 05010200112107000005353, 851 км по  левому берегу р. Хопер; водный объект – река Сердоба, тип водного объекта: 21 – Река,  принадлежность к гидрографической единице: 05.01.02 – Хопер, код водного объекта  05010200212199000000030, 103 км правобережный приток р. Хопер, бассейн р. Дон. 

В соответствии с п. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ)  водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной  собственности). 

Исключения установлены п. 2 ст. 8 ВК РФ, согласно которым пруд, обводненный  карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве  собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, 


физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности  субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица,  юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. 

Таким образом, исходя из положений ст. ст. 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и  юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и  покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками  изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не  имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. 

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности  гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания  гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения,  туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения,  предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ,  берегов и дна русел рек; сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов  промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на  каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных  ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут  находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,  муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц  независимо от их организационно-правовой формы. 

Учитывая, что река Сердоба является водным объектом, находящимся в  федеральной собственности, образованное на ней водонапорное сооружение (русловая  плотина) является неотъемлемой частью водного объекта, имеющего гидравлическую  связь с другими водными объектами, и не обладает замкнутой береговой линией,  следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, данный объект может  находиться только в федеральной собственности. 

Доводы истца об обратном основаны на неправильном толковании и применении  положений закона. 

Согласно ч. 2 ст. 4 ВК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом  водных объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами гражданского  законодательства в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом Российской  Федерации, то есть установлен приоритет водного законодательства в регулировании  вопросов, касающихся использования водных объектов. Данное положение обусловлено  спецификой водных объектов и, соответственно, водных отношений, которая должна  учитываться при их регулировании в целях обеспечения прежде всего публичных  интересов. 

Судом по настоящему делу установлено и материалами дела подтверждено  наличие фактической взаимозависимости (гидравлической связи) между спорным  сооружением и рекой Сердоба, вхождение гидротехнического сооружения в единую  водохозяйственную систему и отсутствие у спорного гидротехнического сооружения  самостоятельного функционального назначения. 

Гидротехническое сооружение неразрывно связано целевым назначением с водным  объектом, находящимся в федеральной собственности, доказательств наличия  коммуникаций на поверхности (в структуре) такого объекта для водоснабжения населения  не представлено. 

Доказательства невозможности нахождения спорного сооружения в федеральной  собственности, либо доказательств использования данного имущества муниципальным  образованием Куракинский сельсовет для целей, установленных в соответствии с Законом   № 122-ФЗ и со статьей 26.11 Закона № 184-ФЗ, в материалах дела также отсутствуют. 

Судом первой инстанции правомерна отклонена ссылка истца на то, что спорный  объект используется местными жителями как рекреационная зона, место отдыха и 


любительской рыбалки, в качестве дороги, поскольку данные обстоятельства не является  основанием для передачи гидротехнического сооружения из федеральной в  муниципальную собственность. 

Статья 6 ВК РФ устанавливает правовой режим водных объектов общего  пользования. 

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или  муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то  есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим  Кодексом. 

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и  бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 

Таким образом, использование спорного объекта местными жителями само по себе  не определяет его принадлежность к муниципальному имуществу. 

Суд апелляционной инстанции отклоняет также доводы заявителя жалобы о том,  что в случае отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, Управление в  целях оптимизации имущественного комплекса (непрофильное имущество),  закрепленного на праве оперативного управления и минимизации затрат на содержание  объектов недвижимости, непосредственно не связанных с деятельностью,  предусмотренной уставом, будет обязано провести списание спорного имущества, что  приведет к ликвидации водонапорного сооружения и может негативно отразиться на  состоянии экологии в данной местности. 

Не использование истцом имущества при осуществлении основных видов своей  деятельности не может служить безусловным основанием для отказа от него и передачи  имущества ответчику. 

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному  выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. 

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда  первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и  объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют  обстоятельствам дела и представленным доказательствам. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в  суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не  опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение  правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права. 

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что  обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с  требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены  отсутствуют. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для  безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной  инстанции также не установлено. 

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 июня 2023 года по делу №  А49-10782/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального 


государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и  сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух  месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного  суда апелляционной инстанции. 

 Председательствующий судья Е.А. Митина

Судьи С.Ш. Романенко 

Л.Л. Ястремский