ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12257/2014 от 18.09.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 сентября 2014 года                                                                               Дело №А49-2726/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей Буртасовой О.И., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмаковой И.С.,

с участием:

от ФКУ «Поволжуправтодор» – ФИО1, нач. юротдела (доверенность № ЮР-85/14 от 20.03.2014 г.);

в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2014 года в зале № 2 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройСпецСооружения» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2014 года по делу №А49-2726/2014 (судья Холькина М.Н.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «СтройСпецСооружения» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г. Казань,

к федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Пенза,

к обществу с ограниченной ответственностью «НПО «Авангард» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Самарская область, с. Красный Яр,

о признании торгов недействительными в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СтройСпецСооружения» (далее – ООО «СтройСпецСооружения», истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Поволжуправтодор», первый ответчик) и к обществу с ограниченной ответственностью «НПО «Авангард» (далее – ООО «НПО «Авангард», второй ответчик) о признании торгов недействительными в части.  

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное толкование судом норм материального права.

Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

Первый ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании до объявления перерыва с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Второй ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и второго ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. 

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве первого ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя первого ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.12.2013 г. ФКУ «Поволжуправтодор» на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 03551000004513000431 о проведении конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту моста через овраг Баженовский на 78+500 км автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск. Подъезд к городу Оренбург в Самарской области.

Истец подал заявку и согласно протоколу № 31-ОК/1 от 20.02.2014 г. был допущен конкурсной комиссией к участию в конкурсе.

По результатам оценки и сопоставления конкурсной комиссией заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ заявке истца был присвоен второй номер (протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 31-ОК/2 от 24.02.2014 г.).

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 33-ОК/2 от 24.02.2014 г. суммарное количество баллов истца по результатам конкурса составило 59,5 балла, а ООО «НПО «Авангард» – 60 баллов.

Из материалов дела усматривается, что между ФКУ «Поволжуправтодор» и победителем конкурса – ООО «НПО «Авангард» заключен государственный контракт №9/7-14 от 11.03.2014 г.

Истец, полагая, что выводы конкурсной комиссии при оценке и присвоении баллов представленной им заявки являются необоснованными, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При этом истец считает, что конкурсной комиссией ФКУ «Поволжуправтодор» нарушены положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) и пункта 18.5. конкурсной документации.

По мнению истца, в ходе подведения результатов торгов при оценке второго критерия заявок «качество работ и квалификация участника размещения заказа» одним из членов конкурсной комиссии заявке истца было присвоено 0 баллов, вследствие чего победителем торгов было признано ООО «НПО «Авангард», набравшее в итоге на 0,5 балла больше истца.

Истец указал, что по условиям конкурсной документации 0 баллов по вышеназванному критерию присваивается в случае непредставления участником конкурса предложения о качестве работ.

Поскольку заявка ООО «СтройСпецСооружения» содержала пакет документов по второму критерию, истец полагает, что определение победителя торгов – ООО «НПО «Авангард» проведено с существенным нарушением требований действующего законодательства и конкурсной документации.

Возражая против удовлетворения иска, первый ответчик указал, что основанием для признания торгов недействительными на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации является нарушение правил, установленных законом. Истец не привел, а ответчику неизвестно правил, установленных законом, которые были нарушены при подведении итогов конкурса.

По обстоятельствам подведения итогов конкурса представитель ответчика             ФИО1 пояснил что им, как членом конкурсной комиссии, критерий истца «качество работ и квалификация участника заказа» оценен в 0 баллов с учетом запрошенных им заключений экспертов. Согласно имеющимся в его распоряжении материалам представленное истцом предложение о качестве работ не соответствовало сводной ведомости объемов работ по проекту, представленные мероприятия по организации капитального ремонта значительно ухудшали качество и безопасность производства работ, отрицательно влияли на долговечность объекта. В частности, предложение истца содержало отступления от проекта в части отказа от сооружения запланированного проектом временного моста с организацией движения по одной полосе ремонтируемого моста, что вело к отступлениям в области безопасности дорожного движения по федеральной трассе. Одновременно допущены иные отступления от установленной проектом технологии производства работ. В частности, среди прочих отступлений, предложения истца содержали условие об укатке асфальтового покрытия за 4 прохода катка, в отличие от установленной проектом технологии укатки за 8 проходов катка. Такие отступления предопределили экономию истца, позволившую сделать ему лучшее (фактически демпинговое) предложение по цене контракта.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в полном объеме исследовал и оценил обстоятельства дела и представленные доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно исходил из следующего.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

По смыслу указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурса) могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства, к примеру, продажа на конкурсе чужого имущества в нарушение требований статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По общему правилу предметом судебной ревизии по делу о признании недействительными итогов торгов (конкурса) могут выступать те обстоятельства, которые касаются соблюдения формальных правил процедуры конкурса, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссии, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса. Подобные вопросы входят в компетенцию специально созданного органа – конкурсной комиссии, включающей в себя специалистов в соответствующей области.

Иное толкование пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающее переоценку выводов комиссии относительно определения победителя конкурса, означало бы переложение функций конкурсной комиссии на судебные органы, что недопустимо.

В данном же случае, как усматривается из содержания искового заявления и правильно отмечено судом первой инстанции, истец не ссылается на нарушение каких-либо установленных законодательством требований к процедуре проведения оспоренного конкурса, а выражает несогласие с решением конкурсной комиссии, которое в силу вышеизложенного не подлежит пересмотру по существу.

Согласно части 2 статьи 28 Закона № 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, может быть, в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (часть 4 статьи 28 Закона №94-ФЗ).

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг (часть 7 статьи 28 Закона № 94-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 722 от 10.09.2009 г. утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее – Правила).

Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений первого ответчика, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлялась в полном соответствии с Порядком оценки заявок на участие в конкурсе, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 722 от 10.09.2009 г.

Названные Правила определили: значимость и содержание критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг; порядок оценки заявок по критериям оценки заявок (включая формулы расчета баллов).

Согласно пункту 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» в конкурсной документации устанавливаются:

а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;

в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.

Таким образом, по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» в конкурсной документации устанавливаются:

- предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

- максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия.

Установленный Правилами порядок оценки заявок основывается на системе рейтингов (пункты 28-32 Правил).

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю). Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по данному критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Таким образом, порядок оценки заявки по критерию «качество работ и (или) квалификация участника» согласно Правилам включает следующие действия:

- присвоение баллов каждым членом конкурсной комиссии по каждому показателю критерия;

- расчет оценки заявки в баллах по каждому показателю критерия (как среднее арифметическое в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю);

- расчет рейтинга заявки по данному критерию (по установленной формуле); умножение полученного рейтинга на значимость данного критерия.

Согласно пункту 18 конкурсной документации, заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются исходя из критериев: цена контракта – 35%, качество работ и квалификация участника – 20%, сроки выполнения работ – 35%, срок предоставления гарантии качества – 10%.

Пунктом 18.5. конкурсной документации детально регламентирован порядок оценки заявок согласно установленным показателям критерия «качество услуг и квалификация участников размещенного заказа», что свидетельствует об отсутствии произвольной оценки заявок конкурсной комиссией.

Таким образом, предусмотренный указанной конкурсной документацией порядок оценки конкурсных заявок по критерию «качество услуг и квалификация участника размещения заказа» соответствует положениям Закона № 94-ФЗ и Правилам оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 722 от 10.09.2009 г. (пункты 26-32).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений правил проведения торгов, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 94-ФЗ.

При этом суд первой инстанции обоснованно учел следующие обстоятельства дела.

Согласно пункту 18.5. утвержденной заказчиком конкурсной документации присвоение заявкам баллов по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа» в объеме 20 и 80 баллов соответственно определяется не только полнотой представляемого описания видов работ (не в полном объеме, в полном объеме), но и соответствием заявки требованиям нормативно-технической документации и проектной документации.

В этой связи доказывание соответствия заявки ООО СтройСпецСооружения» требованиям нормативно-технической документации и проектной документации в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является бременем истца.

Таких доказательств истец суду не представил.

При этом присвоение заявке истца по критерию «качество работ и квалификация участника размещения заказа» 20 баллов иными (кроме ФИО1) членами конкурсной комиссии автоматически не свидетельствует в пользу соответствия заявки истца требованиям нормативно-технической документации и проектной документации.

Кроме того, ООО «НПО «Авангард», будучи указанным истцом в качестве ответчика по делу, не является лицом, на которое возложено проведение торгов.

Как следствие, ему не могут быть поставлены в вину процедурные нарушения при их проведении. В этой связи ООО «НПО «Авангард» является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.

Как следует из пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 739-О-О, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, направлено – в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, – на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

Фактическое исполнение договора, заключенного с выигравшим торги лицом, влечет объективную невозможность защиты чьих-либо прав, поскольку нарушенные права не могут быть восстановлены посредством признания недействительными торгов и заключенных по их итогам договоров, так как возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 101 от 22.12.2005 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки».

Согласно пункту 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав заявителя.

При таких обстоятельствах приведение сторон в первоначальное состояние невозможно, в связи с чем права истца не могут быть восстановлены избранным им способом защиты – путем признания недействительными торгов в форме открытого конкурса.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 739-О-О, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 г. № 10623/03, Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2009 г. № ВАС-15646/08, от 18.10.2007 г. № 12960/07, Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2010г. по делу №А55-16395/2009, от 27.11.2012г. по делу №А55-2548/2012 от 23.09.2013 г. по делу №А57-22947/2012, от 17.12.2013 г. по делу №А55-33864/2012.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 июня 2014 года по делу №А49-2726/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройСпецСооружения» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

Судьи    

В.А. Морозов

О.И. Буртасова

О.Е. Шадрина